Файл: Нормативная правовая база системы органов социальной защиты населения в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Меры социальной поддержки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаются расходными обязательствами государства. Исключением являются меры социального обслуживания и социальной поддержки, которые относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с его законодательством.

  1. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». Приведенный нормативно-правовой акт закрепляет базовые критерии реализации обязательного социального страхования, разновидности возможных социальных рисков, виды страховых случаев и страхового обеспечения обязательным социальным страхованием, права и обязанности субъектам, которым предоставляется социальное страхование.[11]

Социальной защитой является комплексная технология, которая включает организованную систему мер социально-экономического, организационного и юридического характера, гарантированную и реализуемую государственными органами для предоставления гражданину достойной жизни, а именно материальный достаток на установленном уровне стандартов современного развития общества в целом.

Основное место в данной системе принадлежит различного вида пособиям.

Пособиями являются денежные выплаты, которые назначаются гражданам единовременно, ежемесячно иди периодически в случаях, установленных российским законодательством. Основные цели их предоставления – возмещение утерянного дохода, а также предоставление дополнительной финансовой помощи.

Предоставление социальных пособий гражданам происходит на основании положений Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Приведенный нормативно-правовой акт занимается установлением единой системы государственных пособий гражданам, которые имеют детей, в связи с их рождением или воспитанием. Данная система реализует гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Помимо этого Федерального закона предоставление пособий гражданам может производиться на основании Закона РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Он закрепляет экономическую, юридическую и организационную основу политики государства, направленной на оказание содействия занятости населения включая государственные гарантии по осуществлению государственных прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы и труд.[12]


Пенсионное обеспечение регулируется рядом нормативно-правовых актов в зависимости от категории граждан. К ним относятся:

  • Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Он устанавливает причины возникновения и порядок обеспечения граждан РФ правом на получение трудовой пенсии;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В его положениях закреплены причины возникновения права на получение выплат по государственному пенсионному обеспечению, а также порядок их назначения.

Следовательно, социальная защита направлена на предоставление помощи определенным категориям нуждающихся лиц, учитывая их индивидуальные потребности. В гражданском законодательстве РФ изданы и оказывают действия необходимые нормативные правовые акты, регулирующие оказание социальной поддержки соответствующей категории нуждающихся лиц.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ УРОВНИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Федеральные органы социальной защиты населения

Выработка политики государства и правовое регулирование в сфере социальной защиты и области социального обеспечения граждан РФ реализует особый федеральный орган исполнительной власти. На сегодняшний день таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития России. Оно занимается осуществление координации и ведением контроля деятельности служб, находящихся в его ведении, а именно:

  • Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
  • Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей;
  • Федерального агентства в сфере здравоохранения и социального развития;
  • Федеральной службы по труду и занятости;
  • Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • Федерального фонда обязательного медицинского страхования.[13]

Приведенное министерство взаимодействует с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями все зависимости от их организационно-правовой формы. Через это взаимодействие оно реализует свои функции.


Министерство здравоохранения и социального развития России обладает множеством полномочий. Оно имеет право вносить в Правительство РФ проекты указов Президента и Правительство РФ о социальном развитии государства, а также проекты федеральных законов. При возникновении вопросов, требующих решения федерального правительства, министерство может готовить иную документацию – прогнозы показателей своей деятельности, проектировки планов работы и др.

Приведенное министерство обладает право самостоятельного принятия нормативных правовых актов в отношении вопросов, отнесенных в его компетенции. Например, оно может утверждать положения о территориальных органах федеральных агентств и служб, которые ему подведомственны. Министерство также может заниматься принятие различных нормативных правовых актов согласно своему направлению деятельности. Так, в области здравоохранения оно принимает порядок оказания медицинской и скорой медицинской помощи населению; занимается определением объемов, видов и стандартов качества специальной медицинской помощи, которую могут оказывать в государственных или муниципальных здравоохранительных учреждениях. Помимо этого министерство определяет объемы и виды медико-социальной помощи лицам, которые страдают особо опасными заболеваниями.[14]

В области пенсионного обеспечения оно занимается принятием различных нормативно-правовых актов. Например:

  • регламент систематизации работы по вопросам, которые касаются ведения пенсионных документов, подтверждения стажа и периода работы и дают право на предоставление различного рода пенсий, а также их подсчета;
  • свод правил, регулирующих порядок обращения за пенсиями, их назначения и выплату, а также перерасчет их размера, возможность перехода от одной разновидности пенсии к другой;
  • перечень необходимой документации для установления пенсии;
  • комментарии к порядку применения российского законодательства о пенсионном обеспечении;
  • положение, которое разъясняет особенности ведения расследования несчастных случаев на производстве;
  • иные разновидности нормативно-правовых актов.

