Файл: Технологические и информационные инновации в сфере розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время большое значение в развитии экономики России уделяется торговым предприятиям. Это закономерный процесс современной экономики, ее желание стать ближе к конечному потребителю, развить инновационный потенциал торговых предприятий. Данная ситуация, в свою очередь, способствует совершенствованию двух взаимосвязанных областей в торговой сфере — построению информационных систем управления торговым предприятием и развитию их технологических инноваций. В подобных условиях хозяйствования возникает потребность в инвестировании заявленных областей исследования, использовании Интернет — технологий, экспертных систем управления торговым предприятием и иных доступных механизмов, позволяющих оптимизировать его финансовые показатели без качественного ущерба для его продукции.

История вопроса управления информационными системами и технологическими торговыми инновациями показывает, что они находят свое решение, прежде всего, в практике торговли и структуре организации торговых операций. Можно предположить, что в будущем информационные системы займут ведущее место в удовлетворении потребностей и спроса населения, в управлении предложением товаров и спросом; получат более широкое применение в планировании и размещении производства и торговли; будут оказывать сильное влияние на развитие научного мировоззрения.

В современных условиях, значение инноваций настолько существенно, что они рассматриваются многими менеджерами как необходимый элемент успешной деятельности в условиях конкурентной борьбы. Некоторые организации заняты постоянным поиском новых проектов и разработок.

Большинство фирм, осуществляющих инновационные преобразования, сталкивается с определенными трудностями различного содержания. Такие проблемы могут иметь как технологический, так и организационно-психологический характер. Также обычно присутствуют проблемы особого рода, относящиеся к персоналу организации.

Актуальность темы заключается в том, что развитие техники и появление новых технологий определило ведущую роль научно-технических нововведений или инноваций как источников экономического роста. Проблема коммерческого успеха торгового предприятия может быть сформулирована как необходимость концентрации внимания на путях внедрения технологий для решения новых задач.

Цель курсовой работы — изучить явление технологических и информационных инноваций в сфере розничной торговли. Примером практического изучения станет изучение торговой сети ОАО «X5 Retail Group» и используемых там торговых технологий.


Задачи работы:

  1. рассмотреть понятие технологических и информационных инноваций;
  2. привести пример использования информационных инноваций на примере сетей магазинов ОАО «X5 Retail Group»;
  3. оценить перспективы развития технологических инноваций в сфере розничной торговли.

Методы оценки эффективности инноваций

Применяемые в настоящее время методы оценки основаны на соотношении результатов и затрат, т. е. на сопоставлении полученного эффекта и затрат. Соотношение результатов (эффекта) и затрат может быть выражено в стоимостных и натуральных величинах.

При внедрении реализации инноваций могут быть получены следующие виды эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический.

Каждый вид эффекта характеризуется комплексом показателей. Например, экономический эффект характеризуется прибылью, приростом объема продаж, улучшением использования ресурсов; социальный эффект – увеличением числа рабочих мест, повышением степени безопасности работников, улучшением условий труда; экологический эффект – снижением выбросов в атмосферу и воду вредных веществ, улучшением экологичности выпускаемых новшеств и др.

В отечественной практике при оценке инновационных проектов в основном применяют «Методические рекомендации по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные Госстроем России, Министерством экономики, Министерством финансов РФ и Госкомпромом России, от 31 марта 1994 г., и «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция)», утвержденные Минэкономики, Минфином России, Госкомитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике, от 21 июня 1999 г. Эти методические рекомендации предлагают учитывать следующие обобщающие показатели эффективности проекта: народно-хозяйственную экономическую эффективность, бюджетную эффективность и коммерческую эффективность. Народно-хозяйственная экономическая эффективность отражает эффективность инновационно-инвестиционного проекта для всего федерального хозяйства, отдельных его субъектов (регионов) и отраслей. Бюджетная эффективность учитывает влияние результатов реализации проекта на расходную или доходную часть федерального (регионального) бюджета. Коммерческая эффективность оценивает финансово-экономические последствия для предприятий и организаций, участвующих в реализации проекта. (14)

Изучение вопросов формирования инновационных процессов в научно-технической сфере и исследование их развития позволяет не только выявить закономерности воспроизводственного развития общества, но и определить комплекс проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер и препятствующих эффективному регулированию инновационной деятельности.


Глава 1. Понятие инновационных технологий в розничной торговле

На сегодняшний день одним из способов повышения конкурентоспособности компании является непрерывная разработка и внедрение инноваций: новые продукты, новые стратегии освоения рынка, новые технологии, повышающие эффективность ее работы. Инновации затрагивают все сферы производства, однако в сфере торговли и продвижения продукции также есть место для применения новых подходов.

