Файл: Нормативная правовая база системы органов социальной защиты населения в РФ.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 457
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие системы органов социальной защиты населения
1.2. Правовые основы системы органов социальной защиты населения
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Федеральные органы социальной защиты населения
2.2 Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
2.3 Местные (муниципальные) органы социальной защиты населения
Мероприятия социальной защиты, которые осуществляются на региональном уровне, направлены на категорию лиц, которые находятся в обстоятельствах повышенного социального риска. Основная цель таких мероприятий – профилактика их осложнений. Помимо указанной категории граждан мероприятия проводятся и для лиц, оказавшихся в тяжелом и бедственном положении по причине различного рода жизненных ситуаций, а также для лиц, нуждающихся в обеспечительных и поддерживающих мерах.
На сегодняшний день органы государственной власти субъектов РФ обладает большей частью полномочий в сфере социального обеспечения и области социальной защиты граждан. Однако ранее они относились к компетенции органов на федеральном уровне.[20]
Принимая во внимание значимую роль социальной защиты в конституционно-правовом развитии государственных регионов, положения, которые относятся к ее регламентированию, закрепляются в региональной учредительной документации – конституции и уставах. Наука конституционного права отмечает, что все основные законы государственных субъектов обладают следующими правовыми свойствами:
- нормативность;
- учредительный характер;
- законность;
- целенаправленное действие;
- реальность;
- стабильность;
- высокая степень правовой защиты;
- преемственность.[21]
Особое внимание необходимо обратить на то обстоятельство, что нормы-цели и нормы-принципы, содержащиеся в региональных конституциях и уставах, направлены на создание моделей социальных процессов на территории субъектов РФ с позиции российских и конституционных стандартов.
Таким образом, указанные нормативно-правовые акты федеративных субъектов исполняют нормы Конституции РФ в сфере правового регулирования социальной защиты, учитывая региональную спецификацию, а также образуют основу правотворческой и правоприменительной деятельности социальной защиты населения. В качестве правовой формы социальной защиты на территории субъектов России представляются не только конституции и уставы, но и другие нормативно-правовые акты.[22]
Особую роль в правовом обеспечении мер социальной защиты на уровне региона исполняет программная документация. Программы являют собой нормативные документы, обладающие политико-правовым характером. Они определяют модель возможного решения конкретных стратегических и социально значимых проблем.
Самобытность таких программ заключается в следующих критериях:
- целенаправленность на конкретное региональное развитие (муниципальное образование);
- наличие определенного алгоритма организационного правового решения проблем, установленных Программой;
- смешанность политико-правового характера программ, являющихся правовыми и политическими документами;
- присутствие «технической» части, так как программа неизбежно отражает проблемы ресурсной и организационной реализации этапов и положений обеспечения программной стратегии;
- субъективный состав исполнителей, которые ответственны за реализацию мероприятий, являющихся частью программного содержания.
- временно установленные действенные рамки, которые означают, что программа любого уровня обладает определенным сроком исполнения, при истечении которого она теряет юридическую силу.[23]
Программы регионального назначения начинают приводиться в действие под влиянием соответствующих нормативно-правовых актов, которые утверждают эти социально-правовые и политические документы.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что область социально защиты на территории субъектов РФ регулируется юридическими источниками различных уровней. Не смотря на это, даже их многочисленность не справляется с решением вопроса разработки и принятия конкретных региональных социальных норм, которые играют основную роль в формальном юридическом обеспечении регионального прототипа социальной защиты населения.
Следует обратить внимание, что на уровне федеральных субъектов сформировалась устойчивая система источников правового регулирования органов социальной защиты. В ее состав входят источники разных уровней: Конституции, Законы, Уставы, Постановления региональных администраций.
Смысловые положения, которые являются частью сферы социальной защиты, отражаются в Уставах. Законы и Постановления закрепляют категории граждан, на которых распространяется действие НПА, а также правовую основу социальной защиты конкретных форм и видов.
Региональное законодательство субъектов РФ закрепляет трехуровневый конституционный стандарт предоставления социальной защиты. Первым уровнем является федеральный, в силу того, что законодательство субъектов РФ закрепляет ссылки на федеральные нормативно-правовые акты. Помимо этого, он отражает категории граждан, которые могут являться получателями социальной поддержки, установленные в положениях федеральных законов. Следующий уровень – региональный. Он учитывает социальные, экономические возможности и специфику конкретного субъекта РФ. Третьим уровнем представлен муниципальный, так как региональное законодательство многих субъектов устанавливает передачу определенных мер социальной защиты через представление конкретных полномочий государства органам местного самоуправления, которые действуют в пределах муниципального образования на территории соответствующего региона.[24]
Изученные документы являются прямым доказательством, что региональным прототип социальной защиты основан на социальном восстановлении, нормах обеспечительного характера и предупреждении наступления социальных рисков. Анализ правового регулирования региональных органов социальной защиты населения, показывает, что основные правовые акты, согласно которым оно предоставляет, являются региональными. Совместно с этим развитие федерализма социальной защиты может создавать определенные социальные риски. Они основываются на том, что субъекты обладают различными социально-культурными и экономическими возможностями. Данный факт не позволяет сформировать механизм равноправного доступа граждан к получению конституционного права на социальную защиту.
