Файл: Теории происхождения права ( Закономерности и предпосылки возникновения права в системе юридических наук ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Процесс зарождения права
1.1. Закономерности и предпосылки возникновения права в системе юридических наук
1.2. Процесс зарождения и происхождения государства и права
Глава 2. Теории происхождения права
2.1. Теологическая (божественная) теория происхождения права
2.2. Учение школы естественного права
2.3. Учение исторической школы
2.4. Психологическая теория происхождения права
Глава 3.Теория происхождение права на примере права наказания в Украине
3.1. Понятие правомерного поведения
2) Афанасий Александрийский (Афанасий Великий) (295-373 гг.), состоял в должности Архиепископа Александрии, энергично отстаивал, во время споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, и названный, поэтому Отцом православия. Афанасий также выступал за независимость церкви от императорской власти. Примечательно, что Афанасий, являясь лучшим юристом своего времени, тем не менее, прославился своими духовными подвигами.
3) Мухаммед (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632 гг.), основатель Ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Банухашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, ок. 609 г. (или 610 г.) откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 г. вместе с приверженцами был вынужден переселиться (т.н. хиджра) в Медину (Ясриб). В 630-631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии. Мухаммед стал главой теократического государства. Мусульманами, особенно шиитами, высоко чтится дочь Мухаммеда – Фатима, жена его двоюродного брата Али.
4) Заратуштра (Заратустра) (иран.), Зороастр (греч.) (между 10 и 1-й пол. 6 вв. до н.э.) – пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Составил древнейшую часть «Авесты». В учении Заратуштры особая роль в государстве уделялась жрецам (магам), которые давали санкцию на совершение любых даже самых благих дел. Магам также принадлежала десятая часть любого дохода. Примечательно, что в определѐнное время в зороастрийской Персии существовал обряд, который обязывал в некоторых случаях персидского Монарха (Царя царей) сидеть за одним столом с обычным земле- дельцем, показывая важность профессии последнего. «Весной ежегодно устраивалось празднество, которое должно было напоминать о первобытном равенстве людей и о теперешней их взаимной зависимости. Тогда гордые короли Персии меняли свою пустую пышность на более существенное величие, смешиваясь самыми незнатными, но самыми полезными классами своих подданных. В этот день все земледельцы без различия могли садиться за стол короля и его сатрапов. Монарх принимал их прошения, выслушивал их жалобы и беседовал с ними как с равными. «От ваших трудов», говорил он им (и говорил если не искренне, то правдиво), «вы получаете ваши средства существования, а ваше спокойствие вы получаете от нашей бдительности; стало быть, мы взаимно необходимы друг для друга; будем же жить как братья в согласии и любви»56. В богатой и деспотически управляемой стране такое празднество, конечно, должно было походить на театральное представление, но по крайней мере это была комедия, достойная королевского присутствия и способная служить хорошим уроком для молодого государя».[7]
Основными представителями теории общественного договора (естественного права), как мы знаем, являются: Локк (Locke) Джон, Гоббс (Hobbes) Томас, Рус- со (Rousseau) Жан Жак, Александр Николаевич Радищев и т.д. Вместе с тем, приверженцем данной теории можно считать и Солоневича Ивана Лукьяновича (1891-1953 гг.) – русского политического мыслителя. Участника белого движения в годы гражданской войны. В 1930 г. он был осужден за антисоветскую пропаганду, но вскоре бежал за границу. В эмиграции издавал в Софии газету «Голос России» (закрыта в 1938 г.), в Берлине «Нашу газету» (закрыта в 1941 г.). После 1945 г. проживал в Аргентине, где издавал газету «Наша страна». В главном труде «Народная монархия» Солоневич усматривал историческое своеобразие русской государственности в соединении самодержавия и самоуправления, уничтоженном в результате реформ Петра I. Примечательно, что автор книги «Народная монархия» крайне отрицательно относился к русской интеллигенции, позиционирующей себя выразителем воли и чаяний русского народа, обвиняя еѐ в преступном отрыве от действительности и политической слепоте. «Оторванность от народа», «пропасть между народом и интеллигенцией», «потеря русского гражданства» и прочее заключается вот в чѐм: интересы русского народа – такие, какими он сам их понимает, заменены, с одной стороны, интересами народа – такими, какими их понимают творцы и последователи утопических учений, и, с другой – интересами «России», понимаемыми преимущественно как интересы правившего сословия».