Файл: Принципы эффективного планирования деятельности предприятия.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1.Понятие планирования и его цели.
1.4. Основные принципы планирования.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «LIDER».
2.1. Характеристика предприятия ООО «Lider».
2.2. Анализ основных показателей предприятия ООО «Lider».
Наиболее ᅠраспространены в современных условиях ᅠметоды теории вероятности (корреляции, ᅠрегрессии, теории игр), ᅠматематического программирования, методы ᅠимитации, теории графов ᅠи др.
1.4. Основные принципы планирования.
Принцип планирования − основополагающее ᅠправило, на базе которого ᅠосуществляется процесс планирования.
Впервые ᅠобщие принципы планирования ᅠбыли сформулированы А.Файолем в ᅠкачестве основных требований ᅠк разработке программы действия ᅠили планов предприятия ᅠим были названы пять ᅠпринципов:
1. необходимость,
2. единство,
3. непрерывность,
4. гибкость,
5. точность
Принцип ᅠнеобходимости планирования означает ᅠповсеместное и обязательное применение ᅠпланов при выполнении ᅠлюбого вида трудовой ᅠдеятельности. Всякий труд, ᅠкак известно, − это ᅠцелесообразная деятельность, направленная ᅠна преобразование природных ресурсов ᅠв готовую продукцию или услуги ᅠи удовлетворение потребностей людей. А.Файоль ᅠзаметил также, что ᅠникто не оспаривает пользы ᅠпрограммы действия: прежде ᅠчем действовать, мы должны ᅠзнать, чего хотим ᅠи что можем. Отсутствие ᅠплана или программы ᅠсопровождается колебаниями, ошибочными ᅠманеврами, несвоевременной переменой ᅠориентации, являющимися причинами ᅠплохого состояния, если ᅠне краха, дел. Вопрос ᅠо необходимости плана на каждом ᅠпредприятии, видимо, и не должен ᅠставиться: программа предстоящих ᅠдействий является, безусловно, ᅠнеобходимой. Планы могут ᅠбыть разные: простые ᅠили сложные, краткие ᅠлибо очень подробные, ᅠна продолжительный либо короткий ᅠсрок, внимательно рассмотренные ᅠлибо принятые наспех, ᅠхорошие, посредственные, либо ᅠплохие. Принцип необходимости ᅠили обязательности планирования ᅠособенно важен в условиях ᅠсвободных рыночных отношений, ᅠпоскольку его соблюдение ᅠсоответствует современным экономическим ᅠтребованиям рационального использования ᅠограниченных ресурсов на всех ᅠпредприятиях.
Принцип единства планов ᅠпредусматривает разработку общего ᅠили сводного плана ᅠсоциально-экономического развития предприятия. На ᅠотечественных предприятиях наряду ᅠс так называемым техпромфинпланом ᅠсуществуют отдельные планы ᅠпроизводства и продажи продукции, ᅠпланы издержек и доходов, ᅠа также планы технического, ᅠорганизационного и финансового развития ᅠвсего предприятия или ᅠчастичные планы производственных ᅠподразделений и функциональных служб. Однако ᅠвсе эти планы ᅠдолжны быть тесно ᅠувязаны с единым комплексным ᅠпланом социально-экономического развития ᅠпредприятия таким образом, ᅠчтобы всякое видоизменение ᅠразличных разделов плана ᅠили плановых показателей ᅠтотчас же переносилось или ᅠотражалось и в общем плане ᅠпредприятия. Единство планов ᅠпредполагает общность экономических ᅠцелей и взаимодействие различных ᅠподразделений предприятия на горизонтальном ᅠи на вертикальном уровнях планирования ᅠи управления. Внутрифирменное планирование ᅠявляется по своему назначению ᅠосновой соблюдения единства ᅠпланов на уровне предприятия (фирмы).
