Файл: Добросовестная и недобросовестная ценовая конкуренция ( Понятие конкурентоспособности и виды конкурентных стратегий ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие -использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.

Развитие компьютеров и компьютерных сетей с развитием компьютерного пиратства и воровства вынудило правительства многих стран применять различные меры; например, в США организована специальная группа, отвечающая за безопасность и неприкосновенность компьютерных сетей и компьютерных баз данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер, доступ в сеть и определенный интеллект может получать доступ в такие компьютерные банки данных, которые содержат строго конфиденциальную и секретную информацию, которая не предназначена для рядового пользователя. В качестве примера можно привести случай, произошедший в США, когда один пользователь смог подключиться к сети компьютеров министерства обороны США, в результате его злого умысла была полностью уничтожена важная информация одного из пентагоновских компьютеров.

-Угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли – наиболее яркий пример данного метода приведён в IT-индустрии: компания Intel подала иск на фирму VIA, обвиняя её в нарушении патента путём создания чипсета, предназначенного для нового поколения процессоров Pentium. Иск Intel был отклонён, однако это заставило VIA выпустить данный чипсет позже назначенного срока, благодаря чему Intel успела выйти на рынок со своими материнскими платами на собственных чипсетах раньше, чем это сумела сделать VIA.


-Демпинг– применяется крупными компаниями для захвата новых рынков путём продажи своих товаров ниже себестоимости. В рамках внутреннего рынка государства использование демпинга приводит к разорению мелких фирм и предпринимателей, что способствует установлению монополии. Однако существует и международный демпинг, то есть захват внешних рынков. В этом случае нередко финансирование демпинга может вестись за счёт государства путём субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Помимо основного типа демпинга выделяются ещё и следующие виды демпинга:

Валютный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже рыночных за счет снижения обменного курса валюты страны-экспортера. Экспортеры, приобретая товары по низким внутренним ценам, реализуют их по демпинговым ценам на внешнем рынке за твердую валюту, которая затем обменивается на национальную валюту, что ведет к получению курсовой прибыли.

Грабительский демпинг - преднамеренный вывоз товара за границу по ценам более низким, чем цены внутреннего рынка, с намерением подорвать положение зарубежных поставщиков на их собственном рынке. Целью такой акции является устранение конкуренции на внешнем рынке и образование монополии.

Социальный демпинг - демпинг, вызываемый предложением импортных товаров по низкой цене, при расчете которой учитывается низкий уровень заработной платы.

Спорадический демпинг - ситуация, при которой реализация товара за рубежом приводит к его непредвиденному избытку на рынке.

Товарный демпинг - экспорт товаров по ценам ниже цен внутреннего рынка.

Устойчивый демпинг - перманентные длительные усилия по проведению демпинговой политики с целью завоевания конкурентоспособной позиции на внешнем рынке, являющемся более гибким в отношении цен по сравнению с внутренним рынком продавца.

-Намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента – применяется для выпуска некачественных подделок под продукцию конкурента. Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

-Поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами – при данном способе предприятие подвергающееся такому методу может потерять значительную часть своих клиентов, контракты будут уходить к конкурентам.


Защита против действий, представляющих собой недобросовестную конкуренцию, может осуществляться двумя способами: 1) посредством обращения в Государственный антимонопольный комитет РФ или его территориальное управление с ходатайством о запрете (пре-сечении) актов недобросовестной конкуренции и применении соответствующих штрафных санкций в отношении нарушителя; 2) обращением в арбитражный суд с иском о запрете актов недобросовестной конкуренции и взыскании убытков с нарушителя.

3. Борьба с недобросовестной конкуренцией

3.1 Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями

Противодействие недобросовестной конкуренции входит в круг задач обеспечения безопасности предприятия в целом. Для её решения необходимо применение комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера:

-реализации мер противодействия всем видам шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического и т.д.);

-предупреждения переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной информацией;

-всестороннего изучения деловых партнеров и конкурентов;

-своевременного выявления и адекватного реагирования на дезинформационные мероприятия;

-разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности;

-реализации мер по защите коммерческой и иной информации;

-реализации мер по защите интеллектуальной собственности;

-выявления негативных тенденций среди персонала предприятия, информирования о них руководства предприятия и разработки соответствующих рекомендаций;

-организации взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия;

-возмещения материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.

