Файл: Не государственные пенсионные фонды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Средняя доля застрахованных лиц, подавших заявление о переходе из ПФР в НПФ одновременно со вступлением в Программу государственного софинансирования составляет 29,7%. В фондах Топ-25 этот показатель колеблется в диапазоне от 0% до 64%. Наибольшая доля застрахованных лиц, привлеченных по линии вступления в ДСВ, отмечена в НПФ «Первый русский ПФ» (62,8%), КИТ-Финанс НПФ (63,9%) и НПФ «Согласие» (64%)

Структура переходов между ПФР и НПФ и между отдельными НПФ для указанных выше фондов Топ-25 представлена в таблице 3.

Наибольшее количество застрахованных лиц из других негосударственных пенсионных фондов привлек НПФ «Росгосстраха».

Из фондов, входящих в Топ-25, семь имеют отрицательный баланс по переходам из одного НПФ в другой. Наилучший баланс другими фондами имеет НПФ Росгосстраха (265,3 тыс. человек), наихудший - КИТ Финанс НПФ (-249,3 тыс. человек).

Таблица 3

№ пп

Наименование НПФ

Приход из ПФР

Приход из других НПФ

Баланс с другими НПФ

Км

1

НПФ "Росгосстраха"

992,05

402,33

265,29

28,85%

2

НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАPАНТ”

720,58

329,16

81,7

31,36%

3

НПФ "Промагрофонд"

433,84

275,26

-54,8

38,82%

4

НПФ "СтальФонд"

364,89

216,78

-48,08

37,27%

5

НПФ Сбербанка

952,63

213,43

98,09

18,30%

6

НПФ "Доверие"

270,34

184,63

81,87

40,58%

7

НПФ электроэнергетики

405,32

178,23

23,46

30,54%

8

КИТ Финанс НПФ

603,65

177,87

-249,29

22,76%

9

НПФ "Согласие"

148,53

150,66

129,73

50,36%

10

НПФ "Первый Русский ПФ"

214,14

137,7

93,89

39,14%

11

НПФ Ренессанс Жизнь и Пенсии"

333,72

136,63

-44,35

29,05%

12

НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ"

378,41

135,46

-40,38

26,36%

13

НПФ "Европейский ПФ"

193,74

129,9

79,94

40,14%

14

НПФ Сберегательный ПФ

266,84

124,31

111,82

31,78%

15

НПФ "Адекта-Пенсия"

172,7

96,73

59,58

35,90%

16

НПФ ВТБ Пенсионный фонд

495,57

71,97

-51,4

12,68%

17

НПФ "Сберфонд РЕСО"

214,42

62,73

29,72

22,63%

18

НПФ "ГАЗФОНД"

324,27

53,12

-13,24

14,08%

19

НПФ Промстройбанка

13,31

24,38

24,25

64,69%

20

Национальный НПФ

54,73

22,14

-29,92

28,80%

21

ОНПФ «Доверие»

21,71

15,8

10,38

42,12%

22

НПФ "Райффайзен"

91,29

12,77

1,25

12,27%

23

НПФ "Русский Стандарт”

135,45

12,58

-12,44

8,50%

24

НПФ "Защита будущего"

16,42

11,39

11,35

40,96%

25

НПФ "Уралсиб"

42,6

6,35

-0,76

12,97%


Деятельность фондов по переводу застрахованных лиц в определенной степени характеризуется коэффициентом Км. Среднее значение коэффициента Км для всех фондов, участвовавших в кампании 2013 года, составило 28,9%. Для фондов, входящих в Топ-25, среднее значение Км составляет 28,8% и изменяется в диапазоне от 8,5% до 64,6%. Это означает, что отдельными фондами из других НПФ было привлечено почти две трети всех застрахованных лиц, пришедших в фонд.

Наименьшее значение коэффициента Км среди фондов, входящих в Топ-25, имеют НПФ «Русский стандарт» (8,5%), НПФ «Райффайзен» (12,3%) и НПФ ВТБ пенсионный фонд (12,7%). Наибольшее значение Км имеют Оренбургский НПФ «Доверие» (42,1%), НПФ «Согласие» (50,4%) и НПФ Промстройбанка (64,6%). По итогам кампании 2013 года беспрецедентно высоким оказалось число заявлений, по которым было отказано в удовлетворении (8,2 млн.). В процентах к числу поданных заявлений (45,3%) это почти в 1,6 раза больше, чем по итогам кампании 2012 года (28,7%).

Сравнение причин отказов в 2014 году с предыдущими годами приведено в таблице 4.

Таблица 4

№№ пп

Причина отказов

Процент в общей сумме отказов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

1.

Неправильно указан страховщик по ОПС

48,63%

67%

58%

59%

2.

В ПФР не обнаружен договор об ОПС

24,73%

19,4%

12,1%

-

3.