Принцип ᅠнепрерывности планов заключается ᅠв том, что на каждом ᅠпредприятии процессы планирования, ᅠорганизации и управления производством, ᅠкак и трудовая деятельность, ᅠявляются взаимосвязанными между ᅠсобой и должны осуществляться ᅠпостоянно и без остановки. Чтобы ᅠне было перерывов или ᅠостановок в производственной деятельности, ᅠнеобходимы не только непрерывность ᅠпланирования, но и соответствующее обоснование ᅠвыпускаемой продукции и выполняемых ᅠработ. Это предполагает, ᅠчто на смену одному ᅠплану производства приходит ᅠбез перерыва другой: ᅠодин товар своевременно ᅠзаменяется по требованию рынка ᅠдругим. Кроме того, ᅠнепрерывность планирования означает ᅠпостепенный переход от стратегических ᅠпланов к тактическим, а от них − к ᅠоперативным, а также необходимое ᅠвзаимодействие между краткосрочными ᅠи долгосрочными планами. На большинстве ᅠотечественных предприятий в условиях ᅠрынка действуют в основном ᅠгодичные планы. Все ᅠдругие иды программ ᅠкак большей, так ᅠи меньшей продолжительности должны ᅠбыть строго согласованы ᅠс годовыми планами и могут ᅠсуществовать одновременно. Непрерывность ᅠпланирования позволяет сделать ᅠвозможным постоянный контроль, ᅠанализ и модификацию планов ᅠпри изменении как ᅠвнутренней, так и внешней ᅠсреды. В процессе непрерывного ᅠпланирования происходит заметное ᅠсближение фактических и плановых ᅠпоказателей производственно-экономической деятельности ᅠна каждом предприятии.
Принцип гибкости ᅠпланов тесно связан ᅠс непрерывностью планирования и предполагает ᅠвозможность корректировки установленных ᅠпоказателей и координации планово-экономической ᅠдеятельности предприятия. Постоянные ᅠизменения в технике, технологии ᅠи организации производства приводит ᅠобычно к снижению расхода ᅠзапланированных ресурсов и к необходимости ᅠуточнения первоначальных планов. В ᅠусловиях рынка возможны ᅠтакже значительные колебания ᅠспроса, изменения действующих ᅠцен и тарифов, которые ᅠтакже ведут к соответствующим ᅠпоправкам в различных планах. Поэтому ᅠвсе планы на наших ᅠпредприятиях, как это ᅠпринято в мировой практике, ᅠдолжны содержать резервы. При ᅠсоблюдении этого требования ᅠнеобходимо также планировать ᅠвеличину таких резервов, ᅠибо их необоснованное применение ᅠсказывается на результатах планирования.
Принцип ᅠточности планов определяется ᅠмногими как внутрифирменными ᅠфакторами, так и внешним ᅠеё окружением. Высокая степень ᅠточности планов, видимо, ᅠпредставляется вообще не очень ᅠнеобходимой нашим предприятиям ᅠв условиях свободных рыночных ᅠотношений. Потому всякий ᅠплан должен составляться ᅠс такой точностью, которую ᅠжелает достичь само ᅠпредприятие, с учетом его ᅠфинансового состояния и положения ᅠна рынке и многих других ᅠфакторов. Иначе говоря, ᅠстепень точности планов ᅠвозможна любая, но при ᅠобеспечении допустимой эффективности ᅠпроизводства. Главным образом ᅠона определяется применяемыми ᅠсистемами и методами планирования. При ᅠоперативном или краткосрочном ᅠпланировании требуется более ᅠвысокая степень точности ᅠплановых показателей, при ᅠстратегическом или долгосрочном − можно ᅠограничиться выбором общей ᅠцели и составлением приближенных ᅠрасчетов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «LIDER».
2.1. Характеристика предприятия ООО «Lider».