В области предоставления социального обслуживания населения министерство устанавливает акты, которые аналогичны вышеприведенным, а именно: регламент о заключении, изменении и расторжении договоров о предоставлении стационарного обслуживания инвалидов и пожилых граждан, формы типовых договоров о предоставлении стационарного обслуживания указанной категории граждан. Помимо этого оно занимается формированием перечней заболеваний, чье возникновение или обострение может оказаться связанным с выполнением работ по ликвидации последствий аварий, произошедших на Чернобыльской АЭС и иных территориях, а также установлением формы справки, которая может подтвердить факт возникновения инвалидности.


Министерство занимается обобщением практики использования законодательство, производит анализ обеспечения политики государства в сферах деятельности, закрепленных за ним. Среди функций работников аппарата министерства наблюдается организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения письменных и устных обращений со стороны населения, принятие по ним решений и направление ответов в сроки, установленные законодательством.[15]

Их деятельность регулируется Должностным регламентом федеральных гражданских государственных служащих в федеральных агентствах, федеральных министерствах и федеральных службах.

Главой данного федерального органа является министр. Он назначается на эту должность и освобождается от нее Президентом РФ по представления Председателя Правительства РФ.

Аппарат министерства содержит департаменты, которые формируются в зависимости от направления деятельности. Они, в свое очередь, подразделяются на отделы.

Сам министр является носителем ряда полномочий в сфере взаимодействия органа с внебюджетными фондами обязательного медицинского страхования. Помимо этого он может принимать нормативно-правовые акты по направлению этих фондов и назначать необходимые проверки функционирования их деятельности. Однако в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об основах обязательного медицинского страхования» только Правительство обладает правом осуществления управления системой обязательного социального страхования. По факту правительство предоставляет министру широкий круг полномочий, которые касаются фондовой деятельности обязательного социального страхования. Следовательно, оно делегирует исполнение своих функций указанному министерству.[16]

Правовое регулирования государственной системы органов социальной защиты населения на федеральном уровне представляет собой сложную структура нормативно правовых актов, к которым, помимо вышеприведенных федеральных законов относятся:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, который позволяет установить для налогоплательщика право на получение стандартных и социальных налоговых вычетов;
  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, при помощи которого определяется возникновение определенных правовых условий для получения грамотного согласования трудовых интересов сторон правоотношений, государственных интересов, правовое регулирование в приведенной сфере, а также содействие в трудоустройстве и защиту от безработицы;
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ, который является инструментом правового регулирования социальной защиты семьи как основной опоры государства и общества.

Правовое регулирование органов социальной защиты на федеральном уровне непрерывно развивается при внесении дополнений и изменений в действующее законодательство, которое создано в интересах слабозащищенных категорий граждан. Главенствующей задачей системы органов социальной защиты является обеспечение неукоснительного соблюдения действующих правовых норм.

2.2 Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 72 Конституции РФ отношения социальной защиты являются предметом совестного федеральных государственных органов и органов субъектов Федерации. Указанное обстоятельство обуславливает собой то, что правовое регулирование социальной защиты населения производится в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами и актами федеративных субъектов.[17] То есть присутствует дуализм нормативно-правового регламентирования социальной защиты граждан. В его отношении субсидиарная роль принадлежит правовым актам муниципальных образований.

Конституционно-правовая наука делает акцент на необходимости четкого выставления границ ответственности и полномочий между федеральными, региональными и местным государственными органами при решении вопросов в сфере социальной защиты. Помимо этого следует закрепить за соответствующими бюджетными уровнями достаточное количество доходных источников.[18]

При рассмотрении вопросы о правовом регулировании региональной модели социальной защиты необходимо понимать, что субъекты занимаются разработкой основы социальной модели именно на уровне региона, учитывая экономические возможности и социальные предпосылки региона. Они закрепляют местные нормативы и нормы, которые уточняют и развивают государственные социальные стандарты, а также развивают и укрепляют учреждения социальной защиты, которые являются государственной собственностью. [19]

Решение приведенных вопросов происходит на базе источников правового регулирования. Действующее российское законодательство является основным источником нормативного регламентирования отношений в области социальной защиты граждан. В перечень его действия входит предопределение полномочий для государственных органов субъектов Российской Федерации.