[8] Интересным является и тот факт, что патриот и монархист Солоневич относился и к классической русской литературе крайне негативно, считая еѐ не народной, а лишь дворянской. «Русская дворянская литература родилась в век нашего национального раздвоения. Она, говоря грубо, началась Карамзиным и кончилась Буниным. Пропасть между пописывающим барином и попахивающим мужиком оказалась непереходимой: общий язык был потерян, и найти его не удалось. Барин мог каяться и мог не каяться. Мог «ходить в народ» и мог кататься на «теплые воды» – от этого не менялось уже ничто. Граф Лев Толстой мог гримироваться под мужичка и щеголять босыми своими ногами, но ничего, кроме дешѐвой театральщины, из этого получиться не могло: мужик Толстому все равно не верил; блажит барин, с жиру бесится».[9]
Общеизвестно, что приверженцами теории насилия являются: Дюринг (Duhring) Евгений, Гумплович (Gumplowicz) Людвиг, Каутский (Kautsky) Карл. Этот список уместно продолжить именем Юлиуса Эволы – крупнейшего итальянского мыслителя, который исследовал проблему расы с точки зрения философии традиционализма. Он указывал на опасность чисто биологического подхода к расизму, выдвигая на первый план так называемые расы души и расы духа. «Раса – это глубинная сила, которая проявляется как в физическом плане (раса физическая), так и в духовном (внутренняя, духовная раса). В широком смысле слова, чистота расы имеет место, когда наблюдается совпадение этих двух факторов, то есть когда физическая раса соответствует духовной, или внутренней расе, и способна служить ей, являясь наиболее адекватным еѐ выражением»60. Представители теории насилия полагали, что государство и право возникло в результате завоевания одного народа другим и несут в себе цель держать в подчинении покоренный народ. Государство и право выступает орудием подавления и угнетения и не содержит в себе социальной справедливости. Рассматривая эту теорию необходимо признать историческое существование таких государств. Наиболее яркий пример – Германия 1933-1945 гг., но, несмотря на это, мы можем с уверенностью сказать, что обратных примеров больше. Идея расизма, как радикального воплощения теории насилия, может существовать на начальном этапе завоевания, но со временем победители неизбежно ассимилируют побеждѐнных или ассимилируются с ними. Если этого не происходит, то государство гибнет. Мы это можем наблюдать на примере распада колониальных систем.
В процессе глубокого анализа теорий происхождения права и государства, по нашему мнению, можно выделить и так называемую теорию среды. К еѐ представителям можно отнести Льва Ильича Мечникова (1838-1888 гг.), русского географа, социолога, лингвиста, основного представителя русского географического детерминизма. Учился Мечников в Харьковском университете, Петербургской медико-хирургической академии и Петербургском университете. Работал переводчиком российской дипломатической миссии на Ближнем Востоке. Публиковался в журнале «Колокол». С 1883 г. – профессор Невшательской академии наук (Швейцария). Основная (незавершенная) работа – «Цивилизация и великие исторические реки» была опубликована во Франции уже после его смерти, в 1889 г. Суть этой теории заключается в том, что на возникновение и особенности государства и права влияют, прежде всего, географические условия и местность проживания людей. Любое различие наций соотносится с внешним влиянием условий природной, общественной или исторической среды. Любое различие, таким образом, является чисто внешним, случайным и зависящим от обстоятельств и всегда может быть устранено путем внешних условий. Естественным следствием подобных взглядов является неприятие расизма: если есть низшие существа, то они «жертвы среды», а не низшие от природы. В заключение необходимо сказать, что развитие проблематики, касающейся теорий возникновения государства и права, – динамичный процесс, который во многом обусловлен субъективными факторами. Всѐ возрастающее количество таких теорий даѐт возможность юристам-теоретикам усовершенствовать интегративную теорию происхождения права и государства.
Глава 2. Теории происхождения права
2.1. Теологическая (божественная) теория происхождения права
Теологическая концепция считается достаточно древней и при этом упрощенной среди ученых-теоретиков права. Многие современные ученые считают, что данная теория ненаучна. С.Н. Фролов, адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД РФ посчитал недопустимой подобную ситуацию. В своей статье С.Н. Фролов привел доводы, подтверждающие значение божественной теории и в наше время.
