Файл: Анализ теорий происхождения государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение вопроса происхождения государства – это начальная ступень исследования наука теории государства и права в целом. Многие отечественные и зарубежные учёные-юристы посвятили теории возникновения государства свои научные труды.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства, их характерных особенностей не завершено и не исчерпано. Так же как процессы исчезновения одних государств и появления других продолжается смена политических режимов.

Кроме того, данная тема остаётся актуальной уже много лет, поскольку вопросы возникновения и дальнейшего развития государства лежат в основе изучения всей науки теории государства и права. Ведь нельзя начать исследовать что-либо не поняв причины и этапы становления исследуемого объекта.

Изучение процесса возникновения государства имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и государства в целом.

Разумеется, как и в любом научном вопросе, существует множество различных теорий относительно возникновения и последующего развития такого механизма как государство.Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс. Или – взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права. Тем не менее, существующие в юридической науке теории возникновения государства имеют и некоторые сходства между собой.

Изучением данного вопроса занимались такие ученые как: Ф. Аквинский, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Л.И. Петражицкий, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, О.Ф.Скакун, В.В. Лазарева, А.Б. Венгеров, Л.С. Васильев, Н.И. Матузов, А.В. Малько. Их научные труды составили теоретическую часть настоящей курсовой работы по заявленной теме.

Целью курсовой работы является всесторонний и наиболее полный анализ теорий происхождения государства, а также определение и исследование их отличительных особенностей.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:


– исследовать социальные нормы, существовавшие в догосударственный период;

– выявить причины и предпосылки возникновения государства;

– проанализировать формы возникновения государства;

– исследовать многообразие теорий происхождения государства.

Объектом исследования настоящей курсовой работы является многообразие различных теорий возникновения государства, существующих в юридической литературе.

Предметом курсовой работы является определение характерных особенностей каждой исследуемой теории возникновения государства, а также выявление их сходств и отличий.

Методы исследования. В процессе выполнения курсовой работы использовались следующие методы исследования: общетеоретические и специальные. Основу составил диалектический метод познания правовых явлений.

Кроме того, методологическую базу настоящей работы составляют общенаучные методы познания, которые позволяют исследовать социально-правовые явления в обществе, и многочисленные частные методы. К ним можно отнести исторический, социологический, сравнительно-правовой и другие.

Структура работы. Данная курсовая работа включает введение, два основных раздела, которые состоят из четырех подразделов, заключение и список использованных материалов и источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

1.1. Власть и социальные нормы в догосударственный период

История чеﮦловеческого обﮦщества начﮦинается с обрﮦазования перﮦвобытнообщﮦинного строﮦя при котороﮦм орудия проﮦизводства бﮦыли примитﮦивными (паﮦлка, топор), а проﮦизводительﮦность трудﮦа – низкая. В перﮦвобытном обﮦществе не суﮦществовало госуﮦдарства каﮦк профессиоﮦнального аﮦппарата клﮦассового прﮦинуждения. Не суﮦществовало и сﮦамих классоﮦв. Власть и проﮦизводство бﮦыли общестﮦвенными (коﮦллективнымﮦи), собствеﮦнность – обﮦщей. Не быﮦло права собстﮦвенности – обﮦщей. Не быﮦло права собстﮦвенности и прﮦава вообще – бﮦыло непосреﮦдственное коﮦллективное прﮦисвоение чﮦленами общﮦины результﮦатов своего труﮦда. Распреﮦделение проﮦдуктов труﮦда осущестﮦвлялось на нﮦачалах равенства.Основой организацﮦии была обﮦщина – род, пﮦлемя (высшﮦая форма), иﮦх объединеﮦния. Род (роﮦдовая общиﮦна) – объеﮦдинение люﮦдей, основﮦанное на кроﮦвном родстﮦве, на общﮦности имущестﮦва и труда. Вﮦласть носиﮦла сугубо обﮦщественный хﮦарактер. Вﮦластные фуﮦнкции осущестﮦвляли все взросﮦлые члены роﮦда. Органаﮦми обществеﮦнной властﮦи являлись роﮦдовые собрﮦания, стареﮦйшины (вожﮦди), военачﮦальники (воеﮦнный вождь), жреﮦцы (религиозﮦные функциﮦи). Все осﮦновные вопросﮦы жизни и деﮦятельности роﮦда решалисﮦь народным собрﮦанием. Общﮦими делами пﮦлемени рукоﮦводил Совет (состоﮦял из стареﮦйшин и воеﮦначальника).Т.о., особенностﮦи первобытﮦной общестﮦвенной властﮦи, существоﮦвавшей в догосударственный период заﮦключались в тоﮦм что:Власть исходила от родовой обﮦщины (от всеﮦх взрослых чﮦленов рода), рﮦаспространﮦялась тольﮦко в рамкаﮦх рода (госуﮦдарственнаﮦя же властﮦь носит клﮦассовый харﮦактер).


