Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Основные понятия лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день вопрос, связанный с авторитетом и лидерством на современных российских предприятия считается одним из самых важных. Авторитет и лидерство в системе менеджмента является одним из значимых факторов групповой интеграции, которая является средством достижения групповых целей предприятия с наибольших эффектом, в чем и заключается актуальность данной проблемы.

Успех любого менеджера заключен не только в том, как он работает, но и как он мотивирует и стимулирует деятельность других. Побуждать к эффективной работе других людей возможно только с помощью инструментов воздействия на них или же обладать определенным уровнем власти.

Для эффективного управления предприятием, каждому руководителю необходим определенный набор навыков, способностей и умений. Он должен задавать правильное направление усилий команды и отдельных сотрудников, которое будет способствовать достижению целей организации. Добиться этого можно с помощью некоего механизма, суть которого заключатся в руководстве, а также самостоятельных, но связанных между собой концепциях власти и личного влияния.

Когда речь идет о власти, многие вкладывают негативный характер в это понятие, но на самом деле, для функционирования предприятия как организма – одного целого – власть необходима. Любой группе людей, объединенной одной и той же целью, необходим предводитель.

Решения вопросов авторитета и лидерства в менеджменте поможет выработать такие методы и способы эффективного руководства, которые позволят максимально эффективно функционировать предприятию.

Данная курсовая работа раскрывает основные теории лидерства, составляющие теоретическую основу для применения их на практике в различных организациях, где вопросы лидерства являются приоритетными.

Цель работы заключена в теоретическом и практическом изучении проблемы авторитета и лидерства в системе менеджмента.

Задачи:

  • изучение основных понятий и характеристик авторитета и лидерства;
  • характеристика и анализ основных подходов к изучению проблем лидерства и авторитета в менеджменте;
  • знакомство с теориями, концепциями и моделями лидерства;
  • анализ авторитета и лидерства в управлении конкретным предприятием;
  • определение основных направлений совершенствования лидерства и руководства в АО «Краснодарский хлебозавод №6»

Объект исследования - акционерное общество «Краснодарский хлебозавод №6».


Предмет исследования - степень выраженности лидерских качеств и их влияние на деятельность менеджера.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды и работы следующих ученых: Р. Стогдилл, Р.С Немов, Ч. Барнард, Р. Грин, Дж. Шоул, Д. МакКлелланд, О.С. Виханский, А.М. Омаров, К. Левин, Л.Е. Басовский, Р. Лайкерт, Р.Р. Блейк, Дж.С. Мутон, Наумов А.И., В. Веснин, Н.И. Кабушкин, М.Х. Мескон и многие другие.

Информационную базу исследования составили данные информационной отчетности «АО Краснодарский хлебозавод №6».

1. Теоретические основы авторитета и лидерства в системе менеджмента

Основные понятия лидерства, власти и авторитета в системе менеджмента

Лидерство и власть – это потенциал, который существует. Основа лидерства зародилась как некий тип управления еще в древние времена, действующий на базе отношений «хозяин-раб» и «предводитель-последователь». [31, c. 89]

Лидер считается центром любой группы, который концентрирует авторитарную власть, доминирующую над последователями. Такие объединения могут решать самые рудные задачи в самых неожиданных условиях. История человечества помнит большое количество ярких примеров такого рода отношений. Например, спартанское восстание, великий завоеватель Александр Македонский, множество важнейших открытий Колумба, Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, Генри Форд, оказавший огромнейшее влияние не только в рамках своего бизнесса, но и в целом на промышленное развитие мира 20-го века, и множество других. [21, c. 115]

Сегодня на полках электронных библиотек существует огромное количество различных трудов, раскрывающих тему лидерство, авторитета и власти в менеджменте. Тем не менее, изучить полностью теорию лидерства пока не представляется возможным, так как основа явления – это индивидуальные качества человека.

Сам термин «лидер» первый раз появляется в 1300 г. Однако, Ральф Стогдилл считает, что случиться это могла не раньше 1800 г. Само определение термина и вовсе появилось гораздо позже. В 1902 году Ч. Кули раскрывает понятия лидера, как фокус групповых процессов. А вот ученные Мэмфорд и Блэкмар несколькими годами позже предлагают инную трактовку, говоря, что лидер – это центр усилий в одной личности как выражение власти всех. По мнению Ч. Барнарда лидер фокусирует внимание и реализует энергию членов группы в определенном направлении. Другими словами, существует огромное множество трактовок понятия лидерства. [20, c. 147]


Современный вариант толкования слова «лидер» раскрывает нам некоего члена группы, за которым другие ее участники признают право окончательного решения в сложившихся ситуациях. Такой человек играет центральную роль в организации совместной деятельности, а также контролирует и регулирует межличностные отношения.

Идеальная картина складывается тогда, когда лидер и руководитель есть один и тот же человек. Такое случается, когда управленец – незаурядная личность, который смог расположить к себе подчиненных. В таком случае происходит совпадение позиционной и персональной власти. Однако, на практике, такое явление встречается не часто, и, руководитель и лидер действительно могут быть разными людьми.

В случае, когда руководитель и лидер – не один и тот же человек, то отношения между этими двумя могут либо максимально улучшить работоспособность коллектива, либо увеличивать уровень конфликтности.