«С точки зрения философии выделяется три основных концепции осмысления бога и его деяний: теизм, пантеизм и деизм - пишет С.Н. Фролов - Для теизма характерно представление о Боге как о персонифицированном и внеприродном существе, в пантеизме Бог предстает безличной и слитой с природой сущностью, в деизме Бог есть всего лишь первопричина, перводвигатель, а далее мир и человек развиваются по собственным законам, независящим от воли Бога. [10]Тем не менее, современная теоретико-правовая наука данный факт абсолютно не учитывает и использует понимание божественного происхождения права, характерное для теизма, а следовательно, опускает языческие и примитивные представления о божественном начале права и справедливости».[11] Автор статьи считает, что современная трактовка божественной концепции происхождения права построена таким образом, что формирует исключительно позитивистское представление о праве: «Большинство авторов традиционно приводит примеры в образе божественного дара людям перечня письменных установлений, законов, например: Законы Хаммурапи, Законы Ману, скрижали Бога, врученные Моисею, Коран и т.п. Подобная трактовка не только неверна, но и одновременно мешает понять значение божественной концепции происхождения права в становлении и эволюции правовой жизни человеческого общества». В своей работе С.Н. Фролов приводит интересные доводы в обоснование своей концепции. Например, полное название Законов Ману звучит как Манавадхарма-шастра. Еще в XIX в. считалось, что Законы Ману не имеют ничего общего с мифическим Ману, упоминаемым в Ведах, Махабхарате и других древних памятниках индийской литературы. Документ вышел из ведийской школы Манава, скорее всего, просто принявшей имя бога Ману.
В своей статье С.Н. Фролов, ссылаясь на религиозные источники, разъясняет позиции деизма: «Бог неоднократно обращался к Моисею и его предшественникам, указывая на то, что земная жизнь народов протекает не так, как бы он хотел. Государства, города, деревни живут в политической системе, имеют систему нормативного регулирования, но они не истинны, являют собой не право. Таким образом, именно божественная концепция происхождения права впервые обращает внимание человека на проблему правовых и неправовых законов, актуальную и для сегодняшнего дня.» Мы так же, как и С.Н. Фролов, считаем, что теологическая теория раскрывает происхождение права естественного, а не позитивного. Именно благодаря вере в Бога появились моральные нормы, составляющие неписанный моральный кодекс.[12]
Данное мнение поддерживал и знаменитый английский правовед Уильям Блекстоун. «Он в своей работе «Комментарии к законам Англии» был первым со времен Генри Брактона, кто обобщил многовековую практику общего права, систематизировал все виды права, которые, на его взгляд, преобладали в Англии, соединил интеллектуальные традиции общего права с теми, которые преобладали в XVII - XVIII вв. в английской политической философии.» Первый том «Комментариев» появился в 1765 г.
«Человек как творение должен неизбежно подчиняться своему Творцу (Создателю) (Creator), это называется естественным правом (the law of nature). Ибо Бог, когда он создал человека и наделил его свободой регулировать свою жизнь, установил определенные правила, посредством которых эта свобода регулируется и ограничивается, а также наделил разум человека способностью обнаруживать эти правила. Эти правила - вечные законы хорошего и плохого, которые Творец вписал во все свои установления и которые дал возможность открывать человеческому разуму настолько, насколько это необходимо, чтобы руководить своим поведением. Эти законы являются связующими над всем миром, во всех странах и во все времена: нет таких действующих человеческих законов, если они противны этим заповедям». Мысли Блэкстоуна сводятся, на наш взгляд, также к отождествлению Бога и естественного права. Бог - творец мира, создатель человека; он создал первичные законы (вечные нормы хорошего и плохого), общие для всего человечества. «Здесь прослеживается тенденция, характерная для большинства английских правоведов XIII - XVIII вв., направленная на определение роли естественного права в качестве моральной и ценностной основы жизнедеятельности».
2.2. Учение школы естественного права
Школа естественного права, особенно при том направлении, которое она приняла в XVIII столетии, стала в оппозицию к исторически сложившемуся пониманию происхождения права.[13] Согласно естественно-правовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения. Представители данной теории (например, Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективный порядок. Мелехин А.В. пишет: «Естественное право - это право, переданное человечеству извне и имеющее приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права. Представители этого направления в теории права считают, что в нем наиболее полно нашли воплощение объективные свойства и ценности «настоящего права». Оно наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качестве образца и критерия качества действующего позитивного права». В данной работе уже приводилось понятие естественного права, а также отдельные положения рассматриваемой теории. Нам осталось раскрыть значимость данной теории в современном мире, рассмотрев её положения более подробно.[14]