Файл: Технологические и информационные инновации в сфере розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Розничная торговля — один из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка. На фоне положительных тенденций в макроэкономике продолжаются структурные изменения отрасли: сокращается доля неорганизованной торговли, укрепляются позиции крупных сетевых операторов. Торговые сети расширяются за счет слияний и поглощений, выходят в регионы. Бурный рост отрасли сопровождается усилением конкуренции, а для успеха в этой борьбе необходимо быстро реагировать на рыночные изменения, использовать современные методы управления, невозможные без информационных технологий, которые на сегодняшний день:

  • автоматизируют и оптимизируют бизнес-процессы, управление и процедуры принятия решений на основе передовых практик отрасли;
  • поддерживают все процессы, обеспечивающие эффективность бизнеса;
  • гарантируют прозрачность информации и бизнес-процессов компании;
  • оптимизируют ценообразование и управляют выручкой;
  • интегрируют инструменты стратегического планирования с ключевыми показателями эффективности (KPI) для контроля соответствия развития разработанной стратегии;
  • значительно упрощают процедуру открытия новых магазинов за счет ведения ассортиментных матриц по категориям торговых точек, позволяя использовать аналогичные практики и опыт, наработанный другими торговыми точками;
  • дают серьезные конкурентные преимущества;
  • позволяют понимать своих покупателей и предоставлять им уникальные возможности;
  • увеличивают прибыль и лояльность клиентов.(1)

ИТ-технологии позволяют обеспечить внедрение таких решений, как:

  • маркировка, штрих-кодирование;
  • электронные ценники;
  • POS-терминалы, торговое оборудование;
  • фронт-офисные решения;
  • интегрированные системы безопасности;
  • ИТ-поддержка открытия магазинов;
  • решения для филиалов;
  • порталы;
  • ERP;
  • центры обработки данных;
  • интеграция приложений;
  • инженерная инфраструктура;
  • корпоративные сети, управление ИТ-услугами;
  • сервис и поддержка;
  • управленческий консалтинг.(8)

Глава 2. Использования инновационных технологий на примере сетей магазинов ОАО «X5 Retail Group N.V.»


2.1 Краткая характеристика торговой сети «X5 Retail Group N.V.»

X5 Retail Group возникла более 20 лет назад из предпринимательской инициативы построить в России компанию современной розничной торговли по лучшим мировым практикам и за это время прошла путь от небольшого бизнеса до ведущего игрока российской продуктовой розницы. X5 предлагает потребителям возможность покупать продукты в современных магазинах, работающих в трех форматах: «магазин у дома», супермаркет, гипермаркет. Компания постоянно развивается, внедряет инновации и новые, удобные способы совершения покупок в любой момент и там, где это удобно и необходимо. По состоянию на 31 декабря 2018 года в портфеле Компании находился 14 431 магазин в 64 регионах России, количество посещений которых достигло 4,6 млрд за год. Штат X5 насчитывал 278 399 сотрудников, задействованных во всех направлениях деятельности Компании, в том числе логистике и транспорте, прямом импорте. (13)

Таблица 2 — Основные финансовые показатели за 2018 год

Рост выручки

На 18,3% по сравнению с 2017 годом — до 1 533 млрд руб., преимущественно за счет органического развития бизнеса

Рост сопоставимых продаж

На 1,5% по сравнению с 2017 годом, благодаря росту показателя в магазинах «Пятерочка» и «Перекресток»

Скорректированная рентабельность EBITDA (финансовая эффективность)

На уровне 7,2%

Рост сопоставимого трафика

На 0,9% по сравнению с 2017 годом

Чистый долг

Снизился до 1,70х

Рост торговых площадей

На 18,0% по сравнению с 2017 годом (до 984,0 тыс. кв. м

X5 Retail Group управляет тремя форматами торговых сетей, традиционных для российского рынка продуктовой розницы: «магазинами у дома» («Пятерочка»), супермаркетами («Перекресток») и гипермаркетами («Карусель»), а также онлайн-супермаркетом. В рамках децентрализованного подхода к управлению каждый из вышеперечисленных форматов развивается самостоятельно в соответствии с общей стратегией X5 Retail Group. По мере изменения конъюнктуры рынка торговые сети X5 адаптируют свою бизнес-модель таким образом, чтобы обеспечивать непрерывное развитие и укрепление позиций. (15)

Таблица 3 — Показатели по форматам торговых сетей

«Пятерочка»
«магазины у дома»

«Перекресток»
супермаркеты

«Карусель»
гипермаркеты

Количество магазинов

13 522

760

94

Общая торговая площадь, тыс. кв. м

5291

782

382

Чистая розничная выручка, млрд руб.