Объектом ᅠисследования, а именно исследуемая ᅠна данном предприятии система ᅠпланирования, общество с ограниченной ᅠответственностью«LIDER» в дальнейшем именуемое «Общество», ᅠсозданное в соответствии с Гражданским ᅠкодексом ПМР, Федеральный ᅠзакон Приднестровской Молдавской ᅠРеспублики «Об обществах ᅠс ограниченной ответственностью».
Общество является ᅠюридическим лицом и свою ᅠдеятельность формирует на основании ᅠнастоящего устава и законодательства ᅠПМР.
Фирменное наименование ᅠОбщества: Общество с ограниченной ᅠответственностью «LIDER», и сокращенный ᅠвариант: ООО «LIDER».
Место ᅠнахождения: Приднестровская Молдавская ᅠРеспублика, г. Тирасполь, ул. Шевченко, 24.
Основной ᅠцелью деятельности является ᅠизвлечение прибыли. Общество ᅠимеет гражданские права ᅠи обязанности, важные для ᅠосуществления любых видов ᅠдеятельности, не запрещенных действующим ᅠзаконодательством ПМР.
Видами ᅠдеятельности, состав которых ᅠопределяется законодательством ПМР, ᅠОбщество может заниматься ᅠтолько на основании специального ᅠразрешения, т. е лицензии. Если ᅠусловиями предоставления разрешения ᅠна занятие отдельным видом ᅠдеятельности предусмотрено требование ᅠо занятии такой деятельностью.
Для ᅠдостижения основной цели ᅠсвоей деятельности ООО «LIDER» осуществляет ᅠследующие основные виды ᅠдеятельности:
- изготовление оконных ᅠдверных конструкций из алюминия ᅠи ПВХ-профиля "VEKA";
- производство ᅠи реализация кровельных материалов;
- изготовление ᅠпрофнастила, на базе промышленной ᅠлинии торговой марки «Profiilikeskus»;
- строительное ᅠоборудование;
- крепежная техника.
Общество ᅠявляется юридическим лицом ᅠи имеет в собственности обобщенное ᅠимущество, отражаемое на его ᅠсамостоятельном балансе, включая ᅠимущество, переданное ему ᅠучастниками в счет оплаты ᅠдолей в Уставном капитале. ᅠ
Можно ᅠвыделить то что, в апреле 2014, ᅠкомпания «LIDER» отпраздновала ᅠуже 13 лет со дня ᅠобразования. Пройдя с достоинством, ᅠнелегкий этап становления, ᅠкомпания зарекомендовала себя ᅠкак стабильный производитель ᅠи поставщик доступных, качественных ᅠкровельных материалов и оконных ᅠсистем, и заняла весомую ᅠнишу в производственном бизнесе ᅠПриднестровья. Сегодня в границах ᅠПМР функционируют два ᅠторговых офиса в Тирасполе, ᅠодин – в Бендерах, и один – в ᅠСлободзейском районе.
Основным ᅠприоритетом в деятельности компании ᅠООО «LIDER» является ᅠоказание необходимого комплекса ᅠсопутствующих услуг, начиная ᅠс выбора и расчёта экономного ᅠзаказа материалов и заканчивая ᅠперсональными консультациями по их применению ᅠи эксплуатации.
Более того ᅠв наше время появилось ᅠмного способов привлечения ᅠклиентов т.к. сегодня ᅠраспродажи превратились в весьма ᅠэффективный маркетинговый инструмент. Каждая ᅠорганизация выбирает для ᅠсебя наиболее подходящую ᅠакцию, распродажу или ᅠразличные виды скидок.
Основываясь ᅠна этом ООО «LIDER» регулярно ᅠорганизует специальные акции. К ᅠпримеру, во всех офисах ᅠрозничных продаж компании ᅠLIDER действует Акция ᅠна (Металлочерепицу, Профнастилы, Технологический ᅠшифер и ПВХ водосток) покрытие ᅠCrystal (Германия), акция ᅠдействует с 26 апреля 2014 года ᅠпо 14 мая 2014 года.
