Файл: Правовые основы организации нотариата (Становление нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На сегодняшний день текст законопроекта продолжает обсуждаться. При сравнении ст. 1 Основ и приведенной выдержки Концепции усматривается двойственная сущность нотариата: совмещение публично-правовых и частноправовых элементов.

Действительно, находящийся в стадии развития в России свободный нотариат латинского типа во многих правовых системах Европы и Америки представляет собой институт гражданского общества, поскольку почти везде он организационно не входит в систему органов государственной власти. Если считать, что нотариат есть институт гражданского общества, то возникает вопрос: как такой институт может действовать от имени государства, осуществляя защиту прав и законных интересов граждан? Представляется, что небюджетный порядок становления и функционирования нотариата не меняют его сущности как института, который по своей организации, функциям и формам их реализации, особенностям контрольная, фискальная (последняя с реформированием системы нотариата постепенно утрачивает значение). [38]

Ко второй группе относятся функции, вытекающие из частноправового содержания нотариальной деятельности: правореализующую, правоустановительную и консультативную функции. Кроме вышеприведенной классификации возможно подразделение функций нотариата по иному критерию, а именно в зависимости от характера воздействия на общественные отношения можно выделить регулятивные, охранительные и контрольные функции.

Из всего многообразия функций нотариата, существующих в доктрине, именно охранительная функция выступает в качестве основной, так как непосредственно названа в ст. 1 Основ законодательства о нотариате: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями (Уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации».[39]

Никоим образом не умаляя значение других функций нотариата (регулятивной, контрольной и пр.), доминирующее значение этой функции нам представляется неоспоримым.

Рассмотрим эту категорию более подробно. Охранительная функция нотариата состоит в осуществлении мер по защите или принудительному осуществлению прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Примерами осуществления этой функции являются предусмотренное ст. 64 Основ принятие мер по охране наследственного имущества в интересах наследников, отказополучателей или иных лиц, предусмотренное ст. 76 Основ наложение и снятие запрещения отчуждения имущества, или предусмотренное ст. 89 Основ совершение исполнительной надписи на долговом документе.[40]


Думается, что реализация охранительной функции нотариата находит свое отражение также и в совершении нотариальных действий, удостоверяющих такие бесспорные факты, как нахождение гражданина в живых, нахождение гражданина в определенном месте, тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии, время предъявления нотариусу документов. Эти нотариальные действия не устанавливают новые факты, а подтверждают наличие уже существующих фактов.

Кроме того, они направлены на недопущение нарушений прав лиц, обратившихся с заявлением о признании того или иного факта. В ходе реформирования гражданского законодательства возникают новые правоотношения с участием нотариуса, направленные на защиту прав и интересов их участников, а также и интересов государства в целом. Так, ФЗ от 05.05.2014 г. в Гражданский кодекс РФ внесены изменения, согласно которым решения собраний ЗАО и ООО должны быть удостоверены нотариально либо лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров этого общества или счетной комиссией. Далее, 02.06.2016 г. принят ФЗ № 172-ФЗ, которым внесены изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ о нотариальном удостоверении сделок об отчуждении долей о праве общей собственности на недвижимое имущество.[41]

Анализируя особенности охранительной функции нотариата следует упомянуть также и ч. 1 ст. 16 Основ законодательства о нотариате РФ, содержащую обязанность нотариуса оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Естественно, не следует считать, что реализация нотариусом этой функции состоит лишь в устном разъяснении обратившемуся лицу особенностей действующего законодательства по интересующему его вопросу. Нотариус должен осуществить своеобразную «правовую экспертизу» всех условий предполагаемой сделки, а также установить фактическую сторону вопроса. [42]

Необходимо максимально доходчиво разъяснить заинтересованным в совершении сделки лицам смысл, значение и правовые последствия сделки, установить, совпадает ли содержание сделки с действительными намерениями сторон. Кроме этого, при обращении к нотариусу гражданина необходимо установление его личности, проверка дееспособности. В случае обращения к нотариусу представителя юридического лица – нотариус обязан проверить его полномочия, установить объем правосубъектности юридического лица. Осуществляется охранительная функция и при подготовке проектов нотариальных документов. Пункт 1 ст. 15 Основ предусматривает право нотариусов при осуществлении нотариальной деятельности составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.