1198

231

91

Доля в чистой розничной выручки X5

78,5%

15,1%

6.0%

Потенциальный рост сегмента, трлн руб.

+2,2% к 2021 г.

+0,6% к 2021 г.


2.2 Информационные технологии в «X5 Retail Group»

X5 Retail Group постоянно тестирует, пилотирует и внедряет в своих торговых сетях собственные и совместные с другими компаниями разработки.

Управление инновациями

В январе 2019 года был создан Комитет по инновациям и технологиям, который занимается анализом и предоставлением Наблюдательному совету рекомендаций по цифровой трансформации, инновациям и технологиям, являющимся стратегическими направлениями Компании.

Во всех торговых предприятиях X5 Retail Group разработана и внедрена внутренняя процедура поиска, пилотного тестирования и внедрения инновационных технологий. Данная процедура предполагает поиск именно тех решений, которые позволят Компании улучшить качество обслуживания покупателей, усовершенствовать и автоматизировать бизнес-процессы, а также повысить эффективность на всех этапах работы. (14)

Таблица 4 — Инновационные проекты, внедряемые (пилотируемые) в 2019 году

№ п/п

Инновационное
решение

Результат внедрения

1

Электронные ценники (пилотный проект)

  • Исключение вероятности несоответствия указанных цен за товар и повысить NPS («удовлетворенность») покупателей;
  • Оптимизация трудозатрат и высвобождение времени сотрудников для взаимодействия с покупателями и решения иных задач;
  • Снижение расходов на печать бумажных ценников и сокращение потерь из-за некорректной информации на них

2

Таргетированная реклама на основе данных X5

Снижение стоимости контакта с целевой аудиторией на 14%

3

Отбор товаров для магазинов с использованием робота (модель принятия решения на основе аналитики больших данных и машинного обучения)

Пересмотрено порядка 28 категорий (кофе и чай, консервы, овощи, сыры, пиво и водка и др.) в «Пятёрочке», на которые приходится около 50% оборота. Система самостоятельно понимает, что нужно покупателю, и запоминает это, а в будущем её использование позволит индивидуализировать ассортимент в торговых точках

4

Видеоаналитика (пилотный проект)

Позволяет в режиме реального времени 24/7 отслеживать наличие товара и своевременно информировать персонал о необходимости пополнения полок

5

«Умный магазин»

Сокращение энергозатрат (холодильное оборудование, освещение, кондиционирование и вентилирование, тепловые завесы) за счет внедрения комплексной системы специальных датчиков, контроллеров и программного обеспечения, которые встраиваются в эксплуатационные процессы магазина и позволяют расходовать электроэнергию в зависимости от конкретных условий (в «Пятёрочке» потребление кВт/ч в расчете на один метр в 2019 году снизилось на 4% по отношению к 2018 году и на 8% — в сравнении с 2016 годом)

6

Лаборатория роботизации

Задачи — выявление и оцифровка тех «аналоговых» процессов, где роботизация за короткий срок может принести максимальный экономический эффект, вплоть до их полной автоматизации (например, финансовые процессы, подбор персонала, запуск акций и спецпредложений и т.п.).

Экономия трудозатрат в роботизируемых бизнес-процессах по итогам этих проектов, по предварительным оценкам X5, должна составить от 20% до 70%

Платформа для доставки посылок из интернет-магазинов

Увеличение продаж за счет обеспечения 1 млн отправлений в сутки

Разработка и внедрение АСУМ (Автоматизированная Система Управления Мощностями)

Экономия средств, оптимизация конфигурации ИТ-системы для новых проектов. Отличие АСУМ от традиционных средств планирования ИТ-нагрузки в том, что АСУМ строит прогноз не только по фактической загрузке ИТ-систем, но и на основе многофакторного анализа влияния текущих и планируемых бизнес-показателей на загрузку ИТ-систем

Цифровые сервисы для пенсионеров совместно с ПФР

Предоставление скидок пенсионерам в магазинах группы Х5. Поддержание статуса социально-ответственного бизнеса.


