Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные понятия лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании исследований, проведенных в 1930-х годах прошлого столетия, было установлено, что лидерство - это определенный тип поведения, а также было сделано предположение, что этому поведению можно обучать. [39, c. 186]

Лидерство обнаружили в трех типах общества: свободной конкуренции, авторитарном и демократическом обществе. Исследования подтвердили, что наиболее продуктивным оказались группы, работающие по принципу демократического стиля лидерства: когда люди принимают участие в процессе принятия решений и в развитии проекта.

Главный вопрос, который волновал и до сих пор актуален сегодня, можно ли «научить лидерству», т.е. развить лидерские навыки или лидерами все-таки рождаются? [42]

На этот счет существуют разные точки зрения. Некоторые ученные заявляют что, лидерство - это сочетание харизмы и определенного набора «технических» качеств менеджера - профессионализма в конкретной сфере, умения организовать себя, умение мотивировать свою команду и т.д. Именно таким «техническим» вещам можно научить. Другие все-таки считают, что лидером нужно родиться. Можно приобрести навыки коммуникации, принятия решений, можно перенять стиль поведения и сформировать имидж. Но если у человека нет лидерского потенциала, то настоящим лидером он вряд ли станет.

У лидера есть четыре роли, в которых он должен успешно работать: [37]

  1. Создание атмосферы взаимного доверия, которое имеет четкое экономическое обоснование: быстрее принимается решение, как следствие, уменьшаются издержки. Атмосфера доверия достигается путем разделения всеми общих ценностей;
  2. Прояснение целей. Это не просто видение, это, скорее, перевод видения в конкретные цели;
  3. Настройка бизнес-процессов и систем. Необходимо понять, как достигаются поставленные цели, следить за дисциплиной исполнения;
  4. Развитие таланта окружающих. Лидер ни в коем случае не управляет людьми, он вдохновляет их, раскрывает потенциал. Кроме того, такой лидер не боится окружить себя другими лидерами, работающими в разных направлениях.

Казалось бы, этому смело можно научиться и успешно применять на практике, однако возникает другая проблема – неэффективность корпоративных программ, причины которой следующие: [35, c. 50]

  • неправильно подобранные методы обучения, например, только тренинги или лекции по лидерству;
  • подмена содержания, в таком случае программа развития лидеров представляет собою стандартный курс по менеджменту;
  • личность преподавателя программы зачастую проводятся людьми, далекими от бизнеса, а учиться лидерству надо только у настоящих лидеров, т.е. здесь очень важно, чтобы преподаватель служил ролевой моделью.

О развитии лидерства в России можно говорить всего лишь с 2001 года. Именно в это время российский бизнес начал интересоваться регулярным менеджментом и методами конкурентной борьбы. России требуется гораздо меньше времени, чтобы наверстать отставание от запада. За пять лет многие российские компании осознали необходимость развития лидерских навыков, но лишь немногие провайдеры обучения могут предложить сегодня качественные и интересные программы.

В России специализированные центры развития лидерства встречаются крайне редко, но наблюдается живой интерес к этому вопросу. В этой области проводятся исследования, тренингов компании предлагают отдельные курсы и тренинги, бизнес-школы включают обучение лидерству в свои программы, но, в большинстве своем, в России до сих пор используются западным опытом и используют западные консалтинговые технологии.

Одним из крупных бизнес-центров в России по обучению является - Moscow Business School (MBS). Высококвалифицированный состав преподавателей проводят различные семинары на тему лидерства, например: [43]

  • З-х дневной семинар на тему: «Лидеры нового времени: ситуационное лидерство и эмоциональный интеллект».
  • 2-х дневной семинар на тему: «Ситуационное лидерство в современных командах»
  • 4-х дневной семинар на тему: «Лидерство и навыки управленческой эффективности руководителя» и др.

Программа семинара предусматривает теоретический материал с подробнейшим анализом и разбором, кофе-паузы, удостоверение о повышении квалификации. Стоимость таких семинаров базируется в диапазоне от 13 000 до 50 000 руб. Форматы семинаров также различны: очный, заочный, заочно-дистанционный.

В таких условиях директор хлебозавода может позволить себе не только пройти тот или иной курс самостоятельно, но и обучить своих подчиненных.

Однако, важно помнить, что лучшая школа лидерства на сегодня - это конкретная задача и желание работать, устанавливая при этом взаимное доверие, формулировать цели, систематизируя бизнес-процесс и контролируя исполнение работы.

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что решения проблем лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности в АО «Краснодарский хлебозавод №6».

С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. В связи, с чем предлагаемые пути совершенствования стилей лидерства и руководства должны укрепить и повысить уровень организационной культуры завода, что в свою очередь приведет к успешной деятельности предприятия в целом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курсовой работы были определены и сформулированы понятия лидерства и авторитета. Путем анализа различных данных определена их роль в системе менеджмента.

