Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Правовые основы нотариата. Принципы деятельности нотариуса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время в нашей стране законодательство построено таким образом, что без нотариального заверения не действительны многие сделки, следовательно, институт нотариальной деятельности играет важную роль в системе гражданской юрисдикции России. Также необходимо отметить, что нотариальный институт имеет огромную актуальность в современном мире во всех странах. Так, институт нотариальной деятельности играет важную роль в защите прав и законных интересов каждого гражданина.

Процесс организации нотариата и изучению его роли в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов в последнее время является предметов пристального интереса ученых-исследователей. Нотариат следует понимать как позитивную, регулятивную деятельность. При этом, обязательный признак юрисдикционной деятельности - это установление и доказывание событий, а также их юридическая оценка в соответствии с законом и оформление процессуальных документов.

Функции нотариата отображают ключевые тенденции работы его концепции и суть нотариата. Нотариальные функции в целом носят отдельный характер, вытекающий из публично-правового характера нотариальной работы и специфик компетенции нотариуса, функционирующего в рамках неоспоримой гражданской юрисдикции. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию с помощью доказательств, применить соответствующую правовую норму.

Цель курсовой работы - изучить нотариат и выявить его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические и исторические основы деятельности нотариата;

- проанализировать исторические предпосылки и развитие системы нотариата;

- рассмотреть правовые основы нотариата, принципы деятельности нотариуса;

-изучить роль нотариата в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан;

-проанализировать значение нотариата в РФ в системе защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан;

-изучить современные тенденции развития нотариата в РФ;

- выявить пути реформирования законодательства о нотариальной деятельности и перспективы развития.

Объект исследования составляет процесс нотариат и его правовое обеспечение в РФ.

Предметом исследования ­ нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов.


Методическую основу исследования составили международные и Российские законодательные акты, а также исследования Российских и зарубежных авторов.

Глава 1. Теоретические и исторические основы деятельности нотариата

1.1 Исторические предпосылки и развитие системы нотариата

Далекими предшественниками нотариуса, по сути, родоначальниками профессии, являлись писцы древнейших цивилизаций - особые категории должностных лиц, достойные доверия, наделенные полномочиями формировать и закреплять юридические доказательства.

Впервые прообраз профессии нотариуса проявился в Вавилоне (1760 г. до н.э.), в период правления царя Хаммурапи, знаменитого изданием кодекса (правил поведения), высеченного на каменных обелисках, когда писцы редактировали различные акты на глиняных досках по особым правилам. В эпоху фараонов глиняные доски были заменены на папирусы, которые превратились в ценные бумаги [6, с. 119].

В этот период оформлялись и регистрировались договоры, основанные как на частном праве, так и на государственном праве. Однако считается, что нотариат в современном понимании возник в Древнем Риме. Римское право являлось правом писанным, приоритетными в нем считались письменные доказательства.

В средние века профессия нотариуса стала одной из престижных и уважаемых в обществе. В XI веке, с началом возрождения римского права, в Болонье была основана первая в мире школа нотариусов. Школы нотариата позднее стали школами права, а в дальнейшем университетами, в которых преподавали лучшие для того времени нотариусы-юристы. Эпоха возрождения длилась до XVIII века[9].

В этот период было издано огромное количество трудов в области нотариата и права. Нотариусами тогда были самые образованные и грамотные люди. К кандидатам, желающим изучать право в учебных заведениях, предъявлялись очень высокие требования.

Они должны были читать и писать без ошибок, как на родном языке, так и на латыни. История возникновения и становления процедуры законного закрепления юридических актов на Руси схожа с древнеримской: когда в обществе стали развиваться и совершенствоваться имущественные отношения, назрела необходимость не только «рядиться» - устно договариваться о сделке, но и письменно скреплять ее, а в отдельных случаях, например при сделках с недвижимостью, придавать им публичный характер - «совершать крепости» [13].


В средние века часть современной территории Беларуси принадлежала Великому Княжеству Литовскому и до 1795 года входила в состав конфедеративного государства Речи Посполитой. Функции нотариуса, согласно Статуту Великого Княжества Литовского 1588 года, были возложены на земские суды.

В состав суда входили: судья, подсудок, писарь. Все сделки с недвижимостью подлежали регистрации в земских книгах. Завещания составлялись в присутствии всего состава суда (Урада) или хотя бы одного урядника, а сведения о таком завещании обязательно вносились так же в земскую книгу.

Писарь мог выдавать выписки из земской книги, однако выписки должны были быть скреплены подписью судьи или подсудка.

Судебная реформа императора Александра II, начатая в 1864 г., дала России несколько совершенно новых судебных институтов, а также существенно изменила некоторые из существовавших ранее[15, с. 144]. К первым можно отнести мировой суд, суд присяжных, судебных следователей, судебных приставов, апелляцию. Ко вторым – прокуратуру, адвокатуру, нотариат.

Многие из этих институтов являются хронодискретными [6], соответственно они изучаются с использованием методологии хронодискретного моногеографического сравнительного правоведения [6]. Более того, изучение в таком ключе различных институтов судебной реформы 1864 г., а также сравнение ее с современными судебными преобразованиями считается сегодня перспективным.

В названной выше ситуации иногда имеет место неоправданное, на наш взгляд, отнесение того или иного института к числу хронодискретных. Как нам представляется, подобно дело обстоит с нотариатом. Некоторые исследователи абсолютно уверенно относят нотариат к числу хронодискретных институтов [18].

