Файл: Организационно-методологические аспекты формирования коммерческой деятельности и предприятия на рынке товаров и услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие Россия серьезно продвинулась по пути экономических и политических реформ: появились и активно развиваются социальные институты, необходимые для нормального функционирования современной рыночной экономики. Совершенствуется законодательная база, которая создает единую основу для «здоровой» конкуренции. Политическая и экономическая открытость дала импульс расширению различных сфер бизнеса и развитию конкурентных рынков.

Возрастание конкуренции приводит к тому, что собственники и менеджмент компаний прилагают усилия к поиску новых методов и инструментов конкурентной борьбы и коммерческой деятельности, позволяющих не только закрепиться на рынке, но и развивать предприятие. Большое значение приобретает организация коммерческой деятельности компании, которая предполагает формулирование не только финансовых целей, но и детальный анализ и учет сферы и специфики деятельности компании.

Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследований, направленных на изучение вопросов организации коммерческой деятельности и анализ такой деятельности в сфере различных услуг. Это и определило необходимость осуществления данного исследования, цель которого проведение анализа коммерческой деятельности компании «Наследие» и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Объект исследования в курсовой работе – компания «Наследие», оказывающая транспортно-экспедиционные услуги. Предмет исследования – коммерческая деятельность компании «Наследие» на современном этапе функционирования в условиях российского рынка. Достижение цели курсовой работы обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

  • рассмотрение сущности и целей коммерческой деятельности и ее роли в развитии компании;
  • анализ показателей, отражающих эффективность коммерческой деятельности и их характеристика;
  • выявление особенностей деятельности в сфере услуг;
  • оценка коммерческой деятельности компании «Наследие»;
  • получение существенных выводов и конкретных рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности для компании.

Проблемы разработки стратегии развития, организации коммерческой деятельности не теряет своей актуальности и является предметом анализа многочисленных исследований. При выполнении курсовой работы автор опирался на труды известных зарубежных и отечественных ученых и специалистов по вопросам экономики предприятия, организации коммерческой деятельности.


Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ

1.1. Цели и задачи коммерческой деятельности

В рыночной экономике основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли, поэтому она выступает в качестве движущей силы развития предпринимательства и вместе с этим служит основным источником финансовых ресурсов у многих участников общественного производства. Все это определяет центральное место и многогранную роль прибыли в развитии рыночной экономики.

Прибыль - уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, многих других экономических рычагов воздействия на производство, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.[1] За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.

Финансовые результаты коммерческой деятельности субъектов хозяйствования могут быть выражены балансовой (валовой) прибылью, прибылью от производства продукции (работ, услуг), прибылью (убытком) от реализации продукции (работ, услуг), чистой (остаточной) прибылью.[2]

Балансовая (валовая) прибыль представляет собой сумму прибылей и убытков от реализации товарной продукции, от прочей реализации и вне реализационной деятельности.

Прибыль от производства продукции (работ, услуг) исчисляется как разница между объемом товарной продукции в оптовых ценах (без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы) и полной себестоимостью.


Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и налога на акцизы и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Чистой (остаточной) прибылью является прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет.

С помощью прибыли и на ее базе развиваются рычаги коммерческого расчета и срабатывает его механизм коммерческой деятельности. От размера полученной прибыли зависят финансовое состояние предприятия, различные виды поощрений коллектива за выполненную работу и эффективность использования ресурсов.[3]

Прибыль используется в экономике для укрепления коммерческого механизма в работе субъектов хозяйствования. Поскольку наличие прибыли -одно из главных условий коммерческой деятельности предприятий, борьба коллективов за рост этого показателя требует улучшения внутреннего содержания коммерческого расчета.[4] Материальная заинтересованность работников предприятия в росте прибыли побуждает эффективнее использовать основные фонды, повышать производительность труда, снижать материальные затраты на единицу продукции. Так, посредством прибыли можно укрепить принципы коммерческой деятельности предприятий.

Для достижения основной цели коммерческой деятельности – получения прибыли, организации должны решать следующие задачи:

– выпускать конкурентоспособную продукцию, систематически ее обновлять в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

– рационально использовать производственные ресурсы, снижать себестоимость и повышать качество продукции;

– разрабатывать стратегию и тактику поведения организации и корректировать их в соответствии с изменяющимися условиями рынка;

– обеспечивать условия для роста квалификации и заработной платы персонала, создавать благоприятный социально-психологический климат в трудовом коллективе;

– проводить гибкую ценовую политику на рынке и осуществлять другие функции.