А ᅠглавным является то, ᅠчто большое количество ᅠсемей в ПМР выбрали ᅠдля своих домов ᅠименно кровельную продукцию ᅠООО «LIDER».Это обуславливается ᅠтем фактором, что ᅠв нашем регионе, из-за ᅠчастых перепадов температур, ᅠа в зимний период бесконечного ᅠчередования оттепели и мороза, ᅠвыбор в пользу металлической ᅠкровли делали издавна - именно «крытая ᅠжелезом» крыша всегда ᅠсчиталась свидетельством достатка ᅠхозяина дома.
2.2. Анализ основных показателей предприятия ООО «Lider».
На предприятиях ᅠпланирование обычно разделяют ᅠна две схемы организации ᅠработ по составлению бюджетов (планов): ᅠпо методу breakdown (сверху-вниз) и ᅠпо методу build-up (снизу-вверх). Методы ᅠbreak-down и build-up являются ᅠдвумя противоположными тенденциями. На ᅠпрактике не выгодно использовать ᅠтолько один из этих ᅠметодов. Планирование и составление ᅠбюджетов представляют собой ᅠтекущий процесс, в котором ᅠтребуется часто определять ᅠкоординацию бюджетов многих подразделений.
Процесс ᅠпланирования в ООО«LIDER» организуется ᅠпо методу встречного потока. Данный ᅠметод заключается в том, ᅠчто сначала высшее ᅠруководство временно устанавливает «верхние» цели, ᅠа затем на их основе нижестоящие ᅠуровни (отделы компании) четко ᅠразрабатывают подцели и подпланы ᅠдля проверки того, ᅠвозможно ли реализовать «верхние» цели. Далее ᅠначинается обратный поток - снизу ᅠвверх: планы нижних ᅠуровней поэтапно координируются ᅠи сводятся воедино. Этот ᅠпроцесс заканчивается тем, ᅠчто руководство окончательно ᅠопределяет цели и планы. Подобная ᅠорганизация работы предполагает ᅠактивное участие всех ᅠотделов компании в системе ᅠпланирования и может гарантировать, ᅠчто планы, которые ᅠформируется, таким образом, ᅠявляются достаточно реальными ᅠи более чем выполнимыми.
Система ᅠпланирования ООО «LIDER» содержит:
-стратегическое ᅠпланирование;
-тактическое планирование;
Стратегическое ᅠпланирование осуществляется в компании ᅠориентировочно сроком более ᅠгода. Этот срок ᅠобусловлен, прежде всего, ᅠдинамичным развитием рынка, ᅠлидирующими позициями компаний, ᅠкоторые формируют тенденции ᅠрынка. В таких условиях ᅠговорить о четких планах ᅠна больший срок не представляется ᅠвозможным. Видение того, ᅠкак в течение следующих ᅠлет должна развиваться ᅠмарка, и система ее позиционирования ᅠформируются на коллективном обсуждении. Таким ᅠобразом, можно сказать, ᅠчто в деятельность компании ᅠвовлечены все структуры ᅠпредприятия. Другими словами, ᅠреализацией основной задачи ᅠфирмы - созданием бренда, ᅠего ценностей и путей ᅠразвития - занимается вся ᅠфирма.
Основными конкурентами ᅠвыступают ООО «Стройальянс», ᅠООО "ВЕК", а так ᅠже ООО "Мир окон". Так ᅠже в 2015 г. планируется расширить ᅠассортимент, предлагаемых товаров. В ᅠэтот перечень войдут ᅠводосточные системы от польского ᅠпроизводителя «Bud-masz» и мансардные ᅠокна и чердачные лестницы ᅠот польского производителя «Fakro».
Главной ᅠзадачей при разработке ᅠсистемы планирования ООО «LIDER» являлось ᅠсоздание согласованной и эффективной ᅠсистемы. Согласованность данной ᅠсистемы необходимо определять ᅠс двух сторон.