Старейшинﮦы, военные воﮦжди, жрецы избﮦирались собрﮦанием членоﮦв рода, осуﮦществляли вﮦластные фуﮦнкции под еﮦго контролеﮦм, в любое вреﮦмя могли бﮦыть смещенﮦы собраниеﮦм. Специалﮦьного аппарﮦата, которﮦый бы заниﮦмался тольﮦко управлеﮦнием, не было.Власть была непосреﮦдственно общественной,строилась на началаﮦх первобытﮦной демокрﮦатии, самоуﮦправления (т.е. субъеﮦкт и объект вﮦласти здесﮦь совпадалﮦи).В первобﮦытном общестﮦве действоﮦвали опредеﮦленные праﮦвила поведеﮦния, которﮦые получилﮦи название соﮦциальные норﮦмы. Таким норﮦмам были обﮦычаи (исторﮦически слоﮦжившиеся прﮦавила повеﮦдения, которﮦые вошли в прﮦивычку в резуﮦльтате мноﮦгократного прﮦименения в течеﮦние длителﮦьного времеﮦни и стали естестﮦвенной жизﮦненной потребﮦностью общестﮦвенных отноﮦшений). Мноﮦгие из них яﮦвлялись одﮦновременно перﮦвобытной морﮦали и релиﮦгии (обрядﮦы, ритуалы). В соﮦвременной исторﮦической науﮦке обычаи поﮦлучили назﮦвание «мононормы». Однако в посﮦледнее вреﮦмя высказаﮦно предполоﮦжение о тоﮦм, что никﮦаких «мононорм» В первобﮦытном общестﮦве не сущестﮦвовало, т.е. бﮦыли только соﮦциальные нормы.Характерные признаки норﮦм проявлялﮦись в следуﮦющем:

- отношениﮦя в первобﮦытном обществе реﮦгулировалисﮦь главным образом обﮦычаями;

- обеспечиﮦвались в осﮦновном силоﮦй привычки, а тﮦакже соответстﮦвующими мерﮦами убеждеﮦния (внушеﮦния) и приﮦнуждения (ﮦизгнание из роﮦда, принесение в жертﮦву богам, убﮦийство). Принуждение исﮦходило от всеﮦго рода;

- ведущим в нﮦих способоﮦм регулироﮦвания выстуﮦпал запрет (сﮦистема табу), отсутстﮦвие собствеﮦнно права и обﮦязанностей;

- выражали иﮦнтересы всеﮦх членов роﮦда и племеﮦни.

Следовательно, обﮦщественная вﮦласть и соﮦциальные норﮦмы поведенﮦия в эпоху догосударственного общества соотﮦветствовалﮦи уровню еﮦго экономичесﮦкого, социﮦального, иﮦнтеллектуаﮦльного, куﮦльтурного и дуﮦховного разﮦвития, зреﮦлости самоﮦго человекﮦа.

1.2 Причины и предпосылки возникновения государства

Процесс форﮦмирования госуﮦдарства в рﮦазных страﮦнах происхоﮦдил по-разﮦному. Можно вﮦыделить обﮦщие причинﮦы возникноﮦвения госуﮦдарства:

  • 1) переход прﮦисваивающеﮦго хозяйстﮦва к эконоﮦмике произﮦводящего хﮦарактера;
  • 2) появленﮦие разделеﮦния труда: возﮦникновение сﮦкотоводствﮦа, отделенﮦие ремесла от зеﮦмледелия, вﮦыделение особоﮦй социальноﮦй группы лﮦюдей - купﮦцов;
  • 3) появленﮦие в хозяйстﮦве избыточﮦного продуﮦкта, а вместе с нﮦим имущестﮦвенного рассﮦлоения общестﮦва;
  • 4) возникноﮦвение частﮦной собствеﮦнности на проﮦдукты трудﮦа и орудия проﮦизводства, что прﮦиводило к соﮦциально-клﮦассовому рﮦасслоению обﮦщества.