Имеются заявления с более поздней датой

20,9%

12,7%

17%

22%

4.

Другое

5,74%

0,9%

12,9%

19%

За истекшие десять кампаний по «пенсионным выборам», в которых принимали участие негосударственные пенсионные фонды, им доверили накопительную часть своей трудовой пенсии (НЧТП) свыше 28,5 млн. человек (37,1% от 77,0 млн. граждан, у которых, по данным ПФР, формируются пенсионные накопления).

НЧТП формируют всего 77 млн. человек. Из них по итогам кампании 2013 года желание формировать накопительную пенсию выразили:

  • в Государственной управляющей компании - около 48 млн. человек;
  • в негосударственных пенсионных фондах - около 28,5 млн. человек;
  • в частных управляющих компаниях - около 0,5 млн. человек.

Активность населения существенно отличается по регионам России. Если, например, в Республике Татарстан из общего числа застрахованных лиц, имеющих право на НЧТП, свыше 40% выбрали НПФ или частные УК, в Новосибирской области – 35%, а в Нижегородской области – 30%, то в республиках Мордовия и Калмыкия этот показатель составляет 2,6% и 0,6% соответственно.


Средняя (взвешенная по величине пенсионных накоплений) доходность инвестирования пенсионных накоплений по итогам 2013 года составила 7,39%, что существенно превышает уровень инфляции в 2013 году (6,5%). При этом доходность государственной управляющей компании составила по расширенному портфелю 6,71%, а по портфелю государственных ценных бумаг – 6,9%. Сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений, сформированных в негосударственных пенсионных фондах в 2013 году, представлены в Приложении 3.

Максимальное значение начисленной на счета доходности среди фондов – членов НАПФ (8,96%) показал НПФ «Волга-капитал» а минимальное (-3,7%) – НПФ «Гарант-Проф». Доходность ниже уровня инфляции показали 20 фондов-членов НАПФ.

Средний счет застрахованного лица, осуществляющего формирование накопительной пенсии в НПФ на 1.01.2014 г. составил 49,0 тыс. рублей и увеличился за год на 21,3% . Размер среднего счета по отдельным фондам-членам НАПФ изменялся в диапазоне от 27,2 тыс. руб. (НПФ «Согласие») до 169,6 тыс. руб. (НПФ «Сургутнефтегаз»). Для сравнения, размер среднего счета застрахованных лиц, осуществляющих формирование НЧТП в государственной управляющей компании вдвое меньше среднего счета в НПФ и равен 24,1 тыс. рублей.

1 июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». В соответствии с ним негосударственные пенсионные фонды осуществляют, при наличии необходимых оснований, выплату средств пенсионных накоплений гражданам, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии.

Выплаты осуществляются в виде:

• накопительной части трудовой пенсии (размер выплат рассчитывается в соответствии с ожидаемым периодом выплаты пенсии);

• срочной пенсионной выплаты (обеспечивается исключительно за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в рамках программы государственного софинансирования и материнского (семейного) капитала);

• единовременной выплаты, которая назначается тем, у кого расчетный размер накопительной части трудовой пенсии составляет 5% и менее размера трудовой пенсии по старости. В этом случае все средства пенсионных накоплений выплачиваются человеку одной выплатой.

Пенсионным фондом России с момента вступления в силу Федерального закона № 360-ФЗ (1 июля 2012 г.) осуществлены выплаты 2,95 млн. застрахованных лиц, из которых 2,94 млн. (99,7%) которых осуществлены в форме единовременных выплат. Средний размер единовременной выплаты составил 8100 рублей, накопительной части трудовой пенсии – 623 руб. и срочной пенсионной выплаты -737 руб.


Негосударственные пенсионные фонды за этот же период осуществили выплаты 0,45 млн. человек на общую сумму 6843 млн. рублей. Процент выплат накопительной части трудовой пенсии и срочных пенсионных выплат в НПФ существенно выше, чем в Пенсионном фонде России. В виде единовременной выплаты осуществлены только 97,5% получателей.

Средний размер выплат из НПФ составил:

Накопительной части трудовой пенсии 705 руб.

Срочной пенсионной выплаты 935 руб.

Единовременной выплаты 15040 руб.

При этом средний размер НЧТП в отдельных фондах достигал величины 2257 руб., а срочной пенсионной выплаты – 2572 руб.

Глава 3. Перспективы развития деятельности негосударственных пенсионных фондов в России

Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.Хотя в ведущих отраслях промышленности 30 - 40% работающих являются участниками негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.


Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:

создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах;

развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;

совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.

Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.

Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями

С выходом «Программы пенсионной реформы в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется с существующими выплатами государственных пенсий, ему в помощь потребуются новые институты. Но времени на их создание «с нуля» не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.