Именно нотариус, являющийся, как правило, юристом с большим опытом юридической практики, в состоянии наиболее правильно и полно разработать проект необходимой сделки, предусмотреть все возможные нюансы и тонкости правоотношения, облекаемого в документальную форму. В результате любой допущенной нотариусом неточности или ошибки могут быть нарушены права и ущемлены законные интересы как лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, так и третьих лиц. Статья 17 Основ предусматривает персональную имущественную ответственность нотариуса за вред, виновно причиненный заинтересованному лицу в результате совершения нотариального действия с нарушением закона. [43]Для уменьшения негативных последствий, вызываемых просчетами и ошибками нотариуса, законодательно установлена обязанность нотариуса осуществлять обязательное страхование своей профессиональной ответственности.

В соответствии со ст. 18 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» размер страховой суммы по договору страхования гражданской ответственности нотариуса не должен быть менее:

1) 200000 рублей по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в городском поселении;

2) 150000 рублей по договору страхования гражданской ответственности нотариуса, имеющего нотариальную контору в сельском поселении;

3) нотариус, занимающийся частной практикой и удостоверяющий договоры ипотеки, обязан заключить договор гражданской ответственности на сумму не менее 5000000 рублей.

Следует упомянуть и положения ст. 43 Основ, которые содержат обязанность нотариуса проверить дееспособность физического лица, полномочия представителя юридического лица, а также лица, дающего согласие на совершение сделки не полностью дееспособным физическим лицом, если они обратились за совершением нотариальных действий.

Особое значение в плане реализации охранительной функции нотариусом имеет статья 48 Основ законодательства о нотариате в РФ, согласно которой при установлении обстоятельств, препятствующих совершению сделки, а также любых сомнений по поводу соответствия сделки закону либо истинным намерениям сторон в соответствии со ст. 48 Основ нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия. Перечень этих обстоятельств весьма широк, хоть и носит замкнутый характер.

Подобное решение нотариус вправе принять, если:

– совершение такого действия противоречит закону;


– действие подлежит совершению другим нотариусом;

– с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;

– сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;

– сделка не соответствует требованиям закона;

– документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;

– факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации. [44]

На нотариуса, отказавшего в совершении нотариальных действий, закон возлагает обязанность по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. При этом нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

2.2. Анализ проблемных областей правового регулирования нотариальной деятельности в РФ

В настоящее время к российскому нотариату предъявляются высокие требования, поскольку на него возложены функции по обеспечению современных потребностей в урегулировании частноправовых отношений. Однако действующие основы законодательства о нотариате были приняты в начале 1993 г., т.е. до принятия новой Конституции России. Они разрабатывались и принимались исходя из установок, содержащихся в уже устаревшем законодательстве.[45]

Кроме того, действующие Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не отвечают требованиям по правовому обеспечению рыночных отношений, не определяют организационно-правовое устройство нотариата, а также не содержат точного указания прав и обязанностей нотариуса.[46]

К настоящему времени в юридической науке отсутствует единый подход к определению места нотариального права в системе российского права, а также роли норм конституционного права в регулировании нотариальных отношений.


Кроме вышеизложенных обстоятельств, назрела необходимость гармонизации действующего законодательства о нотариате Российской Федерации и субъектов. Ст. 72 Конституции Российской Федерации содержит положение о том, что нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с разграничением конкретных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов РФ.[47]

Анализируя проблемы правового регулирования нотариата в Российской Федерации можно разделить их на две основные части: проблемы теории конституционного права и организационно-правовые проблемы.

Первый проблемный блок составляют вопросы необходимости определения понятия и правовой природы нотариата, роли и места нотариального права в правовой системе Российской Федерации.

К главным организационно-правовым проблемам относятся: несовершенство действующего законодательства о нотариате; необходимость приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие принципу разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов. Попыткой разрешить эти вопросы является разработка и обсуждение проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации».

Изменения законодательства нацелены на повышение значения нотариата в гражданских правоотношениях. Законопроект предусматривает оказание комплексной юридической помощи нотариусом, включая сбор и проверку документов, создание нотариального акта, обладающего особой доказательственной и исполнительной силой. Вслед за этим законопроектом был разработан ещё один Проект федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации»[48].

Анализ проекта ФЗ «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» приводит к выводу, что многие аспекты, отраженные в данном документе уже давно реализуются на практике. В частности, это касается обязанности соблюдения кодекса профессиональной этики нотариуса. Данный кодекс уже давно одобрен нотариальным сообществом и принимается во внимание.

Недостатком проекта Закона является установление на законодательном уровне фиксированных размеров нотариальных тарифов. Такой способ закрепления не учитывает уровень инфляции и другие особенности экономики. Достоинством проекта является и детальное регулирование приостановления полномочий нотариуса.