Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые ᅠпри полном использовании ᅠограниченных производственных ресурсов ᅠмогут привести к достижению ᅠпрогнозируемых в будущем качественных ᅠи количественных результатов. На нынешнем ᅠэтапе развития для ᅠбольшинства российских предприятий ᅠглавной целью планирования ᅠявляется получение максимальной ᅠприбыли. С помощью планирования ᅠруководители предприятий обеспечивают ᅠнаправление усилий всех ᅠработников, участвующих в процессе ᅠпроизводственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Одновременно план ᅠявляется руководством к действию. Он ᅠиспользуется для проверки ᅠидей, целей, для ᅠуправления предприятием и прогнозирования ᅠрезультатов деятельности. По мере ᅠреализации и при изменении ᅠобстоятельств, план может ᅠуточняться путем корректировки ᅠсоответствующих показателей.
Планирование ᅠна предприятии в условиях рыночных ᅠотношений должно быть ориентировано ᅠна потребителя, носить прогнозный ᅠхарактер, поскольку базируется ᅠна неполной информации. В процессе ᅠпланирования определяется глобальная ᅠцель развития предприятия, ᅠи все частные решения служат ᅠусловием для достижения ᅠпоставленной цели.
На сегодняшний день ᅠдля создания конкурентного, ᅠрентабельного предприятия необходимо ᅠзнать структуру формирования, ᅠорганизации экономической деятельности, ᅠосновные принципы финансовой ᅠдеятельности предприятия, направления, ᅠрынок деятельности предприятия. Этим ᅠи обуславливается актуальность выбранной ᅠданной темы.
Целью ᅠданной курсовой работы ᅠявляется изучение сущности ᅠпланирования деятельности предприятии, ᅠизучение анализа системы ᅠпланирования на примере ООО «Lider».
Для ᅠдостижения поставленной цели ᅠнеобходимо использовать следующие ᅠзадачи:


  1. изучить понятие планирования ᅠи его цели;
  2. рассмотреть методы ᅠи принципы планирования;
  3. провести анализ ᅠсистемы планирования на примере ᅠООО «Lider».

Объектом исследования ᅠявляется ООО «Lider».
Предметом ᅠисследования является реализация ᅠпринципов планирования на ООО «Lider».

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1.Понятие планирования и его цели.

Сущность ᅠпланирования состоит в обосновании ᅠцелей и способов их достижения ᅠна основе выявления комплекса ᅠзадач и работ, а также ᅠопределения эффективных методов ᅠи способов, ресурсов всех ᅠвидов, необходимых для ᅠвыполнения этих задач ᅠи установления их взаимодействия.
Планирование - это ᅠодна из функций управления, ᅠкоторая представляет собой ᅠпроцесс выбора целей ᅠорганизации и путей их достижения. Именно ᅠпосредством планирования руководство ᅠорганизации стремится установить ᅠосновные направления усилий ᅠи принятия решений, которые ᅠобеспечат единство целей ᅠдля всех ее членов. В ᅠуправлении планирование занимает ᅠосновное место, воплощая ᅠв себе организующее начало ᅠвсего процесса реализации ᅠцелей организации.
По сути, и содержанию ᅠфункция планирования должна ᅠотвечать на следующие три ᅠвопроса:

1. В каком состоянии ᅠорганизация находится в настоящее ᅠвремя?

2. В каком направлении ᅠхочет двигаться организация?

3. Каким ᅠобразом организация собирается ᅠсделать это?

Планирование направлено на оптимальное ᅠиспользование возможностей предприятия ᅠи предотвращение ошибочных действий, ᅠмогущих привести к снижению ᅠэффективности деятельности предприятия, ᅠпотере клиентов.
Основная ᅠцель планирования - интеграция ᅠвсех членов организации ᅠдля решения комплекса ᅠзадач и выполнения работ, ᅠобеспечивающих эффективное достижение ᅠконечных результатов.
Планирование можно ᅠклассифицировать по различным направлениям:

1. По ᅠстепени охвата сфер ᅠдеятельности: - общее планирование, ᅠт.е. планирование всех ᅠсфер деятельности предприятия; - частное ᅠпланирование, т.е. планирование ᅠопределенных сфер деятельности.

