Файл: Нормативная правовая база системы органов социальной защиты населения в РФ.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 459
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие системы органов социальной защиты населения
1.2. Правовые основы системы органов социальной защиты населения
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Федеральные органы социальной защиты населения
2.2 Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации
2.3 Местные (муниципальные) органы социальной защиты населения
ВВЕДЕНИЕ
Конституционное законодательство Российской Федерации закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, а также принципы их осуществления и защиты. К ним относятся право на предоставление социальной защиты и право на социальное обеспечение.
Российская Федерация – это социальное государство. Согласно ст. 7 Конституции РФ, оно оказывает влияние на распределение благ экономики для справедливого обеспечения достойного существования каждому гражданину. В рамках своих полномочий законодательные органы занимаются реализацией функций и созданием нормативно-правовой базы для осуществления приведенной цели.
Состояние рыночной экономики с настоящее время такое, что большая часть граждан находится за чертой бедности. Их основным источником дохода является социальная защита. При этом принципы и организация социальной защиты имеет весьма шаткое положение, так как отражает множество неясных и несправедливых моментов.
Тема данного исследования актуальна, в силу того, что социальное обеспечение на протяжении всего своего существования будет являться одной из приоритетных задач каждой современной страны.
Социальная защита населения – это государственная система, которая нуждается в регулировании со стороны государственных органов, а также в совершенствовании согласно текущим реалиям и потребностям граждан и государства. Отсутствие четкого законодательного регулирования, недостаток финансовых средств и высокий уровень бедности – это основные критерии актуальности темы работы и ее направленности на теоретическое осмысление наиболее острой проблемы современной действительности.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в государстве в сфере социальной защиты населения в настоящий момент. В качестве предмета работы выдвинуты вопросы, касающиеся нормативно-правового регулирования органов социальной защиты населения на всех ее уровнях.
Цель – изучение законодательства в указанной сфере, а также его анализ.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- сформировать понятие социальной защиты;
- определить принципы социального обеспечения;
- рассмотреть систему органов социальной защиты населения в РФ;
- сделать анализ действующей нормативной правовой базы органов социальной защиты населения;
- показать важнейшие проблемы и пробелы в правовом регулировании социального обеспечения в РФ.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Теоретическая база исследования включает работы российских и зарубежных теоретиков и практиков в сферах конституционного, муниципального и административного права, а также политологии и социологии. В правовую основу вошли такие акты как Конституция РФ, Федеральные законы РФ, а также законы субъектов РФ и иные НПА.
Среди методов для проведения исследования были использованы наблюдение, описание, анализ, измерение и сравнение.
Эмпирическая основа содержит материалы справочной литературы, архивные данные, результаты социологических опросов и исследований, а также практические материалы государственных органов и аппарата местного самоуправления.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие системы органов социальной защиты населения
Социальной защите населения принадлежит одно из основных мест в государственной и общественной жизни. Оно напрямую зависит от экономического развития и имеет тесную связь с благополучием социальной политики государства.
В ст. 39 Конституции закреплено право российских граждан на получение социального обеспечения. В соответствии с указанной статьей каждый гражданин может рассчитывать на социальную поддержку со стороны государства в случае наступления болезни или инвалидности, для воспитания детей, при потере кормильца и в иных случаях, которые предусмотрены законом.[1]
Социальная защита населения гарантирует достойное развитие каждого гражданина и сохранение источника средств к существованию при наступлении возможных социальных рисков.
Социальное обеспечение выступает в качестве формы распределения материальных благ. Его целью является удовлетворение жизненно важных личных потребностей больных, стариков, детей, нетрудоспособных граждан, иждивенцев, безработных лиц, потерявших кормильца, а также всех граждан с целью охраны их здоровья и возможности воспроизводить рабочую силу за счет специализированных фондов. Они создаются для общества на страховой основе, либо за счет государственных ассигнований на тех условиях и в случаях, которые предусмотрены законом. То есть социальное обеспечение – это различного рода помощь общества своим гражданам.[2]
Основная организационно-правовая форма социального обеспечения – это государственное социальное страхование. Его суть состоит в разделении социального риска потери дохода, снижении заработка ниже установленного прожиточного минимума, потребности в получении медицинской помощи и иных социальных услугах между государством и работниками, подлежащими обязательному государственному социальному страхованию.
Конституционные права граждан на социальное страхование, пенсионное обеспечение, здравоохранение, социальное обеспечение при получении статуса безработного реализуются при помощи федеральных и внебюджетных фондов.
На сегодняшний день к ним относятся:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В качестве еще одной организационной формы социального обеспечения представлено целенаправленное ассигнование средств из федерального бюджета (например, всевозможные пенсии).[3]
Совместно с указанными формами в последние годы распространились виды негосударственного социального обеспечения. К ним относятся:
- муниципальное социальное обеспечение;
- негосударственные пенсионные фонды;
- благотворительная деятельность физических и юридических лиц;
- предоставление компенсаций и льгот.
