Файл: Правовые основы организации нотариата (Становление нотариата в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Место нотариата в правовой системе РФ
1.1. Становление нотариата в России
1.2. Современное определение понятия нотариата в Российской Федерации
Глава 2. Правовые основы функционирования нотариата в России
2.1. Особенности правового регулирования нотариальной деятельности на стадии реформирования
2.2. Анализ проблемных областей правового регулирования нотариальной деятельности в РФ
Вместе с тем данная формулировка является весьма общей. Под нее подпадают не только нотариальные действия, но и любые другие действия, которые предусмотрены законом, и процедура совершения которых регламентирована законодательством РФ. Также является некорректным указание на то, что нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц. Несмотря на то что данной формулировки придерживаются и другие авторы, не можем с ней согласиться ввиду следующего.
Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской федерации о нотариате в круг лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, входят также нотариусы, занимающиеся частной практикой. Вместе с тем частнопрактикующие нотариусы, хотя и совершают нотариальные действия от имени государства, должностными лицами не являются.[26] Данной точки зрения придерживаются многие авторы. Анализируя действующее законодательство, можно сделать вывод об отсутствии каких-либо правовых оснований для отнесения частнопрактикующего нотариуса к должностным лицам.
Некоторые авторы и вовсе относят частнопрактикующих нотариусов к лицам свободных профессий. Так, Г. Г. Черемных и И. Г. Черемных квалифицируют нотариуса как « …с одной стороны, лицо, уполномоченное государством на выполнение государственной функции по защите прав и свобод граждан, действующее от имени государства, с другой — представитель свободной профессии, выступающий в качестве независимого консультанта сторон».[27] Таким образом, формулировка «система органов и должностных лиц» не охватывает нотариусов, занимающихся частной практикой. Вместе с тем частнопрактикующие нотариусы являются основным звеном в системе нотариата и совершают наибольший объем нотариальных действий. По данным Министерства юстиции РФ, частнопрактикующие нотариусы в 2017 году совершили 53 346 567 нотариальных действий, в то время как государственные нотариусы осуществили лишь 1 770 .
На основании проведенного анализа различных подходов к определению понятия «нотариат», а также положений законодательства РФ о нотариате можно предложить следующее определение: «Нотариат — это система субъектов, уполномоченных государством на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий».[28] Вместе с тем при определении нотариата как системы органов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в научной среде отсутствует единообразное мнение о составе данной системы. Как правило, не вызывает разногласий положение о том, что в состав нотариата входят лица, указанные в ст. 1 Основ законодательства о нотариате и уполномоченные данной нормой права на совершение нотариальных действий.[29] Однако некоторые авторы в систему нотариата включают также и лиц, указанных в ст. 185.1 и ст. 1127 Гражданского кодекса РФ : начальников госпиталей, руководителей экспедиций, командиров воинских частей, начальников мест лишения свободы и др. Данные лица в определенных случаях и в отношении определенных категорий граждан могут удостоверять доверенности и завещания.
Вместе с тем есть основания не согласиться с данной точкой зрения о включении вышеуказанных должных лиц в систему (состав) нотариата. Ст. 1 Основ законодательства о нотариате не содержит указания на то, что данные лица уполномочены на совершение нотариальных действий. Следовательно, осуществлять нотариальные действия они не вправе. Из ст. 185.1 и 1127 ГК РФ также не следует, что данные лица осуществляют нотариальное удостоверение доверенностей или завещаний.
Согласно указанным нормам права удостоверенные данными лицами доверенности и завещания лишь приравниваются по своей юридической силе к нотариально удостоверенным. Таким образом, включение вышеуказанных субъектов в состав нотариата, по нашему мнению, не основано на законе. Некоторые авторы в систему органов нотариата включают органы юстиции и нотариальные палаты. Для оценки правомерности данной позиции необходимо проанализировать полномочия и функции указанных органов в нотариальной сфере. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюст России через свои территориальные органы выполняет следующие функции в сфере нотариата:
1) открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
2) наделяет нотариусов полномочиями;
3) удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых в компетентные органы иностранных государств;
4) в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
5) совместно с Федеральной нотариальной палатой:
а) утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса;
б) образует апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб лиц, изъявивших желание заниматься нотариальной деятельностью, не допущенных к сдаче квалификационного экзамена либо не сдавших такой экзамен, на соответствующее решение квалификационной комиссии;
в) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.
Также территориальные органы юстиции согласно ст. 33.1, 34 Основ законодательства РФ о нотариате осуществляют контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, а также глав местных администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления при совершении ими нотариальных действий.[30]
Осуществление государственного контроля за нотариальной деятельностью является основной функцией органов юстиции в области нотариата. «Тем самым государство не осуществляет непосредственного оперативного контроля за нотариатом, а решает наиболее значимые вопросы нотариальной деятельности. Оперативный контроль за исполнением профессиональных обязанностей осуществляется органами юстиции в отношении государственных нотариусов… ».
Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Полномочия нотариальной палаты определены ст. 25 Основ законодательства РФ о нотариате.
Согласно данной норме права нотариальная палата представляет и защищает интересы частнопрактикующих нотариусов; оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на статус нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; ежегодно устанавливает размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера и др. Также к полномочиям нотариальной палаты, согласно ст. 34 Основ законодательства РФ о нотариате, относится контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой.[31]
Таким образом, основными функциями органов юстиции и нотариальных палат являются, с одной стороны, организация нотариальной деятельности и защита прав ее участников, с другой — контроль за профессиональной деятельностью субъектов нотариата. Вместе с тем ни органы юстиции, ни нотариальные палаты не наделены правом на совершение нотариальных действий.
С учетом изложенного можно предположить, что при определении нотариата как системы субъектов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, включение в состав нотариата органов юстиции и нотариальных палат является необоснованным.
Глава 2. Правовые основы функционирования нотариата в России
2.1. Особенности правового регулирования нотариальной деятельности на стадии реформирования
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что права и свободы человека являются высшей ценностью в Российской Федерации. Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Эта защита осуществляется с помощью различного инструментария, в том числе и правовыми средствами. Следует остановиться на анализе понятия «защита». Оно является общим для всей правовой системы. Этому понятию в разные годы уделяли внимание многие цивилисты. Для внесения ясности в данный вопрос целесообразно отграничить понятие «защита» от смежных с ним понятий. В современной лексике слово «защита» образовано от понятия «защитить» – охранить, спасти от кого/чего-нибудь неприятного, враждебного, опасного.[32]
То есть защита, как определенный вид деятельности, нацелена на решение конкретных правоохранительных задач. Термин «охрана» образовался от понятия «охранять» – оберегать, стеречь, защищать.
Следовательно, категория охраны отличается в большей степени предупредительным или, иными словами, превентивным характером, и как межотраслевая функция обеспечивает права вплоть до их нарушения или ограничения на законном основании.
Соотношение этих двух схожих понятий в свое времяможно выразить так: субъективные права охраняются постоянно, а защищаются только при их нарушении. Тем не менее, и в научной литературе, и в нормативных правовых актах зачастую эти понятия смешиваются, что отнюдь не способствует ясности. [33]
В цивилистике под формой защиты гражданских прав понимают механизм реализации мер по защите субъективных гражданских прав и интересов. Традиционно под формой защиты гражданских прав понимается система специфических процедур, регламентированных правом и осуществляемых в процессуальных рамках как правоприменительными органами, так и самим управомоченным субъектом, которые направлены на восстановление либо подтверждение нарушенного или оспариваемого права.
Данная трактовка представляется несколько половинчатой, поскольку она не охватывает такие способы защиты права, как его обеспечение либо придание документу юридической силы (легализация), например: выдача свидетельства о государственной регистрации права органом Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, выдача свидетельства о праве на наследство нотариусом и некоторые другие.[34]
Из вышеприведенной трактовки, видимо, исходил и законодатель, выделив в Гражданском кодексе РФ (ст. 11) лишь судебную и административную формы защиты. Нотариальная форма защиты не нашла отражения в данной статье.
Следует отметить и такую относительно новую форму защиты прав, как «медиация» (примирительные досудебные процедуры), которая также не вписывается в существующую трактовку ст. 11 ГК РФ. Продолжающаяся деятельность по реформированию гражданского законодательства, вероятно, восполнит данный пробел.
Более оправданным в смысловом значении представляется мнение А.А.Шахбазяна, который считает, что «…форма защиты права – это установленная законом и инициируемая управомоченным лицом система активных действий уполномоченного органа, института гражданского общества или совокупность собственных действий субъекта права, обусловленных характером гражданского правоотношения и направленных на устранение препятствий в реализации субъективного права».
Одним из институтов защиты прав граждан и юридических лиц является нотариат. Данный институт в последние годы подвергся существенному реформированию в рамках модернизации всей правовой системы России. В ходе этой реформы произошло поэтапное вхождение российского нотариата в рамки свободного нотариата латинского типа.
В настоящее время вновь актуально определение нотариата, данное еще в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, впервые изданного в 1897 году, где нотариат определен как «правовой институт, носители которого – нотариусы – уполномочены государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая тем последним значение актов публичных».[35]
Как следует из положений Концепции проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» «…представляется целесообразным введение на всей территории Российской Федерации небюджетной модели нотариата, при которой нотариус, статус которого определяется как публичная должность, осуществляет нотариальные действия от имени Российской Федерации».[36]
На основании положений данной Концепции Министерством юстиции РФ был подготовлен проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который был направлен для обсуждения во все нотариальные палаты РФ. Множественные замечания к тексту законопроекта обсуждаются. В Государственную Думу проект не вносился вследствие того, что не завершено до настоящего времени реформирование гражданского законодательства, с окончанием которого изначально было увязано реформирование основного нотариального закона. [37]