Во-первых, ᅠговоря о согласованности планирования, ᅠследует подразумевать согласованность «верхних» задач (от ᅠмиссии предприятия через ᅠстратегическое планирование к тактическому ᅠи т.п.). Цели, которые ᅠфирма ставит перед ᅠсобой на высшем уровне, ᅠраскрываются и конкретизируются в планах ᅠнижних уровней. Такая ᅠсогласованность действий главным ᅠобразом помогает сосредотачиваться ᅠна главных задачах и направлять ᅠвсе усилия на осуществление ᅠзадуманного, не распыляясь и не отклоняясь ᅠот поставленных целей.
Во-вторых, ᅠсогласованность системы планирования ᅠвыражается в согласованности действий ᅠструктурных подразделений фирмы. Система планирования ᅠпроизводственной компании ООО «LIDER» охватывает ᅠвсе функциональные составляющие ᅠорганизации: сбыт, маркетинг, ᅠпроизводство, логистику. Это ᅠпозволяет структурам компании ᅠчетко действовать в намеченных ᅠрамках. Задачи каждого ᅠотдела вытекают из общей ᅠзадачи фирмы на конкретном этапе.
Вывод: ᅠПройдя с достоинством, нелегкий ᅠэтап становления, компания ᅠООО «LIDER» зарекомендовала ᅠсебя как стабильный ᅠпроизводитель и поставщик доступных, ᅠкачественных кровельных материалов ᅠи оконных систем, и заняла ᅠвесомую нишу в производственном ᅠбизнесе Приднестровья. Эти ᅠфакторы предопределили успех ᅠна строительном рынке компания ᅠООО «LIDER».Так же можно ᅠвыделить, что в систему ᅠпланирования в ООО «LIDER» входит ᅠстратегическое (сроком более ᅠгода) и тактическое (сроком ᅠне более года). Главной ᅠзадачей при разработке ᅠсистемы планирования являлось ᅠсоздание согласованной и эффективной ᅠсистемы.
2.3. Пути совершенствования планирования ООО «Lider».
Стратегическое ᅠпланирование на конкретном предприятии ᅠявляется одним из главных ᅠусловий его эффективного ᅠфункционирования. Без такого ᅠплана, компания будет ᅠидти в неизвестность, направляемое ᅠтолько лишь несистематизированными ᅠвнешними воздействиями и внутренними ᅠрешениями управленцев. Стратегическое ᅠпланирование дает самое ᅠглавное - цель, зная ᅠкоторую конкретно руководство ᅠфирмы будет принимать ᅠрешения, направленные на ее достижение. На ᅠконкретном предприятии планируются ᅠвсе процессы: маркетинг, ᅠпроизводство, финансы и так ᅠдалее.
Кроме этого ᅠстратегическое планирование включает ᅠв себя эти и другие ᅠпланы. Важно согласовывать ᅠвсе процессы, происходящие ᅠна предприятии. Это делается ᅠдля того, чтобы ᅠкаждое небольшое решение ᅠв организации принималось с четкой ᅠпривязкой к определенной цели, ᅠвыработанной по итогам проведения ᅠстратегического планирования.
Компания ООО «LIDER» длительное ᅠвремя является одной ᅠиз динамично развивающихся компаний ᅠна рынке строительных материалов ᅠи оборудования в ПМР. Для ᅠтого чтобы компания ᅠне только продолжала существовать ᅠна рынке строительных материалов ᅠи оборудования, но и развивалась в других ᅠнаправлениях, необходимо провести ᅠнекоторые изменения.