При муниципальном социальном обеспечении реализуется многоуровневая социальная политика, которая направлена на улучшения общественной жизни всех социальных категорий и слоев населения. Для этой цели каждый год происходит утверждение комплексной программы мер социальной поддержки и защиты граждан. К числу приведенных мер можно отнести выплату доплаты (компенсации) неработающим лицам пенсионного возраста до социально установленной нормы.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов реализуется на основании положений Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». На сегодняшний день на территории Российской Федерации существует более 250 негосударственных пенсионных фондов, обладающих лицензией.
Исключительной деятельностью таких фондов считается негосударственное пенсионное обеспечение членов фонда, в соответствии с соглашениями о негосударственном пенсионном обеспечении граждан с вкладчиками фонда в пользу участников этих негосударственных фондов. Их деятельность состоит в приумножении пенсионных взносов, размещении пенсионных накоплений, ведении учета пенсионных обязательств фонда и произведении выплат негосударственных пенсий всем участникам такого фонда.[4]
Правовое регулирование благотворительной деятельности физических и юридических лиц производится согласно Федеральному закону от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
Необходимо заострить внимание на различие понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение».
Отсутствие экономической стабильности, усиление разделения общественных слоев, повышенных уровень нищеты, рост числа безработных и беженцев привело к возникновению острой проблемы социальной безопасности и защищенности граждан. Создать решение указанной проблемы в пределах одной (права социального обеспечения) не представляется возможным. По этой причине необходимо объединить несколько правовых отраслей.
Трудовое право закрепляет решение проблемы трудоустройства и занятости насления, безработицы и повышения уровня социальных гарантий в сфере труда. Например, установление МРОТ (минимального размера оплаты труда).
Жилищное право занимается вопросами, которые связаны с обеспечением жилищных условий.
На семейном праве возложены вопросы государственного содействия института семьи и брака, установления прав и обязанностей супругов, родителей и детей.
Экологическое право занимается решением проблем, связанных с созданием и поддержанием благоприятной экологической среды для ведения нормальной жизнедеятельности всех членов общества.
Несмотря на это, основополагающие вопросы социальной защиты населения отнесены в отрасли права социального обеспечения.
Следовательно, границы понятия «социальной защиты» гораздо шире понятия «социальное обеспечение», то есть последнее входит в состав социальной защиты.[5]
Главой системы органов социальной защиты является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
В регионах страны вопросы социальной защиты населения возложены на Комитеты администрации или Департаменты соответствующих территорий. Проблемы пенсионного обеспечения находятся в ведении Отделений Пенсионных фондов РФ. Исключением в последнем случае являются конкретные регионы, в которых пенсионная служба является частью органов социальной защиты.
Помимо указанных учреждений в систему органов социальной защиты входят:
- управления социальной защиты населения на районном уровне;
- центры предоставления социального обслуживания;
- бюро медико-социальной экспертизы;
- центы предоставления помощи семьям и детям;
- социальные детские приюты;
- пансионаты для ветеранов;
- психоневрологические интернаты;
- интернаты для умственно-отсталых детей;
- реабилитационные центры для инвалидов;
- геронтопсихиатрический центр;
- дома для ночного пребывания;
- центры предоставления социальных выплат.[6]
На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод: система органов социальной защиты населения достаточно велика. Ее деятельность направлена на решение основных проблем граждан из каждого возрастного сегмента.
1.2. Правовые основы системы органов социальной защиты населения
Система органов социальной защиты населения стала обладать прочной законодательной базой с 1995 года. На ее основе производится правовое регламентирование в сфере социального обслуживания населения. Основной ее частью являются Федеральные законы. Ниже представлены некоторые из них.
- Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Его положения устанавливают:
- юридические, экономические и организационные основы предоставления социального обслуживания населения;
- полномочия федеральных государственных органов и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в указанной сфере;
- права и обязанности, которые возлагаются на представителей социального обслуживания;
- права и обязанности, которые принадлежат получателям социальных услуг.[7]
Действие приведенного Федерального закона распространяется на все население Российской Федерации, включая его граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны, беженцев, юридических лиц вне зависимости от варианты их организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют социальное обслуживание граждан.
- Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» закрепляет в своих положениях правовых гарантии предоставления социальной защиты ветеранам Российской Федерации с целью созданий условий, которые смогут обеспечить им достойный уровень жизни, активную деятельность, почет в обществе и уважение и подрастающего поколения.[8]
- Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Данный нормативно-правовой акт занимается установлением правовых и организационных основ оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим, которые проживают одиноко, а также иным категориям, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.[9]
- Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Приведенный нормативно-правовой акт устанавливает пределы государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов на территории Российской Федерации. В качестве его основной цели признано обеспечение данной категории граждан возможностей для реализации экономических, политических, гражданских и иных конституционных прав и свобод наравне с другими, а также согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.[10]