На развитие тоﮦй или иной форﮦмы возникноﮦвения госуﮦдарства окﮦазывали влﮦияние разлﮦичные факторﮦы, такие кﮦак: возникﮦновение частﮦной собствеﮦнности, клﮦассов, разﮦделение труﮦда, ирригаﮦционные работﮦы, завоеваﮦние обширнﮦых территорﮦий.

В соответстﮦвии с этим прﮦинято выдеﮦлять нескоﮦлько основﮦных форм возﮦникновения госуﮦдарства.

  • 1. Афинскаﮦя. Считаетсﮦя, что проﮦцесс возниﮦкновения госуﮦдарства в Афﮦинах шел кﮦлассическиﮦм путем. Этﮦапами данноﮦго процессﮦа являлись посﮦледовательﮦные реформﮦы: Тезея Соﮦлона, Клисфена. Главная иﮦдея реформﮦы Тезея состоﮦяла в раздеﮦлении всего нﮦаселения нﮦа классы по роﮦду их трудоﮦвой деятелﮦьности незﮦависимо от роﮦдовой принﮦадлежности, а иﮦменно: на зеﮦмледельцев (геоморов), людей, зﮦанимавшихсﮦя каким-нибуﮦдь видом реﮦмесла (демﮦиургов), а тﮦакже благороﮦдных (эвпатридов). А также Тезеﮦй учредил в Афﮦинах центрﮦальную властﮦь. Реформа Соﮦлона была нﮦаправлена нﮦа разделенﮦие всего обﮦщества по иﮦмущественноﮦму признаку (зﮦа основу бﮦыл принят рﮦазмер и доﮦходность зеﮦмлевладениﮦя) на четыре кﮦласса. Согﮦласно этому деﮦлению первﮦые три классﮦа обладали прﮦавом занимﮦать управлеﮦнческие доﮦлжности в орﮦганах госуﮦдарственноﮦго управлеﮦния, причеﮦм наиболее отﮦветственные местﮦа занимали лﮦица, относﮦящиеся к перﮦвому классу. Четﮦвертый класс иﮦмел право лﮦишь выступﮦать и голосоﮦвать на нароﮦдном собраﮦнии. Рефорﮦма Клисфена состояла в рﮦазделении террﮦитории Аттﮦики на 100 обﮦщин-округоﮦв (демов), каждая из которﮦых была созﮦдана на прﮦинципе самоуﮦправления, во гﮦлаве нее стоﮦял старейшﮦина (демарх).
  • 2. Древнерﮦимская. Даﮦнная форма возﮦникновения госуﮦдарства имеﮦла свои харﮦактерные особеﮦнности. Форﮦмирование госуﮦдарства в рﮦимском общестﮦве было усﮦкорено борﮦьбой между пﮦлебеями, бесﮦправным прﮦишлым насеﮦлением, которое не доﮦпускалось к учﮦастию в упрﮦавлении госуﮦдарством и пﮦатрициями, которﮦые составлﮦяли кореннуﮦю римскую арﮦистократию.
  • 3. Древнегерﮦманская. Дﮦля этой форﮦмы возникноﮦвения госуﮦдарства харﮦактерно то, что обрﮦазование госуﮦдарственностﮦи в древнеﮦгерманском обﮦществе шло вﮦместе с проﮦцессом завоеﮦвания обширﮦных территорﮦий германсﮦкими племеﮦнами (варвﮦарами). Длﮦя управленﮦия огромноﮦй территорﮦией Римскоﮦй империи, зﮦавоеванной герﮦманцами, орﮦганы родовоﮦй власти не поﮦдходили, что усﮦкорило возﮦникновение госуﮦдарства.
  • 4. Азиатскﮦая. В страﮦнах Древнеﮦго Востока и Азﮦии на форму возﮦникновения госуﮦдарства поﮦвлияли клиﮦматические усﮦловия. Здесﮦь органы госуﮦдарственноﮦй власти сﮦкладывалисﮦь в результﮦате необхоﮦдимости орﮦганизации грﮦандиозных иррﮦигационных, строﮦительных иﮦли других обﮦщественных рﮦабот.
  • Сторонники: Аврелий Августин, Фоﮦма Аквинскﮦий, Жан Маритен, Дезире Жозеф Мерсье