Во-первых, ᅠименно на сегодняшний день ᅠдля компании необходимо ᅠпересмотреть политику продвижения ᅠтовара, т.е. внести ᅠизменения в организацию сбыта ᅠстроительных материалов и оборудования. Но ᅠне желательно опираться лишь ᅠна один источник при ᅠвыборе строительной компании, ᅠведь в наше время, ᅠникто не уверен в достоверности ᅠгазетных данных и других ᅠисточников. У компании ООО «LIDER» нет ᅠрекламных роликов на телевидении, ᅠмало рекламных щитов ᅠна улицах города, и это ᅠявляется огромным минусом, ᅠа так же тормозит развитие ᅠкомпании.
Для привлечения ᅠклиентов необходимо организовать ᅠновый план сбыта ᅠи разработать рекламную компанию, ᅠкоторая смогла бы привлечь ᅠбольшое количество новых ᅠклиентов. В качестве такого ᅠплана можно предложить ᅠразработку специализированного строительного ᅠинтернет - магазина.
Термин «Интернет-магазин» произошел ᅠот английского слова «online ᅠshop» или «e-shop», ᅠт.е. сайт, торгующий ᅠтоварами посредством сети ᅠИнтернет. Более того ᅠпозволяет пользователям онлайн, ᅠв своём браузере, сформировать ᅠзаказ на покупку, выбрать ᅠспособ оплаты и доставки ᅠзаказа, оплатить заказ, ᅠнапример, электронными деньгами.
Т.к. в ᅠнашем регионе усилилась ᅠтенденция развития такого ᅠрода магазинов, потому ᅠчто через интернет ᅠпокупать товары становится ᅠболее удобным, дешевле ᅠи что очень важно ᅠэкономит время.
Плюсами ᅠтакого магазина является ᅠотсутствие необходимости в аренде ᅠторговых площадей и затраты ᅠна их содержание. Минусом является ᅠотсутствие продавцов-консультантов, которые ᅠсмогли бы помочь сделать ᅠвыбор в пользу, например ᅠтой или иной ᅠкрепежной техники или ᅠстроительного оборудования. Но эту ᅠпроблему легко исправить, ᅠдобавив рубрику «Вопрос-ответ», ᅠгде клиенты смогут задать ᅠвопрос и получить ответ ᅠот наших специалистов. При ᅠтаком способе организации ᅠторговли существенно снижаются ᅠпостоянные издержки.
На основе ᅠпроведенных исследований компании ᅠООО «LIDER» были ᅠсделаны следующие выводы, ᅠкоторые повлияли на дальнейший ᅠвыбор планирования деятельности ᅠкомпании. Сильными сторонами ᅠдеятельности строительной компании «LIDER» являются ᅠего финансовая устойчивость, ᅠбольшой опыт работы, ᅠкачество обслуживания, гибкое ᅠценообразование. Эти качества ᅠделают компанию конкурентоспособной ᅠи позволяют ей занимать лидирующие ᅠместа среди Приднестровских ᅠстроительных компаний. Так ᅠкак рынок строительных ᅠуслуг является растущим ᅠи непредсказуемым. Слабыми сторонами ᅠдеятельности компании «LIDER»небольшой ᅠофис, малый охват ᅠтерритории, дополнительные транспортные издержки.
Для ᅠсовершенствования планирования в ООО «LIDER» существует ᅠряд возможностей. К ним ᅠможно отнести расширение ᅠпроизводственной линии, выход ᅠна новые рынки и налаживание ᅠработы с поставщиками других ᅠрегионов. Так же предлагается ᅠразработать интернет-магазин. Т.к. в ᅠнашем регионе усилилась ᅠтенденция развития такого ᅠрода магазинов, потому ᅠчто через интернет ᅠпокупать товары становится ᅠболее удобным, дешевле ᅠи что очень важно ᅠэкономит время.
Поэтому у рассматриваемой ᅠкомпании есть все ᅠшансы для дальнейшего ᅠразвития. Кроме того ᅠкомпания ООО «LIDER» регулярно ᅠрадуют своих клиентов ᅠразличными скидками, специальными ᅠпредложениями и распродажами.