На территории субъектов РФ социальная защита обязана гарантировать одинаковый уровень доступа к получению ее благ. Не соблюдение указанного принципа может оправдываться только милосердием, то есть проявлением большей заботы со стороны государства и общества к гражданам, которые больше нуждаются в социальной поддержке больше остальных.[25]
В заключение вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция РФ является основой формирования правовой системы органов социальной защиты в субъектах Федерации. Ее влияние в совокупности с имплементацией конституционных норм образуют региональную модель социальной защиты. Система государственных органов благополучно развивается. Устанавливается и улучшается структура социального законодательства, которая составляет основной массив в региональном правотворчестве и правоприменения. Правовое регулирование региональных органов социальной защиты граждан направлено на охрану ценностей прав личности.
2.3 Местные (муниципальные) органы социальной защиты населения
На основе законодательства государство занимается установкой социальных гарантий, определением категорий граждан, имеющих возможность получить обеспечение за счет средств государственного бюджета. Помимо этого оно также разрабатывает специализированные социальные нормативы и стандарты.
Органы местного самоуправления совместно с региональными органами субъектов осуществляют свою деятельность согласно требованиям, установленным федеральным законодательством, соблюдают федеральные нормативы и стандарты. При наличии финансовых средств без ущерба собственным полномочиям они имею право формировать дополнительные социальные гарантии, которые могут обеспечить повышенный уровень социальной защиты населения.
Согласно конституционным нормам, органы местного самоуправления, наравне с государственными органами, формируют условия для обеспечения прав граждан по здравоохранению и оказанию медицинской помощи, права на получение образования, на принятие участия в культурной жизни общества и иных прав.[26]
Главенствующая задача, которая стоит перед органами местного самоуправления – это создание всех условий для возможности реализации основных потребностей и законных интересов граждан, организация мер их социальной защиты по территориальному признаку.
Список основных вопросов местного значения закреплен в Федеральном законе от 06.10. 20013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он определяет перечень полномочий органов местного самоуправления. Указанный нормативно-правовой акт обладает приоритетом перед другими федеральными законами РФ, которые регулируют подобные вопросы. Региональные органы могут осуществлять правовое регулирование в сфере местного самоуправления только в порядке и случаях, которые установлены настоящим Законом.[27]
Согласно приведенному Федеральному закону в каждом муниципальном образовании – городском и сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, внутригородском районе городского округа с внутригородским делением закреплен свой ряд вопросов. Нормативная правовая база местного самоуправления также включает в свой состав иные федеральные законы, которые имеют отраслевой характер, а также те, что прямо или косвенно касаются деятельности местного самоуправления.
Федеральные законы с отраслевым характером не занимаются непосредственным регулированием вопросов местного значения, однако они раскрывают их содержание и уточняют действие полномочий органов местного самоуправления в той или иной сфере.
Подобное федеральное законодательство включает не только базовые федеральные законы, которые регулируют определенную сферу социальных правоотношений, но и иные федеральные законы, которые касаются конкретных вопросов деятельности соответствующей отрасли. В качестве его дополнения выступают подзаконными нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.[28]
При проведении реформирования системы государственных и муниципальных органов, федеральный законодатель осуществляет преобразование в сфере социальной защиты и находит эффективные средства и методы исполнения органами местной власти своих полномочий.
Оно занимается регулирование вопросов межбюджетных отношений, устанавливает перечень эффективных правил, обеспечивающих выравнивание бюджета, в также стимулированием инициативы системы органов местного самоуправления.
Одним из эффективных средств реализации социальной политики государства является формирование государственных программ Российской Федерации и ее субъектов. Реализация этих программ происходит на всех уровнях. Однако государством установлены приоритеты при обеспечении социальной политики.
Общепринятый порядок совершения мероприятий программы, их финансирование закрепляются в конкретных программах государства. При их реализации органы местного самоуправления, помимо организационного участия, принимают участие финансовое. Органы субъектов РФ совместно с муниципальными образованиями осуществляют разработку и реализация собственных программ развития, которые ориентированы на улучшение федеральных показателей.
Муниципальные образования принимают программы, которые предусматривают выделение финансовых ассигнований из средств местного бюджета на обеспечение мероприятий. Их софинансирование в пределах региональной программы происходит за счет финансирования из бюджета соответствующего бюджета субъекта РФ и средств федерального бюджета.
Особого внимания требуют вопросы, которые связаны реализацией органами местного самоуправления полномочий в области социальной защиты населения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ закрепляют, что органы местного самоуправления имеют право на установление за счет собственных средств дополнительных мер социальной помощи и поддержки в отношении отдельных категорий граждан. Это происходит не зависимо от наличия в законодательстве положений, которые данное право устанавливают.[29]
На основании приведенного Закона органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования обладают правом принятия участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, а также правом оказания социальной поддержки общественным объединениям людей с ограниченными возможностями.
Российское законодательство содержит в своем составе множество федеральных законов, которые регулируют отношения в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан. А именно:
- о предоставлении государственной социальной помощи;
- об основах социального обслуживания граждан
- о социальной защите людей с ограниченными возможностями;
- об основных гарантиях прав детей;
- о дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей;
- о дополнительных мерах государственной поддержки семей, которые имеют детей;
- об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних лиц;
- об опеке и попечительстве;
- о ветеранах;
- о занятости населения и иные.