Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Понятие и экономическая сущность жизненного цикла организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Успех деятельности предприятия зависит от степени согласованности разных стадий основных жизненных циклов. Ситуация на рынке меняется на каждой стадии жизненного цикла и требует соответствующего изменения стратегии и тактики поведения предприятия на рынке.

Для каждого предприятия стратегия является индивидуальной, поскольку при ее разработке необходимо учитывать развитие рыночной конъюнктуры конкретных товаров, специализацию и возможности участия в конкурентной борьбе, а также жизненные циклы развития предприятия.

Управление предприятием в ведущих компаниях стран с развитой рыночной экономикой является неотъемлемым элементом единой системы управления предприятием и представляет собой систему мер, направленных не только на выход предприятия из кризиса, но и на предотвращение вхождения в такую ситуацию. Процесс управления в таких компаниях проводится постоянно: от создания компании и на протяжении всех дальнейших жизненных циклов предприятия. Внедрение эффективной системы управления на отечественных предприятиях является необходимым условием их выживания и экономического роста. Обеспечение анты кризисной деятельности на постоянной основе дает возможность целеустремленно формировать эффективную подсистему управления предприятием в кризисных ситуациях. Осознание необходимости формирования, а также роли, места и вариантов построения системы управления на предприятии как особой подсистемы является спешной проблемой, которая нуждается в дальнейшем исследовании.

Ныне в экономической литературе представлено значительное количество работ по проблеме управления предприятием. Весомый вклад в разработку теоретических и прикладных проблем управления сделали отечественные и иностранные научные работники, такие как, в частности, И. Бланк, Л. Лигоненков, В. Василенков, О. Терещенко, А. Градов, А. Грязнова, Е. Коротков, Л. Сытник[6].

В научных работах рассматриваются теоретические основы и методологический инструментарий управления предприятием, значительное внимание уделено теоретическому вопросу возникновения, развития кризисных ситуаций, а также практическим аспектам проведения стабилизационных мер вывода предприятия из кризиса. Однако в роботах ученых нет единства в подходах к сущности управления, которое создает определенные проблемы во время разработки комплекса мер по предупреждению и преодолению последствий кризиса. Недостаточно исследованы особенности управления предприятием относительно жизненного цикла. Поэтому актуальной остается проблема формирования современного понятийного аппарата управления и исследование особенностей управления на стадиях жизненного цикла предприятия.


Мировой экономический кризис спровоцировал углубление финансовых осложнений на предприятиях России, которые связаны как с общегосударственными проблемами (нестабильность политической ситуации, несовершенство законодательной базы, неплатежеспособность, убыль производства), так и с внутренними проблемами предприятий (неэффективный маркетинг, нерациональное использование средств, несовершенный производственный менеджмент, несбалансированность финансовых потоков и т.п.). Наиболее серьезным следствием кризиса на многих предприятиях стало их банкротство. Банкротство предприятия является конечной стадией финансового кризиса, который развивался вследствие неудовлетворительного управления ресурсным потенциалом, финансовых просчетов, неучет влияния разных факторов микро- и макросреды, поэтому многими специалистами правомерно признается, как невозможность обеспечить конкурентное функционирование системы в рыночных условиях. Оно сопровождается усилением социально-экономических проблем в обществе. Именно поэтому в последнее время большего значения приобретает внедрение на предприятиях эффективной управленческой системы, направленной на своевременное распознавание угрозы банкротства с целью его предупреждения.

Сегодня большое количество предприятий находится в кризисном состоянии, поэтому предотвращение кризисных ситуаций и разработка мероприятий по выходу предприятия из кризиса стали одними из самых важных проблем управления[7].

Исследования свидетельствуют о том, что в современных условиях хозяйствования качество антикризисных решений в значительной мере зависит от учета жизненного цикла предприятия. Ныне предприятие рассматривается как открытая социально-экономическая система, которая функционирует и развивается в условиях жесткой конкуренции, и это нуждается в особом внимании к факторам и предпосылок возникновения кризисных ситуаций. В зависимости от фазы жизненного цикла предприятия меняются размеры риска; неопределенность, устойчивость субъекта хозяйствования, потенциальные возможности, преимущества положительных и негативных факторов влияния и т.п.

Итак, можно сделать вывод, что управление предприятием представляет беспрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, которое осуществляется в условиях ограниченности времени и ресурсов, направлен на предотвращение и устранение неблагоприятных для деятельности предприятий явлений, а также создание условий стабильного функционирования и развития.


1.3 Специфика управления жизненным циклом организации

Адаптация биологической концепции цикла в менеджменте привела к появлению теории жизненного цикла организации, которая получила развитие в роботах И. Адизеса, Л. Грейнера, К. Камерона, Р. Куинна, Ф. Лидена, Д. Миллера, Б. Скотта, У. Торберта, П. Фризена. Исследование в этой сфере проводят и отечественные ученые, такие как, в частности, Ю. Примуш, С. Корягина, Т. Малаева, С. Молот, Ю. Шембель, А. Штангрет, О. Копилюк, О. Кузьмин, О. Мельник.

Согласно этой теории жизненный цикл – это период, на протяжении которого предприятие принципиально меняет ценности и ориентации, проходя несколько последовательных стадий развития. Фазы жизненного цикла – периоды жизни предприятия в рамках однотипных ценностных установок, которые предопределяют особенности, управленческих инструментов, адекватных продолжительности функционирования предприятия.

