Файл: Соотношение системы права и системы законодательства ( Общие понятие системы права и системы законодательства, и их соотношение ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Как полагают исследователи права, размежевание в праве началось довольно давно, еще со времен римского права, где нормы права делились на уголовные (карательные) и гражданские (диспозитивные). Однако, опираясь на римские источники права, можно утверждать, что, во-первых, римские юристы еще не знали таких юридических конструкций, как система права и система законодательства, и, во-вторых, подобное деление права римские юристы проводили в зависимости от регулируемого правом предмета. Во все последующие столетия в правовой науке были различные способы и механизмы структурирования правовой материи.

Система права и система законодательства обладают функциональной общностью. Большинство исследователей полагают, что это однопорядковые, но не тождественные категории. Они являются выражением соответственно структуры содержания и формы позитивного права.

По словам И.Н.Сенякина, «право не существует вне законодательства». Соответственно, система права – это такое внутреннее его строение, которое соответствует характеру регулируемых общественных отношений. Система же законодательства выступает как внешняя форма права, выражающая строение его источников.

Система права и система законодательства представляют собой целостные образования, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды. Поскольку система права отражает объективные потребности общества, она не лишена разумного динамизма, который выражается в изменении и дополнении ее новыми правовыми институтами, подотраслями, отраслями. Развитие системы права обусловливает соответствующее преобразование системы законодательства, создаваемой законодателем. По словам С.В. Полениной, система права сама выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства

Следует отметить, что к пониманию смысла права и его систем необходимо подходить не как к чему-то догматическому, однажды данному социальному явлению, а как к живому саморазвивающемуся правовому организму, опирающемуся на такие понятия, как справедливость, неотвратимость, функциональность, целесообразность, логичность.

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.


Система права наполняет содержанием систему законодательства. Она определяет цели, задачи развития системы законодательства в целом, а также ее частей. С другой стороны, система законодательства также отражает в системе права современные тенденции изменения общественных отношений, особенности государственной политики и т.д. Актуальность этой проблеме придает происходящее в последнее десятилетие стремительное обновление всего законодательства, которое является основным и наиболее активным фактором развития системы права.

В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Объект исследования - подходы современных ученых к рассмотрению системы законодательства и системы права.

Предмет исследования - анализ основных теоретических аспектов системы законодательства и системы права.

Цель исследования - комплексный анализ подходов ученых к рассмотрению системы законодательства и системы права.

Задачи, стоящие для достижения данной цели, следующие:

- рассмотреть понятие и структурные элементы системы права;

- исследовать систему законодательства;

- соотнести систему права и систему законодательства;

- исследовать практические методы реализации права на примере субъектов Российской Федерации;

- предложить пути развития Российского права на современном этапе.

Теоретическую основу исследования в курсовой работе составили научные работы по общей теории государства и права.

Методы исследования:

а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы;

б) метод анализа специальной литературы;

в) метод системного анализа.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.Общие понятие системы права и системы законодательства, и их соотношение

1.1.Понятие системы права

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.[1]


Системность - общее свойство всех типов права, в то время как систематика или систематизация правовых норм не является таковой. Каждому историческому типу права присуща своя система, отражающая особенности этого типа и всей общественной формации. Структура права - это юридическое выражение структуры данного общества.

В этом заключается объективная социальная обусловленность системы права, ее детерминация экономическими, культурными, национальными и иными факторами.

При этом не следует смешивать понятия "система права" и "правовая система". В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д.

Однако объективная природа системы права не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения, но в принципе система права от него не зависит, нельзя ее заново создать, отменить, "перестроить".[2]

Объективность - важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли. Там, где есть право, всегда есть и определенная его система, в то время как систематизации может и не быть.

Систематизация - это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) институт права; в) субинститут права; г) отрасль права; д) подотрасль права. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.


1.2.Система законодательства

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру.

В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями.

На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право -- конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).[3]

Таким образом, под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.


1.3.Соотношение системы права и системы законодательства

Систему права не следует отождествлять с системой законодательства.

Различия между системой права и системой законодательства принято видеть в следующем.

1. Первичной составляющей системы права признается правовая норма, а начальным элементом законодательства - нормативный акт.

2. Право и законодательство, разные по объему: законодательство не включает всего разнообразия нормативности, с одной стороны, а с другой - берет в себя кроме формулировок норм и иные элементы - технические, количественные и т. д.

3. Система законодательства показывает систему права и базируется на ее основе. В этом плане система права есть, первичный, исходный характер, а система законодательства - производный.

В базе федеративной системы российского законодательства лежат два критерия: 1) федеративная структура государства и 2) компетенция субъектов федерации в области законотворчества.[4]

В соответствии с этим законодательство Российской Федерации состоит из четырех уровней:

1) федеральное законодательство (Конституция РФ, Основы законодательства РФ и субъектов Федерации, Основы политики РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федерации);

2) законодательство республик в составе Российской Федерации (Конституции республик, законы и иные нормативные акты республиканского законодательства);

3) уровень краев и областей (нормативно-правовые акты - Уставы, законы, решения, постановления краевых, областных, городских Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов, глав соответствующих администраций);

4) уровень автономной области и автономных округов (нормативно-правовые акты - законы, решения и т. д. областного и окружных представительных органов, глав соответствующих администраций).

В базе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия: 1) система права и 2) система отраслей государственного управления. В соответствии с этими критериями горизонтальная поверхность системы законодательства делится на отрасли законодательства, подходящие отраслям права, и комплексные отрасли законодательства, установленные применительно к сферам государственного управления экономикой и социальными отношениями.[5]

В основе вертикальной (иерархической) системы российского законодательства положена классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разбивку нормативно-правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.