Однако такой подход вызывает у нас серьезные сомнения. Нотариат в форме, близкой к современной, возник в Древнем Риме. Правда, некоторые исследователи находят истоки нотариата на Древнем Востоке [9].

В нашей стране органы, выполнявшие определенные нотариальные функции, возникли также в древности. Акцентируем внимание на том, что и в Псковской судной грамоте, и в Белозерской таможенной грамоте, и в Судебнике 1550 г. и последующих документах не было речи о самостоятельных нотариальных органах. В той или иной степени лишь регламентировалось возложение определенных нотариальных функций на различные органы и должностных лиц.

Тем не менее, в качестве специального органа нотариат был создан только при Александре II.

В Судебных уставах 1864 г. имеется упоминание нотариусов, однако документ, регламентировавший организацию и деятельность нотариата, – Положение о нотариальной части, был подписан Александром II 14 апреля 1866 г. Соответственно он не входил в число Судебных уставов 1864 г., но являлся их логическим продолжением. В соответствии с Положением о нотариальной части 1866 г. нотариат в Российской империи являлся государственным органом. Нотариусы находились на государственной службе в чине VIII класса Табели о рангах и состояли при окружных судах. Без каких-либо кардинальных изменений институт нотариата, созданный в 1866 г., просуществовал до Октябрьской революции 1917 г. Приход большевиков к власти и создание Советского государства привели к отказу от многих дореволюционных институтов. В той или иной форме были упразднены суд присяжных, мировой суд, апелляция и пр. В их истории наступила хронодискретная пауза. В связи со сказанным выше возникает вопрос: а имела ли место хронодискретная пауза в истории нотариата? Некоторые институты не были упразднены путем прямого отказа от них, закрепленного в нормативных правовых актах. Например, суд при- 69 сяжных был уничтожен путем упразднения судебных установлений (окружных судов, судебных палат, сената), при которых он функционировал [6, с. 25].


Нотариальные органы продолжали функционировать абсолютно легально в Советской России и после принятия Совнаркомом декрета «О суде» от 24 ноября 1917 г. (Декрета о суде № 1). Очевидно, что как от вполне «рабочего» и лишенного идеологизированности института советская власть не собиралась отказываться от нотариата как специального органа. Полагаем, что свидетельством этому является декрет ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» (Декрет о суде № 2). В ст. 11 этого документа упоминаются нотариусы в качестве действующего органа[13, с. 165].

Естественно, нельзя утверждать, что советская власть никоим образом не повлияла на институт нотариата.

Очень показательно, что при этом собственно сущность и функции нотариата принципиально не изменились. Некоторые функциональные изменения были связаны только с политикой РСФСР в отношении собственности. 4 октября 1922 г. Декретом СНК РСФСР было утверждено «Положение о государственном нотариате». Этот документ стал первым нормативным советским актом, полноценно регулирующим нотариальную сферу.

Позже принимались и другие аналогичные акты. Что касается современной России, то 11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были утверждены Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Следует остановиться еще на одном важном вопросе: можно ли рассматривать советский нотариат как противоречащий традициям дореволюционного, а не продолжающий их?

Можно ли рассматривать современный нотариат как возврат к дореволюционному, а не принципиально новый этап в истории нотариата? [8, с. 23] Полагаем, что советский нотариат именно продолжил имперские традиции государственного нотариата. А вот в настоящее время произошел фактический отказ от государственного нотариата.

Хотя формально он предполагается, но реально все нотариусы в Российской Федерации сейчас частные. Исходя из всего изложенного выше, мы приходим к выводу, что в истории российского нотариата не было ни формальноюридической, ни фактической хронодискретной паузы. Таким образом, можно утверждать, что нотариат в России не является хронодискретным институтом [6, с. 225].

Таким образом, в целом, обзор литературы по проблематике исследования показывает, что на базе анализа юридической литературы и законодательства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о нотариате обосновано несколько суждений:

  • организация и деятельность всех правоприменительных органов, в том числе и нотариата, в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике основывалась на доктрине приоритета интересов государства по отношению к интересам общества и личности;
  • в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике нотариальные действия осуществлял, как правило, государственный нотариат;
  • положения о государственном нотариате могут быть экстраполированы и в законодательство Российской Федерации об осуществлении нотариальной деятельности.

1.2 Правовые основы нотариата. Принципы деятельности нотариуса

Вопрос об источниках нотариального законодательства имеет немаловажное правовое значение, поскольку в нотариальной практике постоянно возникают вопросы выбора правовой нормы, которой следует руководствоваться при совершении того или иного нотариального действия.

1) основным источником любой отрасли российского права выступает Конституция Российской Федерации. В ней закреплены признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8), недопустимость осуществления прав и свобод с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17), равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23) [2];

право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; недопустимость лишения имущества иначе как по решению суда; права наследования (ст. 35);

свобода владения, пользования землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде или не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), и иные права. Одной из центральных по значимости является норма о праве на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48) [2].

В настоящее время оказание такой помощи наряду с адвокатами возложено и на нотариусов, представляющих в данном случае нотариат как публично-правовой институт[15, с. 143];

2) федеральные законы. К ним в первую очередь относятся Основы законодательства РФ о нотариате, принятые Верховным Советом России 11 февраля 1993 г. Согласно данному закону, «нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации» [5].

Основы законодательства России о нотариате являются основным актом организационно-правового характера, определяя современную организацию нотариата, правовой статус, компетенцию и порядок деятельности нотариуса, в том числе совершение отдельных нотариальных действий.