Практический менеджмент трактует лидерство как некую способность влиять на отдельные личности и их группы, при этом направляя их усилия на достижение главной цели компании. Власть для лидеров является инструментом достижения этой цели.

Взаимодействие людей и групп в рамках одного предприятия – это база концепции власти.

Авторитет является общепризнанным значением, влиянием, которым пользуется лицо в силу определенных качеств или заслуг. Авторитет – это специфический способ проявления власти. Он может выступать формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной дисциплины.

Объектом исследования курсовой работы выступило АО «Краснодарский хлебозавод №6».

Для совершенствования лидерства, власти и укрепление авторитета в системе менеджмента АО «Краснодарский хлебозавод №6» были определены следующие направления:

  • изменение стиля управления директора;
  • налаживание отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных;
  • выделение времени и внимания для совершенствования человеческих отношений в коллективе, для этого необходимо, чтобы весь управленческий состав обучался основам авторитетства и лидерства;
  • научиться использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работы завода;
  • уметь применять дифференцированный контроль к сотрудникам и рабочим завода: чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой;
  • организовать обучение лидерству среди управленческого персонала, для развития их личностных качеств и благоприятного взаимодействия в коллективе.

Важно помнить, что лидерство не просто набор определенных навыков или талант данный при рождении, - это полноценный творческий процесс, где, только совокупность различных инструментов, методов и способов, даст положительный и эффективный результат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абдульманов, С.Д. Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения. - СПб.: Питер, 2015. - 300 c.
  2. Адамьянц, Т. З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЭК, 2019. — 198 с.
  3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Сравнение стилей руководства // Молодой ученый. Сб. Выпуск 115. Ч.1. – Казань: Международный научный журнал, 2016. URL: https://moluch.ru/archive/115/30687/ (дата обращения: 10.07.2019).
  4. Андриянченко Е. Г. Теоретический анализ проблемы лидерства в зарубежной социальной психологии // Молодой ученый. Сб. Выпуск 98. Ч.1. Казань: Международный научный журнал, 2015. URL: https://moluch.ru/archive/45/5471/ (дата обращения: 10.07.2019).
  5. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. - М.: Академия, 2017. -234 c.
  6. Баcовский, Л.Е. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 166 c.
  7. Бауэр М. Курс на лидерство. Альтернатива иерархической системе управления компанией. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 200 c.
  8. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Проспект, 2017. – 319 c.
  9. Виханский О. С. К вопросу о смене парадигмы управления бизнесом//Менеджмент: век ХХI: Сборник статей. - М., 2015. - С. 28-32
  10. Виханский О. С. Управление бизнесом: взгляд из учебной аудитории//Вестник Московского университета// Экономика. -2017. - №4. - С. 160-174.
  11. Грин, Р. 48 законов власти. - М.: Рипол Классик, 2016. - 760 c.
  12. Дотлих Д. Темная сторона силы. Модели поведения руководителей, которые могут стоить карьеры и бизнеса. – СПб.:Высшая школа, 2016. -190 c.
  13. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Дашков и Кº, 2016. – 470 с.
  14. Кабушкин Н. И., Малашенко В. И. Менеджмент туризма. Практикум. Мн., 2016. – 122 с.
  15. Квон Г.М., Вакс В.Б. Теория стилей руководства Р. Лайкерта/научно-методический электронный журнал - Концепт. №11 - Казань: Казанский государственный университет, 2018. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/146374 (дата обращения: 10.07.2019).
  16. Кичаев А.С. Харизматичный лидер. Школа лидерства. Магическая сила успеха. Секреты профессионального роста (комплект из 4 книг). - М.: ИНФРА, 2014. - 980 c.
  17. Клинтон Дж., Р. Становление лидера. Уроки и этапы развития лидерства. - М.: Центр «Нарния», 2015. - 290 c.
  18. Купер С. Школа лидерства. Эффективный менеджер (комплект из 2 книг). - М.: ИГ «Весь», 2014. - 431 c.
  19. Леонтьев Д.А., Патяева Е.Ю.. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления / Психология личности, мотивации, эмоций// Д.А. Леонтьев. URL: https://moluch.ru/archive/137/38358/ (дата обращения: 10.07.2019).
  20. Майлза С. Лидеры об управлении. Разговор начистоту/Под редакцией Мередит Эшби, Стивена Майлза. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. -310 c.
  21. Макклелланд Д., Макгрегор Дж., Герцберг И.Ф. Продвижение людей и команд . – Спб: Питер, 2015. – 423 с.
  22. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон , М.Альберт , Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2015. - 690 c.
  23. Немов, Р.С. Общая психология. Том 3: Психология личности. Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2015. - 494 c.
  24. Новикова К. И. Об особенностях руководства и лидерстве // Молодой ученый. Сб. Выпуск 117. Ч.2. – Казань: Международный научный журнал,– 2016. URL: http://e-koncept.ru/2016/76353.htm (дата обращения: 08.07.2019).