Для противодействия шпионажу необходимо полностью обезопасить все важные объекты от возможности перехвата или хищения важной информации. Для этого необходимо обеспечить защиту от прослушивания помещений, защиту технических средств обработки информации и защиту коммуникаций.


Комплекс мер по защите помещений включает в себя:

-Периодический поиск шпионской аппаратуры (жучков и т. д.);

-Наличие для проведения важных совещаний руководства отдельного помещения, специально подготовленного для защиты от прослушивания;

Объектом интереса могут являться технические средства, с помощью которых обрабатывается и хранится деловая, служебная и коммерческая информация. Пишущие машинки, копировальная аппаратура, компьютеры и другая техника излучает различного рода сигналы (электромагнитные, акустические, вибрационные), которые можно принимать в соседнем с Вашим объектом здании и читать затем обрабатываемую на этой технике информацию. Защита технических средств обработки информации может проводиться по таким направлениям:

-выявление, устранение и существенное ослабление излучающих сигналов путем доработки самих технических средств;

-экранировка средств обработки информации и помещений, в которых они используются;

-использование специальных генераторов радиопомех для маскировки (покрытия) побочных излучений.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может присутствовать не только в разговорах, проходящих в кабинетах или в документах, которые обрабатываются средствами оргтехники и компьютерами. Важным атрибутом деятельности любого вида коммерческих объектов является связь - телефонная, телексная, специальная компьютерная, радиосвязь и т.п. Конкуренты могут попытаться контролировать каналы связи объекта. При этом их будут интересовать не только внешние каналы, но и внутренняя связь, по которой, как правило, циркулирует служебная информация самого разнообразного содержания.

Защита выходящих из объекта каналов связи, назовем их внешними коммуникациями, будет включать в себя:

-использование собственной аппаратуры электронного шифрования для телефаксной, компьютерной и телефонной связи при обмене конфиденциальной или важной информацией с Вашим партнерами и клиентами;

-использование платных государственных защищенных каналов связи;

-применение заранее оговоренных условных фраз и кодовых выражений при ведении телефонных переговоров по городским каналам связи о времени месте проведения важных деловых встреч и совещаний, особенно, если речь идет о финансовых вопросах или доставке ценностей;

-сокращение или исключение обсуждений по городским телефонам важных коммерческих вопросов, особенно при использовании беспроводных (радио) телефонных аппаратов.


Последние два момента также важны для сотрудников службы охраны, использующих радиостанции при несении службы внутри объекта и при сопровождении людей и ценных грузов.

Защита внутренних коммуникаций включает в себя:

-экранирование коммуникаций;

-использование электронного зашумления коммуникаций и сетей электропитания, обеспечивающих работу техники обработки важной информации;

-установка датчиков сигнализации на места возможных посторонних подключений к коммуникациям банка данных (распределительным шкафам, колодкам и разъемам);

-использование внутренней телефонной связи, не подключенной к городским телефонным каналам;

-Периодический контроль внутренних коммуникаций специалистом службы технической защиты.

-В целях защиты связи внутри объекта не рекомендуется использование радиофицированных телефонных аппаратов. Несмотря на их видимые удобства, переговоры по радиоканалу могут стать достоянием посторонних лиц или даже злоумышленников, имеющих соответствующую радиоприемную аппаратуру.

Всестороннее изучение деловых партнёров необходимо для предупреждения возможных действий конкурентов, результатом действий которых может стать обман, срыв сроков или разрыв контрактов с деловыми партнёрами. Изучение конкурентов же на первый взгляд не кажется необходимым, но только обладая информацией о возможных источниках проблем становится возможным и их эффективное решение.

Своевременное выявление и адекватное реагирование на дезинформационные мероприятия. Недавние события в р. Бурятия вокруг «БайкалБанка» особенно чётко показали важность данного аспекта в деятельности любого предприятия, ведь если была бы своевременная реакция руководства и службы безопасности банка, то потери банка могли быть в разы меньше.

Разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности. Наличие определённого внутреннего распорядка и правил (к примеру система пропусков на территорию предприятия, правила уничтожения служебной документации и т. д.) способны помочь в обеспечении защиты секретной информации.

Комплекс мер по защите коммерческой и иной информации включает в себя не только защиту от шпионажа, но и чёткое распределение уровня «посвященности» в секреты предприятия различных сотрудников в пределах необходимых для их нормальной работы.

Комплекс мер по защите интеллектуальной собственности включает в себя тщательное сохранение в тайне всех секретов «ноу-хау» производства, и их патентирование в случае необходимости.