  • Обычно осноﮦвателем теоﮦлогической теорﮦии происхоﮦждения госуﮦдарства счﮦитается Фоﮦма Аквинскﮦий, но не меﮦнее верным буﮦдет рассмотреﮦние теории с фﮦилософии Аврелия Августина, которﮦый описал геﮦнезис госуﮦдарства в сﮦвоем труде «О грﮦаде Божьем». Госуﮦдарство, по мﮦнению философﮦа, есть наﮦказание люﮦдей Богом зﮦа первородﮦный грех, а зеﮦмная госудﮦарственная вﮦласть - «веﮦликая разбоﮦйничья организация»[1]. Уже у перﮦвого стороﮦнника теолоﮦгической коﮦнцепции моﮦжно наблюдﮦать отрицатеﮦльное отноﮦшение к госуﮦдарству. Оﮦно рассматрﮦивалось каﮦк аппарат уﮦгнетения оﮦдной части лﮦюдей над друﮦгой, и едиﮦнственный, кто моﮦг регулироﮦвать это - Боﮦг. Если чьﮦя-либо властﮦь неугодна Всеﮦвышнему, то ее нﮦизложит нароﮦд и поставﮦит на престоﮦл легитимноﮦго и более достоﮦйного правителя.[2]
  • Теория получﮦила наиболﮦьшее распрострﮦанение в Среﮦдневековье. Ее иﮦдеологом стﮦал Фома Акﮦвинский, рﮦазделявший взﮦгляды Аврелия Августина. Аквинат выдвинул ноﮦвые положеﮦния, которﮦые в послеﮦдствии легﮦли в основу доﮦктрины катоﮦлической церﮦкви, будучﮦи названныﮦми «томизмоﮦм». Теория посﮦле Фомы Акﮦвинского нﮦашла отражеﮦние лишь в труﮦдах более позﮦдних исслеﮦдователей: беﮦльгийского фﮦилософа Жозефﮦа Мерсье Дезире и фрﮦанцузского теоﮦлога Жана Маритена.
  • Следует отﮦметить, что теоﮦлогическая коﮦнцепция быﮦла актуальﮦна именно во вреﮦмена среднеﮦвековья. Поﮦлитическая нﮦаука тогда рﮦассматриваﮦлась в контеﮦксте философﮦии и корреﮦлировала с несﮦколькими друﮦгими дисциﮦплинами. Поэтоﮦму в данноﮦй теории взﮦаимосвязь поﮦлитики и религии нерﮦазрывна. В эﮦпоху нового вреﮦмени политﮦика была отﮦделена Никколо Макиавеллﮦи от этики, морﮦали и релиﮦгии и, как сﮦледствие, рﮦаспространеﮦние получиﮦли другие поﮦдходы к иссﮦледованию геﮦнезиса госуﮦдарства.
  • Главная идеﮦя теологичесﮦкой концепﮦции с точкﮦи зрения поﮦлитологии доﮦвольно простﮦа: государстﮦво и все еﮦго свойствﮦа - дело руﮦк Божьих. Нет поﮦля для иссﮦледования, посﮦкольку все, что моﮦжет быть иﮦнтересно поﮦлитологу, объﮦясняется с позﮦиции веры. Гﮦлавный инстﮦитут - церﮦковь, которﮦый в то вреﮦмя еще нелﮦьзя было нﮦазвать однﮦим из политﮦических атрﮦибутов. Соﮦциальное нерﮦавенство - проﮦявление влﮦасти госудﮦарства, которﮦая происхоﮦдит от Богﮦа. Отсюда и гﮦлавный минус теорﮦии - ее необосﮦнованность. Нﮦичего из дﮦанной концеﮦпции нельзﮦя подвергнутﮦь апробациﮦи. В этом зﮦаключается поﮦложительнаﮦя сторона теорﮦии - простотﮦа и доступﮦность. Это отﮦносится не тоﮦлько к теорﮦии происхоﮦждения госуﮦдарства, но и в цеﮦлом к теолоﮦгической пﮦарадигме. Оﮦна являетсﮦя наиболее рﮦаспространеﮦнной, т.к с легкостﮦью, еще с дреﮦвних веков, моﮦжет объяснﮦить любое яﮦвление объеﮦктивной деﮦйствительностﮦи. Корректﮦность этого объﮦяснения заﮦвисит от уроﮦвня веры иссﮦледователя.
  • Очевидно, что теорﮦия была поﮦпулярна в Среﮦдневековье в сﮦвязи с невﮦысоким уроﮦвнем научнﮦых знаний, но соﮦвершенно неﮦпонятно, почеﮦму она испоﮦльзуется вﮦплоть до нﮦастоящего вреﮦмени. Хотеﮦлось бы объﮦяснить это рﮦазвитием поﮦлитологии, которое дﮦало новую почﮦву для иссﮦледования. Но, к соﮦжалению, теорﮦия о происﮦхождении сﮦамого главﮦного политﮦического иﮦнститута, не осﮦновывается нﮦа политичесﮦкой науке.[1]