  25. Павлова Е. В. Лидерство руководителя в контексте управленческой культуры научной организации // Молодой ученый. Сб. Выпуск 120. – Казань: Международный научный журнал,– 2017. URL https://moluch.ru/archive/131/36413/ (дата обращения: 08.07.2019).
  26. Петров И. Ф. Процесс интеграции личности в социальную систему //Символ науки. - 2017. - №2. – С. 142-144.
  27. Петрушихина Е. Б. 2016. К вопросу об аутентичном лидерстве//Вестник РГГУ. Серия Психология. Педагогика. Образование. – 2017. - №4. – С. 40-44.
  28. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Под общ. ред. А. С. Чернышева. — М.: Издательство Юрайт, 2019. - 160 с.
  29. Пфеффер, Джеффри Власть. Почему у одних она есть, а у других - нет (подарочное издание). – М.: Высшая школа, 2014. - 295 c.
  30. Салиенко Н. В., Барбашова М. А. Значение лидерства и практических навыков менеджера для устойчивого развития бизнеса // Молодой ученый. Сб. Выпуск 123. Ч.2. – Казань: Международный научный журнал, 2019. URL https://moluch.ru/archive/245/56521/ (дата обращения: 10.07.2019).
  31. Спивак, В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник для вузов/ В.А. Спивак. - М.: Юрайт, 2018. - 460 c.
  32. Суворова И. А., Семенова Н. К. Исследование фундаментальных принципов эффективного лидера // Молодой ученый. Сб. Выпуск 115. Ч.2. – Казань: Международный научный журнал, 2016. URL: https://moluch.ru/archive/115/31063/ (дата обращения: 10.07.2019).
  33. Тихомиров А. А., Спэнглер У. Д. Стили лидерства и успешность слияний: Транс-формационно-трансакционная концепция лидерства// Российский журнал менеджмента. - 2016. - №3. - С. 69-93.
  34. Фридман, Александр Вы или вас. Профессиональная эксплуатация подчиненных. Регулярный менеджмент для рационального руководителя. - М.: Добрая книга, 2014. - 490 c.
  35. Шавалеева Ю.Ш. Природа лидерства в управлении компанией и концепции роста лидерских качеств сотрудников // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 1. – С. 43-53.
  36. Шейн, Эдгар Организационная культура и лидерство / Эдгар Шейн. - М.: Питер, 2016. - 352 c.
  37. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития/ В. Шипилов// РЭЖ. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev (дата обращения: 07.07.2019).
  38. Шоул Дж. Реальные полномочия. Самостоятельность сотрудников как ключ к успеху. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 431 c.
  39. Эллиот Дж. Стив Джобс. Уроки лидерства. - М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2016. - 240 c.
  40. Бизнес журнал. Анонс форума «6-ой People Management ReForum Winning The Hearts» [Электронный ресурс]. URL: http://business-magazine.online/fn_ (дата обращения: 11.07.2019).
  41. Официальный сайт АО «Краснодарский хлебозавод №6» [Электронный ресурс]. – URL: http://tdkaravay.ru/ (дата обращения: 11.07.2019).
  42. «HRMagazine» –журнал об управлении персоналом [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hr-jornal.ru (дата обращения: 11.07.2019).
  43. Moscow Business School – официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: https://mbschool.ru/about (дата обращения: 11.07.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Модель «Основы эффективного лидерства»

Руководители

Деловые качества

Определение качества

Высший уровень компетентности

Общее видение ситуации 
Осведомленность о внешней обстановке

Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений;
Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах, тенденциях, специальных интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов; широкое использование информации при принятии решений.

Средний уровень компетентности

Творческое мышление 
Планирование и оценка результатов 

Ориентация на потребителей 

Управленческий контроль и интеграция 
Финансовое управление 
Управление технологиями

Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у других;
Определение политики, основных направлений развития, панов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий с другими; оценка прогресса и результатов деятельности; повышение эффективности организации;
Активное изучение потребителей, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг, продуктов процессов;
Обеспечение интеграции организационных процессов, содействие эффективной работе;
Подготовка и утверждение бюджета, контроль расходов, управление договорами и заявками;
Содействие персоналу в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение персонала.

Нижний уровень компетентности

Управление многообразной рабочей силой 
Управление конфликтами 
Влияние и ведение переговоров 

Формирование команды

Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие возможностей для такой рабочей силы;
Предупреждение или разрешение противостояния, несогласия и споров в конструктивной манере;
Получение информации об отдельных сотрудниках и основных группах, тесная связь с ними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей.
Обеспечение сотрудничества, коммуникаций и согласия в группе на основе консенсуса.