Стратегия развития

Для реализации стратегии ведется деятельность по трем основным направлениям: краткосрочные меры для укрепления имеющихся направлений деятельности, среднесрочные мероприятия по созданию инновационных компетенций и реализация долгосрочной цели по трансформации X5 в ключевого игрока ритейла следующего поколения. Каждое из направлений имеет свои цели и задачи:

  • Укрепление текущего бизнеса в течение года или двух: основное внимание будет уделяться сбалансированному расширению деятельности, дальнейшему повышению операционной эффективности и работе над актуализацией ценностного предложения каждого формата.
  • В течение следующих трех лет планируется создание инновационных компетенций на основе технологичных решений и развития потенциала больших данных для повышения результатов и эффективности деятельности.
  • Несмотря на то, что построение компании следующего поколения запланировано в пятилетней перспективе, X5 Retail Group активно работает в этом направлении уже сейчас и развивает омниканальные бизнес-модели – «Перекресток-онлайн» функционирует уже второй год, «Карусель» запустит формат click & collect в 2019 году, а «Пятерочка» планирует тестовый запуск новых проектов в следующем году. (14)

Таблица 5 — Роль и место инноваций в развитии компании

Стратегические цели

Результаты
2018 года

Долгосрочные
цели

Технологичные решения и инновации

  • Использование технологий для совершенствования операционной деятельности и повышения эффективности
  • Активный поиск, тестирование и внедрение новых технологий, которые позволят X5 выйти в лидеры ритейла нового поколения
  • Запуск в тестовом режиме 37 проектов в магазинах Группы в 2018 году (в том числе видеомониторинг товаров на полках, умные полки, распознавание лиц и идентификация по Wi-Fi, видеомониторинг очередей и мониторинг на основе искусственного интеллекта)
  • Запуск магазина-лаборатории в Москве в октябре 2018 года для тестирования и отработки новых технологий
  • Изучение и тестирование новых технологий прежде, чем их преимуществом смогут воспользоваться новые игроки на рынке
  • Инновации не ради инноваций, а для поддержания устойчивости бизнеса и конкурентоспособных позиций на рынке
  • Сохранение технологического лидерства на розничном рынке

Большие данные

Использование анализа данных для лучшего понимания потребностей покупателей и их удовлетворения

  • Создание на основе корпоративного центра дирекции по работе с большими данными, включающей более 100 профессионалов из ведущих ИТ-компаний России
  • Внедрение решений на основе больших данных для прогнозирования спроса, адаптации ассортимента, оптимизации ценообразования и формирования индивидуальных предложений

2.3 Преимущества и недостатки технологий ОАО «X5 Retail Group»

По итогам второго квартала 2019 года торговая сеть «X5 Retail Group» тала крупнейшим розничным оператором на рынке РФ. Доля компании на российском рынке розничной торговли достигла 8,9% против 8,3% годом ранее, говорится в исследовании PwC. Это позволило сети X5 обогнать по показателю «Магнит», чья доля за то же время увеличилась с 8,5 до 8,8%.

Данные косвенно подтверждаются отчетностью компаний. Так, по итогам января-июня 2019 года выручка «Магнита» увеличилась на 10,5%, до 657,9 млрд рублей. Чистая розничная выручка X5 Retail Group за тот же период выросла на 15,9%, до 664,66 млрд рублей. По итогам второго квартала 2017 года, для сравнения, «Магнит» занимал 8% рынка, X5 Retail Group — 6,9%, отмечается в исследовании PwC. По данным Росстата, весь оборот розничной торговли в январе-июне 2019 года вырос на 1,7%, до 15,6 трлн рублей.

X5 продолжает увеличивать свой отрыв от конкурентов и такая ситуация, скорее всего, сохранится в ближайшем будущем. X5 открывает больше магазинов и показывает более высокие темпы роста сопоставимых продаж, объяснил он. По данным PwC, увеличить долю рынка по итогам второго квартала 2019 года среди крупнейших сетей, помимо «Пятерочки» и «Магнита», удалось только «Перекрестку» — с 1,5 до 1,7% год к году. Доля «Ленты» сократилась с 2,8 до 2,6%, «Карусели» — с 0,6 до 0,5%. ГК «О’Кей» (также развивает сеть дискаунтеров «Да!») сохранила долю 1%.

Очевидно, что причиной тому являются в том числе инновационные технологии, которые постоянно тестируются и внедряются в магазинах сети.

Безусловно, в работе компании были периоды снижения роста. (12)

Причиной тому руководство компании называет:

  1. модель управления. Компания была очень жестко централизована. Это мешало эффективно управлять: решения принимались долго;
  2. операционное управление. Были изменены: система закупки, категорийный менеджмент, развитие, логистика, маркетинг, управление магазинами — переданы непосредственно в торговые сети группы;
  3. кадровые решения. Без правильных людей проводить изменения достаточно сложно.

Российский продуктовый рынок конкурентен, поэтому, чтобы сохранить лидерство, нужно прикладывать в два раза больше усилий. И в целом лидерство в понимании Х5 — это более широкое понятие, чем объемные показатели, размер выручки или доля рынка. Это вопрос корпоративной философии, это лидерство в способности адаптироваться под меняющиеся условия, лидерство в инновациях и в NPS, то есть в оценке покупателей.