Рынок услуг розничной торговли в современных условиях — один из самых динамично развивающихся, и его игроки сталкиваются с высоким уровнем конкуренции. Розничные сети для того, чтобы привлечь покупателей и повысить их лояльность к своим магазинам, прибегают к различным маркетинговым стратегиям и инструментам. Более того, в условиях конкуренции компании стремятся снизить издержки на обслуживание потребителей и повысить качество предоставляемых услуг, не увеличивая при этом цену на предлагаемую продукцию. Завоевание как можно большей целевой аудитории при эффективном расходовании средств на обслуживание становится приоритетной задачей для предприятий розничной торговли (2).

Инновации в розничной торговле имеют следующие особенности:

  • в торговле инновации в большей степени связаны с появлением новой, изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Весомая часть инноваций в оптовой и розничной торговле появляется не как результат НИОКР, а как результат конкурентного анализа и бенчмаркинга;
  • на торговых предприятиях внедряются новшества, связанные с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга;
  • в сфере торговой отрасли создаются и внедряются инновации, как созданные в самой отрасли, так и в других отраслях, в первую очередь в промышленности;
  • значительная часть инноваций в розничной торговле является своего рода заимствованием зарубежного опыта. (5)

Внедрение инноваций позволяет развивать услуги розничных торговых сетей посредством повышения эффективности использования ресурсов организации: обновления основных фондов, улучшения организации торговой деятельности (новой структуры хозяйственных связей, управления, маркетинга), совершенствования использования оборотных фондов и оптимизации издержек обращения, постоянного роста квалификации персонала и т.д. Результатом указанных инноваций является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями. (7)


Сегодня инновации также связаны с появлением новых форм и видов торговли, таких как: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж и др. Сравнительно новой формой розничной торговли является вендинг, в которой используется механизм выдачи товаров, например, напитков и шоколада, и предоставления услуг. Механические устройства или торговые автоматы, осуществляющие подобную торговлю, называются вендорами. Плюсами такой торговли являются: уменьшение потребности в торговом персонале; автоматы можно разместить в любых местах, доступ к ним может быть предоставлен 24 часа в сутки.

1.1 Инновационные технологии в торговле

Инновации, являясь принципиально новыми способами удовлетворения общественных потребностей, принимают две главные формы:продукты (предметные инновации) и процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации предполагают создание новых или улучшение существующих продуктов. Этот тип инноваций наиболее распространен и важен для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов.

Такие инновации нацелены на повышение производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов.

1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.

2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • Инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования и др.);
  • Инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии и др.);
  • Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической и т.д.);
  • Радикальные (базовые);
  • Улучшающие;
  • Модифицированные (частные).

3. С учетом сфер деятельности предприятия (классификация разработана в научно-исследовательском институте системных исследований):

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

Инновации выполняют основные функции:

1) являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса;

2) расширяют круг производимых продукции и услуг, улучшают их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом;

3) дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;

4) помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере. (10)

К основным свойствам инноваций следует отнести:

  • научно-техническую новизну;
  • производственную применимость;
  • коммерческую реализуемость;
  • социальную значимость;
  • лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса или создание нового рыночного спроса;
  • высокую рискованность;
  • прибыльность или социальную эффективность для хозяйствующего субъекта;
  • относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями и др.

К таким инновациям относятся, например, технологии самообслуживания, которые позволяют потребителям получать услугу независимо от прямого вовлечения работника в оказание данной услуги. Они представляют собой любой основанный на технологии вид деятельности, который предлагают поставщики услуг клиентам, чтобы последние могли выполнить обслуживание или его часть самостоятельно. То есть, банкоматы или Интернет-магазины представляют собой технологии самообслуживания, так как потребитель может без посторонней помощи заказать или оплатить необходимую ему услугу. Данные инновации применимы и в розничной торговле; мы уже сталкиваемся с ними в повседневной жизни, например, электронные весы в магазинах, которые позволяют покупателям осуществлять взвешивание продуктов самостоятельно.

Процесс внедрения подобных инноваций неизбежен, но сопряжен с определенными проблемами.

Таблица 1 — Преимущества и недостатки внедрения инноваций

Преимущества внедрения

Недостатки внедрения

Для клиента

Для компании

Для клиента

Для компании

Экономия времени; четкость действий; объективность; предоставление услуг круглосуточно

Снижение операционных расходов и издержек по расширению торговой площади; повышение конкурентоспособности и увеличение доли рынка; усиление приверженности клиента

Боязнь «технологического прогресса», т.е. недоверие машинам; технические неполадки; необходимость простого обучения при первом использовании

Необходимость крупных вложений на внедрение качественных аппаратов; техническая поддержка