2. По ᅠсодержанию (видам) планирования: - стратегическое - поиск ᅠновых возможностей, создание ᅠопределенных предпосылок; - оперативное - реализация ᅠвозможностей и контроль текущего ᅠхода производства. - текущее - планирование, ᅠв котором увязываются все ᅠнаправления деятельности предприятия ᅠи работы всех его ᅠструктурных подразделений на предстоящий ᅠфинансовый год.


3. По объектам ᅠфункционирования: - планирование производства; - планирование ᅠсбыта; - планирование финансов; - планирование ᅠкадров.

4. По периодам (охвату ᅠотрезка времени): - краткосрочное, ᅠохватывающее отрезок времени ᅠот месяца до 1 года работы ᅠпредприятия; - среднесрочное, охватывающее ᅠотрезок времени от 1 года ᅠдо 5 лет. Долгосрочное планирование, ᅠохватывающее отрезок времени ᅠбольше 5 лет.

5. По возможности ᅠвнесения изменений: - жесткое - не ᅠпредполагает внесения изменений; - гибкое - при ᅠтаком планировании внесение ᅠизменений возможно.

1.2. Виды планирования.



Весь процесс ᅠпланирования в экономической организации ᅠможно разделить на три ᅠосновные стадии: процесс ᅠстратегического планирования, процесс ᅠоперативного планирования и процесс ᅠтекущего планирования.             Стратегическое ᅠпланирование ставит целью ᅠдать комплексное научное ᅠобоснование проблем, с которыми ᅠможет столкнуться предприятие ᅠв предстоящем периоде, и на этой ᅠоснове разработать показатели ᅠразвития предприятия на плановый период. Стратегическое ᅠпланирование задает направления ᅠдля деятельности организации ᅠи позволяет ей лучше понимать ᅠструктуру маркетинговых исследований, ᅠпроцессы изучения потребителей, ᅠпланирования продукции, ее продвижения, ᅠи сбыта, а также планирования ᅠцен.
Цель стратегического ᅠпланирования – адаптация предприятия ᅠк прогнозируемым изменениям внешней ᅠсреды, достижение надежной ᅠпозиции на рынке, создание ᅠпотенциала рентабельности на перспективу.
Задачи: ᅠправильно и своевременно оценить ᅠвозможные последствия перемен, ᅠпроисходящих в научно-технической, экономической ᅠи социальной областях; предвидеть ᅠопасности и возможности; выработать ᅠстратегию фирмы, позволяющую ᅠсправиться с опасностями и использовать ᅠвозникающие новые возможности.
Основные ᅠобъекты: продукция, рынки ᅠсбыта, новые технологии, ᅠвзаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая ᅠдеятельность, структура и организационная структура.
Горизонт ᅠтакого планирования определяется ᅠпродолжительностью инновационных и структурных ᅠизменений в организации.
Стратегическое ᅠпланирование ставит целью ᅠдать комплексное научное ᅠобоснование проблем, с которыми ᅠможет столкнуться предприятие ᅠв предстоящем периоде, и на этой ᅠоснове разработать показатели развития ᅠпредприятия на плановый период.
Стратегия ᅠразвития ᅠорганизации определяется в результате ᅠизучения внешнего окружения ᅠи возможных внутренних перспектив ᅠее деятельности с учетом непредвиденных ᅠрыночных обстоятельств. Она ᅠзаключается в установлении долгосрочной ᅠориентации фирмы на какой-либо ᅠвид производственной деятельности ᅠи занятие соответствующего или ᅠпланируемого положения, как ᅠна внутреннем, так и на внешнем ᅠрынке. При этом ᅠуточняются стратегические вопросы, ᅠсвязанные с выбором выпускаемой ᅠпродукции, обслуживаемых потребителей, ᅠприменяемых производственных процессов, ᅠиспользуемых экономических ресурсов, ᅠа также формированием общей ᅠлиний поведения на рынке с учетом ᅠсвоих возможностей и сил ᅠконкурентов. Кроме того, ᅠв ходе планирования учитываются ᅠвозможные стратегии развития ᅠследующих рыночных услуг ᅠна предприятии: выход на рынок ᅠс новым продуктом, привлечение ᅠновых поставщиков и потребителей ᅠтоваров, расширение или ᅠпрекращение производства и продажи ᅠпрежних товаров и услуг.
В ᅠпроцессе стратегического планирования ᅠобщие или главные ᅠцели фирмы устанавливаются ᅠвысшим руководством и согласуются ᅠсо всеми подразделениями. Плановые ᅠслужбы предлагают каждому ᅠпроизводству варианты первоначальных ᅠпоказателей валовой и чистой ᅠприбыли на долгосрочный период. После ᅠих рассмотрения подразделения выдвигают ᅠсвои предложения, тем ᅠсамым создаются необходимые ᅠпредпосылки для выработки ᅠобщих целей стратегического ᅠпланирования. В утвержденных планах ᅠпредусматриваются общие цели ᅠфирмы, ее место на региональном ᅠрынке, организационная структура ᅠуправления, кадровая политика, ᅠпроизводственная стратегия, выбор ᅠновой продукции, общая ᅠполитика сбыта, финансовые ᅠрезультаты, политика поглощений ᅠили приобретений, объем ᅠинвестиций и т.д.


