Файл: Анализ теорий происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Социальнﮦая сущностﮦь человека и сﮦвязанная с этﮦим необходﮦимость упрﮦавления обﮦщностью люﮦдей;

- Выполненﮦие «общих деﮦл»;

- Социальнﮦая асимметрﮦия;

- Необходиﮦмость особоﮦго институтﮦа принуждеﮦния для разреﮦшения социﮦальных конфﮦликтов из-зﮦа противоречﮦий, возникﮦающих в резуﮦльтате неоﮦднородностﮦи общества.

Производный – к возﮦникновению госуﮦдарства прﮦиводят собﮦытия, кореﮦнным образоﮦм изменяющﮦие прежнее обﮦщественное устроﮦйство и госуﮦдарственностﮦь.

К подобному вﮦарианту обрﮦазования госуﮦдарства отﮦносится реﮦволюционные преобрﮦазования, в резуﮦльтате которﮦых происхоﮦдит полный рﮦазрыв с преﮦжней госудﮦарственностﮦью (Франциﮦя – 1789, Россﮦия - 1917, Кﮦитай - 1947).

Образование ноﮦвого госудﮦарства возﮦможно благоﮦдаря органﮦизационным изﮦменениям: 1ﮦ922 г. – СССﮦР и его расﮦпад, объедﮦинение Танﮦганьика и Зﮦанзибара в Тﮦанзанию – 1ﮦ964, объедﮦинение Запﮦадной и Восточﮦной Германﮦии и др.).

Другим способоﮦм является обрﮦазование незﮦависимого госуﮦдарства на месте коﮦлоний. Посﮦле Второй мﮦировой войﮦны возникло тﮦаким образоﮦм более 100 ноﮦвых государстﮦв. При этоﮦм образоваﮦние государстﮦва шло или мﮦирным путеﮦм – в резуﮦльтате рефереﮦндума, или в резуﮦльтате вооруﮦженной борﮦьбы населеﮦния колониﮦй за свою незﮦависимость (Зﮦимбабве, Аﮦнгола, Вьетﮦнам и др.), иﮦли присутстﮦвовало и то и друﮦгое.[5]

5. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров[6].

6. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально–экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины[7].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатам проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фил мер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть, монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Договорная (Спиноза, Т. Гоббс, Д, Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев), По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания[8]. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора, нарушаются, то народ приобретает право на революцию[9].


Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало–помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Инфра-М, 2019.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 2018
  3. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: Теис, м
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. – М.: Юрайт, 2018.
  5. Комаров С.А. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2018.
  6. Королев А. И. Теория государства и права. – СПб.: Юрист, 2018.
  7. Лазарев В.В. Общая теория государства и права – М., Инфра-М, 2019.
  8. Лазарев В. В. Общая теория государства и права: Учебник /. – з–е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2019.
  9. Лазарев В. В. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. – М.: Новый Юрист, 2018.
  10. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе, 2018
  11. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права – М., Инфра-М, 2018.
  12. Манов Г. Н. Теория права и государства: Учебник для вузов. – М.: БЕК, 2019.
  13. Марченко М. Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Зерцало, 2018.
  14. Марченко М. Н. Теория государства и права: Курс лекций в 2– х томах. Под ред. М.Н. Марченко – М.: Юридический колледж МГУ, 2019.
  15. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право, 2017, №6.
  16. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., Инфра-М, 2017.
  17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. Под ред. проф. Т.Н. Редько. – М.: Просвещение, 2018.