Задачи коммерческой деятельности определяются интересами владельцев бизнеса, размерами капитала, ситуацией внутри организации, внешней средой.

Если детализировать основную цель коммерческой деятельности, то могут быть выделены следующие цели коммерческой деятельности:


1. установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

2. изучение и анализ источников закупки товаров;

3. согласование связей между производством и потреблением;

4. осуществление купли-продажи с учетом рыночной среды;

5. расширение существующих целевых рынков товаров;

6. сокращение издержек обращения.

Кроме того, основными целями коммерческой деятельности современного предприятия могут быть:

  • завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;
  • добиться более высокого качества своего товара;
  • занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;
  • добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;
  • повысить прибыльность своих операций;
  • добиться максимально возможного уровня занятости.

В результате коммерческой деятельности деловая политика определенного предприятия превращается в конкретный план действий по ее осуществлению, который включает три этапа:

  1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели коммерческой деятельности;
  2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора:
    • каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его коммерческой деятельности будут воздействовать внешние факторы;
    • каковы имеющиеся слабые стороны предприятия и его внутренние возможности. В какой степени будут преодолены первые, а вторые потенциально использованы;
  3. разработка гибкой системы долгосрочного планирования, вписывающейся в структуру коммерческой деятельности предприятия (определение стратегии, которая обеспечит достижение поставленных целей).

Эффективность коммерческой деятельности предприятия может быть рассмотрена как эффективность функционирования предпринимательской структуры. На наш взгляд, наиболее полно и обоснованно такие отождествления и соответствующие принципы оценки эффективности представлены в трудах Томилова В.В., Асаула А.Н., Багиева Г.Л., Тарасевича В.М.[5] Среди этих принципов можно выделить:

  • принцип взаимосвязи цели и конечного результата деятельности;
  • доступность использования нескольких критериев оптимальности;
  • третий принцип оценки эффективности - в процессе целеполагания целесообразно отдавать преимущество целям, характеризующим устойчивость рыночных позиций предпринимателя, реализуя принципы маркетинга, как рыночной концепции управления;
  • четвертым принципом оценки эффективности является ее (оценки) взаимосвязь с жизненным циклом продукции.

При использовании в качестве результирующей характеристики показателя прибыли может быть использована следующая модель функции, построенная на основе типовой модели.[6]

(1)

где Et - доход предприятия после вычета налогов и уплаты процентов;
Pt - цена за единицу продукции; Qt - количество единиц реализованной продукции;
- цена одной единицы j-го фактора производства;
- общее количество j-го фактора производства, используемого в производственном процессе;
n - количество факторов производства;
FC - фиксированные платежи;
R - средняя ставка процента, выплачиваемая предприятием по собственным займам;
B - общее количество займов, которые получает предприятие (стоимость несобственных фондов);
T - ставка корпоративного налога.

Выделяя методы оценки эффективности деятельности, следует учитывать, что в отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах.

На наш взгляд, основными критериями эффективной коммерческой деятельности является определенная множественность показателей, характеризующих результативность работающих организационных систем и подсистем.

1.2. Специфика и особенности сферы услуг

Поскольку большинство услуг предоставляется людьми, и большинство товаров реализуется людьми, чрезвычайно важную роль играют отбор, обучение и мотивация персонала. В идеальном варианте сотрудники компании должны обладать следующими качествами: учтивостью, отзывчивостью, инициативностью, доброжелательностью, способностью принимать решение, компетентностью. Компания должна стремиться продемонстрировать качество предоставляемых услуг путем материальных свидетельств и презентаций. Так, компания может подтвердить свое отношение к клиентам как к основной ценности чистотой кабинетов, быстротой и полнотой обслуживания, вежливостью персонала.

И, наконец, компании имеют возможность выбирать различные способы предложения своих услуг или продукции.

Также специфика коммерческой деятельности на предприятии сферы услуг определяется особенностью самих услуг и предприятий, их оказывающих.