Оперативное ᅠпланирование чаще всего ᅠохватывает пятилетний срок, ᅠкак наиболее удобный ᅠдля обновления производственного ᅠаппарата и ассортимента продукции ᅠи услуг. В них формулируются ᅠосновные задачи на установленный ᅠпериод, например, производственная ᅠстратегия предприятия в целом ᅠи каждого подразделения; стратегия ᅠпродажи услуг; финансовая ᅠстратегия кадровая политика; ᅠопределение объема и структуры ᅠнеобходимых ресурсов и форм ᅠматериально-технического снабжения. Такое ᅠпланирование предусматривает разработку ᅠв определенной последовательности мероприятий, ᅠнаправленных на достижение целей, ᅠнамеченных долгосрочной программой ᅠразвития.
Цель - обеспечить ᅠповседневную согласованную работу ᅠвсех подразделений организации ᅠпо достижению перспективных и текущих ᅠцелей при наилучшем ᅠиспользовании ресурсов. Содержание ᅠоперативного планирования – формирование плановых ᅠзаданий подразделениям организации ᅠна короткие промежутки времени ᅠна основе заданий, разработанных ᅠв ходе текущего планирования, ᅠс учетом фактических результатов ᅠдеятельности организации в предыдущем ᅠпериоде. В таком планировании ᅠвремя разработки планов ᅠмаксимально приближено к их выполнению. Как ᅠправило, оперативное планирование ᅠосуществляется децентрализовано. Термин «оперативное» подчеркивает, ᅠчто это планирование ᅠотдельных операций в общем ᅠхозяйственном потоке в коротком ᅠи среднем периодах, например ᅠпланирование производства, планирование ᅠмаркетинга и т.п. Под ᅠоперативным планированием понимают ᅠтакже составление бюджета ᅠорганизации.
В отличие от стратегического ᅠпланирования, нацеленного на открытие ᅠнового, в сфере оперативного ᅠпланирования доминирует принцип ᅠконкретизации уже известного. Дефицит ᅠзнания здесь значительно ᅠниже, чем в стратегическом ᅠпланировании. Это объясняется, ᅠв частности, следующим:

1) Результаты ᅠстратегического планирования в виде ᅠрамочных или целевых ᅠпоказателей снижают дефицит ᅠзнания в сфере оперативного ᅠпланирования. Для оперативных ᅠплановиков нет проблемы, ᅠсвязанной со слабым знанием ᅠобщефирменных взаимосвязей;

2) Для ᅠоперативного планирования характерна ᅠболее точная степень ᅠпрогнозирования из-за более ᅠкороткого временного горизонта.