Одним из первых ученых, кто предложил свою теорию жизненного цикла предприятия, которая широко используется в научных исследованиях и практике хозяйствования, был Ларри Грейнер. Он обосновал, что предприятие за время своего существования в своей сфере последовательно проходит через пять этапов развития, таких как рост через креативность, рост через управление, рост через делегирование, рост через координирование, рост через сотрудничество. При этом для каждого из этапов развития характерный соответствующий кризис:

- рост через креативность – кризис лидерства (владелец устанавливает правила, приоритеты и принципы работы);

- рост через управление – кризис автономии (отсутствие у менеджеров возможности принимать решение самостоятельно, что тормозит развитие бизнеса);

- рост через делегирование – кризис контроля (автономия и самостоятельность сотрудников приводят к решениям, с которыми не соглашается главный орган управления; введение более жестких форм контроля и отчетности);

- рост через координирование – кризис границ (снижение общей инновационности, гибкости и скорости принятия решений);

- рост через сотрудничество – автор не называет вида кризиса[8].

Весомый вклад в развитие теории и практики управления жизненным циклом предприятия сделал профессор И. Адизес, который считал, что каждая фаза жизненного цикла предприятия завершается кризисом, а также необходимо последовательно решать проблемы, которые возникают и вызваны ростам бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающего среды. Он отмечал, что кризис компании – результат закономерных проблем, которые можно разделить на три группы:


1) нормальные проблемы взросления («болезни роста»);

2) аномальные проблемы;

3) патологии, которые компания не способна решить самостоятельно[9].

Например, на фазе «рост» нормальными проблемами могут быть следующие: путаница в приоритетах, ответственности и функциях; недостаточный контроль над расходами, бюджетированием и анализом движения денежных средств; аномальными – высокая приоритетность каждой задачи; отсутствие контроля над расходами, бюджетированием и анализом движения денежных средств.

Если не решать нормальные проблемы, как отмечает И. Адизес, они становятся аномальными и со временем превращаются в патологии, которые приводит к углублению кризиса. Ценность теории И. Адизеса заключается в том, что она имеет такие компоненты, как объяснение и предусмотрение, которые в условиях современной неопределенности являются довольно актуальными. Исследования свидетельствуют о том, что для каждой из стадий жизненного цикла предприятия характерными являются соответствующие критерии, что является научной основой антикризисного управления предприятием (см. табл. 2)[10].

Таблица 2

Матрица показателей диагностики и динамики их уровня по этапам жизненного цикла предприятия

Показатель

Этап жизненного цикла

Создание

Рост

Зрелость

Убыль

Возрождение

Численность персонала

Рост

Значительный рост

Стабильный уровень, начало сокращения

Сокращение

Стабильно низкий уровень

Привлечение кредитных ресурсов

Проблемы привлечения кредитов

Расширение круга кредиторов

Сокращение круга кредиторов

Проблемы привлечения кредитов

Расширение круга кредиторов

Доля рынка

Очень незначительна

Значительно возрастает

Большая, темпы роста уменьшаются

Падает

Очень незначительная, темпы роста низкие

Инновационность, гибкость, адаптивность

Отсутствуют

Рост

Снижение

Существенное снижение

Рост

Выручка от реализации продукции

Темпы роста низкие

Значительный рост

Снижение темпов роста

Падение

Снижение темпов падения, рост

Чистая прибыль

Отсутствует

Появление и увеличение

Стабильный уровень, темпы роста уменьшаются

Уменьшение или отсутствие; возможны убытки

Отсутствие или низкие темпы роста


Следует заметить, что, пользуясь приведенной матрицей, менеджмент предприятия имеет возможность раньше времени готовиться к возможным проблемам, которые могут возникнуть, в зависимости от фазы жизненного цикла разрабатывать и реализовывать соответствующие антикризисные меры. Таким образом, концепция жизненного цикла дает возможность структурировать проблемы, возникающие перед предпринимателем, владельцем, менеджером, который дает возможность прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, дает возможность подготовиться к ним надлежащим образом. Эта концепция дает возможность детально описать то, что происходит внутри предприятия, тем самым выявляя закономерные, естественные явления и отклонения, которые помогают менеджеру сосредоточиться на решении реальных проблем, предупреждая возможные кризисы.

Таким образом, можно констатировать наличие ряда концептуальных отличий в подходах разных авторов. В частности, часть исследователей отождествляют понятие жизненного цикла предприятия с понятием общей продолжительности жизни предприятия, тогда как другая часть утверждает, что общая продолжительность жизни предприятия может охватывать несколько жизненных циклов. Обоснованным, по нашему мнению, является второй подход, ведь, если на завершающем этапе стадии зрелости предприятие сможет эффективно осуществить реорганизацию, откорректировать стратегические цели, модернизировать структуру управления, а также предложить потребителям инновационную продукцию, расширив, таким образом, свою рыночную нишу и существенным образом повысив конкурентоспособность, то, по завершению стадии зрелости наступит не упадок предприятия, а его "второе рождение" – предприятие снова вступит в стадию роста. Четкое определение фазы цикла, на которой сейчас находится предприятие, дает массу полезной информации с точки зрения обеспечения его стабильной и эффективной деятельности. Знание фазы жизненного цикла может предоставить предприятию информацию о его типичные риски и методы борьбы с ними.

2. Анализ управления жизненным циклом ООО «ЭРС»

2.1 Общая характеристика деятельности предприятия