В менеджменте лидерство есть способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение главной цели предприятия. Лидеры пользуются властью как средством достижения целей группы или предприятия.

Важно понимать что, успешный менеджер вовсе не должен быть эффективным лидером и наоборот. Считается, что эти две роли существуют как бы в разных измерениях. [5, c. 93]

Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. То есть инструменты воздействия на подчиненных строго ограничены рамками трудового права и должностными инструкциями.

Лидер же, наоборот может не действовать в этих рамках. Он воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Наглядно основные различия менеджера и лидера представлены в таблице 1. [13, 205 c.]

Таблица 1

Характерные черты присущие менеджеру и лидеру

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает в интересах других

Работает в своих интересах

Действует исходя из плана

Действует исходя из своего видения

Полагается и верит в систему

Полагается и верит в людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


Источник: Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие. – М.: Дашков и Кº, 2016.

С одной стороны, лидерство и власть отличаются совместимостью целей. Так для власти не требуется совпадение целей руководителя и группы. С другой стороны, лидера выбирают только того, кто преследует те же интересы, что и группа.

Обобщая вышеизложенное, делаем вывод, что лидерство не является управлением. Менеджмент дает ответы на вопросы о том, как работать максимально эффективно, а лидерство оказывает большее влияние на конечный результат этой работы.

Лидерство основано на использование власти, которая формируется исходя из личностных качеств или занимаемой нише в организационной структуре предприятия. Также власть подразумевает двусторонние отношения, участниками которых являются лидер и подчиненный или же лидер и его руководитель. Последнее действительно имеет место быть, так как иерархический характер необязателен при взаимодействии типа «лидер - последователь», как, например, в случае отношений «начальник - подчиненный». Иными словами лидерство и власть являются потенциалом, который имеется у каждого человека.

Омаров А.М. определяет авторитет – как власть, которая возникает на формальной основе, которую можно кому-то дать и принимается коллективом как нечто единственно правильное. [24]

Власть можно получить двумя способами: она может быть дарована сверху, или «прийти» снизу. Авторитет же не несет в себе все виды власти.

Авторитет является общепризнанным значением, влиянием, которым пользуется то или иное лицо в силу определенных качеств или заслуг. Его можно считать специфическим способом проявления власти.

Зарубежный менеджмент употребляет слова authority (авторитет) и power (власть) как синонимы. Авторитет является также формой подчинения действий людей общественным нормам, средством поддержания общественной, в том числе и производственной дисциплины. [32]

Авторитет - персональная характеристика. В средневековые времена авторитетом обладали отцы церкви, в эпоху предпринимательства особым авторитетом пользовались бизнесмены, считавшиеся лидерами нации. Английский философ Томас Гоббс считал, что авторитетом обладает тот, чьи указания или приказы выполняются лишь по причине высокого доверия к его мудрости, знаниям, опыту либо нравственным принципам. [14, c. 108]

Другими словами, авторитет строится на уважении и признании другими индивидуальных достоинств. То есть происходит подчинение группе людей одному на добровольной основе лишь потому, что он выступает личностью, а не назначенным лицом.


Основные подходы к изучению проблем лидерства и авторитета в менеджменте

Курт Левин разработал классификацию лидерства, которая основана на распределении влияния при принятии решения между лидером и подчиненным. Такая классификация предполагает выделение трех традиционных стилей управления: автократический, демократический и попустительский (Рисунок 1). [19]

Рисунок 1

Стили руководства по К. Левину

Источник: Леонтьев Д.А., Патяева Е.Ю.. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления / Психология личности, мотивации, эмоций

Левин определил крайними полюсами автократический (диктаторский) стиль, когда руководитель решает, но не делает, и либеральный (попустительский), когда руководитель сам является частью группы. Примером такого коллектива может выступать творческий коллектив – актерская труппа. Демократичный стиль выступал как компромиссный и наиболее приемлемый вариант, когда решения принимаются после обсуждения всеми членами группы. Такой стиль управления присущ японскому стилю управления персоналом.

В своих экспериментах Левин определил, что самым эффективным стилем является диктаторский, при условии, если руководитель постоянно контролирует и наблюдает за рабочим процессом. Недостатки заключались в следующем: члены такой команды были очень агрессивны по отношению к друг другу и совершенно не несли ответственность за свою работу. Такой сценарий можно часто наблюдать в российских компаниях. Демократический стиль не давал такого быстрого эффекта, как диктаторский, зато результаты при такой работе были стабильны. Самый неэффективный оказался либеральный стиль. [4]

К. Левин определил производительность труда, как главный критерий. В конце 30-40 годах XX века, в опубликованных результатах его исследования, повсеместно установилось мнение, что цель исследования лидерства – это поиск необходимых для руководителя лидерских качеств, при условии, что единственным возможным стилем управления является диктаторский в совокупностью с принципами единоначалия. Считалось, что только так можно обеспечить эффективное управление. [23, c. 361]

В итоге, трудам Левина дали новаторскую оценку, которой требовались проверки и подтверждения в рамках существования различных компаний.

Процесс принятия решений деспотичный лидер возлагает исключительно на себя и не дает возможности подчиненным оказывать какое-либо влияние на этот процесс. Такие менеджеры часто безразличны к личным потребностям персонала.