Текущее ᅠпланирование осуществляется путем ᅠдетальной разработки оперативных ᅠпланов для компании ᅠв целом и ее отдельных подразделений, ᅠв частности, программ маркетинга, ᅠпланов по научным исследованиям, ᅠпланов по производству, материально-техническому ᅠснабжению. Основными звеньями ᅠтекущего плана производства ᅠявляются календарные планы (месячные, ᅠквартальные, полугодовые), которые ᅠпредставляют собой детальную ᅠконкретизацию целей и задач, ᅠпоставленных перспективным и среднесрочным ᅠпланами. В календарных планах ᅠпредусматриваются расходы на реконструкцию ᅠимеющихся мощностей, замену ᅠоборудования, сооружение новых ᅠпредприятий, обучение обслуживающего ᅠперсонала.
Цель текущего ᅠпланирования – последовательная поэтапная ᅠреализация выработанной стратегии.
Задачи: ᅠконкретизация стратегических целей ᅠприменительно к более короткому ᅠотрезку времени; выбор ᅠнаиболее эффективных путей ᅠреализации стратегии; пропорциональное ᅠразвитие и наилучшее использование ᅠпотенциала предприятия; обеспечение ᅠтекущей финансовой устойчивости ᅠи рентабельности.
Объекты такого ᅠпланирования – это прежде ᅠвсего номенклатура продукции ᅠи динамика производственных мощностей, ᅠа также необходимые ресурсы, ᅠзатраты и финансовые результаты.
Текущее ᅠпланирование – функция плановой ᅠслужбы организации при ᅠучастии других функциональных ᅠподразделений.
Текущее планирование ᅠосуществляется путем  детальной  разработки ᅠоперативных планов для ᅠкомпании в целом и ее отдельных ᅠподразделений в международном масштабе, ᅠв частности, программ маркетинга, ᅠпланов по научным исследованиям, ᅠпланов  по  производству, материально-техническому ᅠснабжению. Основными  звеньями  текущего ᅠплана производства являются ᅠкалендарные планы, которые  представляют ᅠсобой детальную конкретизацию ᅠцелей  и  задач,  поставленных ᅠстратегическим и среднесрочным планами. Календарные ᅠпланы  производства составляются ᅠна основе сведений о наличии ᅠзаказов,  обеспеченности их материальными ᅠресурсами, степени загрузки ᅠпроизводственных мощностей и их использовании ᅠс учетом обусловленных  сроков ᅠисполнения каждого заказа. В ᅠкалендарных планах  производства ᅠпредусматриваются расходы на  реконструкцию  имеющихся  мощностей, ᅠзамену оборудования, сооружение ᅠновых предприятий, обучение ᅠрабочей силы. В планы ᅠпо сбыту продукции и предоставлению ᅠуслуг включаются показатели ᅠпо экспорту продукции, заграничному  лицензированию, ᅠпредоставлению технических услуг ᅠи обслуживанию.  Реализация оперативных ᅠпланов  осуществляется  через  системы ᅠбюджетов или финансовых ᅠпланов, которые  составляются  обычно  на ᅠгод или на более ᅠкороткий срок по каждому ᅠотдельному  подразделению - центру ᅠприбыли, а затем консолидируются  в  единый  бюджет, ᅠили финансовый план ᅠфирмы. Бюджет формируется ᅠна основе  прогноза сбыта, ᅠчто необходимо для ᅠдостижения намеченных  планов  финансовых показателей.
Бюджет ᅠфирмы представляет собой ᅠвыражение оперативного  плана ᅠв денежных единицах, он как ᅠбы увязывает оперативный и  финансовый ᅠпланы, давая возможность ᅠпредвидеть конечный результат ᅠдеятельности, то есть размеры ᅠи норму прибыли. Составление  бюджетов ᅠзанимаются обычно различные ᅠслужбы или специальные ᅠсекторы.  Особые комитеты, ᅠсостоящие из высших администраторов,  рассматривают ᅠуже готовый бюджет. Глава ᅠфирмы утверждает бюджет ᅠи несет  ответственность за эффективность ᅠметодов по его разработке. Основу ᅠбюджета составляет прогноз ᅠпродаж и  исчисление  издержек  производства. На ᅠоснове прогноза продаж ᅠсоставляются  планы  производства, ᅠснабжения, запасов, научных ᅠисследований, капитальных инвестиций, ᅠфинансирования, денежных поступлений. Бюджет ᅠфирмы охватывает  все ᅠстороны ее деятельности и базируется ᅠна оперативных планах  отделений ᅠи предприятий фирмы,  поэтому  он  служит  также  средством ᅠкоординации работы всех ᅠзвеньев фирмы. 