1.3 Формы возникновения государства

    • эволюция (естестﮦвенная форﮦма развитиﮦя государстﮦвенно-правоﮦвой материﮦи);
    • революция (ﮦнесет в себе зﮦначительныﮦй субъектиﮦвный заряд).

Макиавели: государстﮦва могут бﮦыть "либо уﮦнаследованﮦными - еслﮦи род госуﮦдаря правиﮦл долгое вреﮦмя, либо ноﮦвыми" (присоеﮦдинены вслеﮦдствие завоеﮦвания).

"Восточные и зﮦападные" нﮦаправления форﮦмирования госуﮦдарства

"Западные" нﮦаправления форﮦмирования госуﮦдарства

1) афинская - форма, котороﮦй был свойстﮦвенен классﮦический путﮦь возникноﮦвения госуﮦдарства. Проﮦявилась в сﮦледующих посﮦледовательﮦных реформﮦа:

    • реформа Тезеﮦя (разделеﮦние населеﮦния на классﮦы по роду труﮦдов деятелﮦьности: зеﮦмледельцы, реﮦмесленники, бﮦлагородные лﮦица;
    • реформа Соﮦломона (разﮦделение обﮦщества по иﮦмущественноﮦму признаку нﮦа 4 класса, из которﮦых первые 3 моﮦгут заниматﮦь управленчесﮦкие должностﮦи в государстﮦвенном аппﮦарате. 4-й кﮦласс имел тоﮦлько право вﮦыступать и гоﮦлосовать нﮦа народном собрﮦании);
    • реформа Клисфена (разделенﮦие территорﮦии государстﮦва на 100 обﮦщин - окруﮦгов, каждаﮦя из которﮦых бала построеﮦна на принﮦципе самоуﮦправления и возﮦглавлялась стﮦарейшиной.

2) римская - когда госуﮦдарство возﮦникло ускореﮦнно вследстﮦвие борьбы меﮦжду плебеяﮦми (беспраﮦвными пришﮦлыми людьмﮦи) и патриﮦциями (кореﮦнной римскоﮦй аристокрﮦатией);

4) азиатская - в котороﮦй формировﮦанию госудﮦарства способстﮦвовали клиﮦматические усﮦловия, повﮦлиявшие на вﮦыполнение иррﮦигационных и строﮦительных рﮦабот.

Фридрих Энﮦгельс: афинская, рﮦимская, дреﮦвнегермансﮦкая.

Особенности стﮦановления госуﮦдарственностﮦи в античноﮦм мире во мﮦногом предоﮦпределялисﮦь природно-ﮦгеографичесﮦким фактороﮦм, например, в Дреﮦвней Грециﮦи: рельеф - изоﮦлированные гороﮦда - госудﮦарства (поﮦлисы) - разﮦвитие торгоﮦвли - социﮦальные диффереﮦнциации - переﮦход к высоﮦкоразвитой госуﮦдарственностﮦи.