1.3. Методы планирования.

Методы планирования – основной ᅠинструмент плановиков. Современная ᅠтеория и практика располагают ᅠбогатым инструментарием, позволяющим ᅠрешать широкий круг ᅠвопросов. Многие методы ᅠхорошо известны и применяются ᅠне только в планировании.

Часть ᅠметодов формализована и доведена ᅠдо уровня экономико-математических моделей, ᅠдругие имеют слабое ᅠописание. Все эти ᅠметоды могут применяться ᅠотдельно и в комплексе.

Практики могут ᅠвсе их и не знать, но желательно ᅠвсе же иметь о них ᅠпредставление, знать их сущность, ᅠвозможности применения.
Основные ᅠметоды планирования:

  1. балансовый;
  2. опытно – статистический;
  3. нормативный;
  4. экономико-математический.

Балансовый метод – характеризуется установлением ᅠматериально-вещественных и стоимостных пропорций ᅠв показателях. Обычно применяется ᅠв виде уравновешивающих таблиц, ᅠсодержащих наличие и источники ᅠобразования ресурсов, и соответствующие ᅠпотребности.

С его помощью ᅠпроверяется обоснованность расчетов, взаимосвязь разделов ᅠи показателей на различных этапах ᅠпланирования. Примером может ᅠслужить баланс рабочего ᅠвремени, баланс производственных ᅠмощностей, трудовых ресурсов.
Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией ᅠна фактически достигнутые в прошлом ᅠрезультаты, по экстраполяции которых ᅠопределяется план искомого ᅠпоказателя. Такой метод ᅠпланирования является достаточно ᅠпростым и широко используется ᅠв плановых расчетах.
Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан ᅠна использовании норм и нормативов ᅠрасхода живого и овеществленного ᅠтруда для определения ᅠпеременных величин.

Используется для ᅠобоснования количественной меры ᅠплановых заданий или ᅠтехнико-экономических расчетов.
Примером могут ᅠслужить разрабатываемые и широко ᅠиспользуемые в практике нормы ᅠрасхода сырья, материалов, ᅠтоплива, труда, финансовых ᅠресурсов на единицу продукции, ᅠставка налогов и др.
Экономико-математические методы и модели. ᅠСущность их состоит ᅠв том, что они ᅠпозволяют с меньшими затратами ᅠвремени и средств находить ᅠколичественное выражение взаимосвязи ᅠмежду сложными социально-экономическими, ᅠтехнологическими и иными процессами, ᅠопосредованными в показателях. В современных ᅠусловиях практически любой ᅠпоказатель может быть ᅠзапланирован посредством экономико-математического ᅠметода.                 Применение этой ᅠгруппы методов способствует ᅠустранению субъективизма в планировании ᅠи повышает научный уровень ᅠобоснованности плана. Однако ᅠприменение этих методов ᅠтребует точного математического ᅠописания экономической задачи ᅠи часто экспертной оценки ᅠполученных данных.