Файл: Интеграция России в международную систему торговли ценными бумагами (Инфраструктура рынка ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После всплеска на фоне нестабильности в декабре 2016 - январе 2017 года активность на финансовых рынках начала снижаться и к концу III квартала можно сказать стабилизировалась. Количество активных клиентов (как физических, так и юридических лиц), участников торгов на фондовом рынке ПАО «Московская Биржа» (далее - Московская биржа) в среднем за III квартал 2017 года составило 76,6 тыс. человек, большая часть которых (71,9 тыс. человек) - физические лица - резиденты. Доля активных клиентов составляет порядка 6% от общего числа зарегистрированных клиентов, которое показало незначительный рост.[12]

Субъекты рынка ценных бумаг – это его неотъемлемые элементы, к которым относится: государство; эмитенты; профессионалы своего дела; инвесторы; организации саморегулирования.

Все эти элементы тесно связаны между собой, они являются единой системой, малейшее повреждение которой отображается на общем функционировании всего рынка.

По закону России субъекты финансового рынка могут осуществлять любые сделки и операции, которые не противоречат государственному положению об инвестиционных отношениях.[13]

Федеральные законы защищают государственные и общественные права участников инвестиционной деятельности путем таких процедур:

- информированность новых участников процесса;

- смягчающие условия для размещения ценных бумаг для новых участников;

- создание системы наказаний за несоблюдение правил эмиссии и регулирования.

На территории России нашли место специальные фонды инвестиций, в состав которых входят особые участники рыночного процесса – институциональные инвесторы. Деятельность в рамках инвестиций для этих субъектов является оперативной и основополагающей, от вложений в различные сертификаты и финансовые инструменты они получает все сто процентов своего дохода.

Совокупность данных, которые имеют значение для всего РЦБ, и складывают системы информации реестра, данные должны иметь бумажную форму и заноситься в базу данных держателя реестра, которая обязана идентифицировать следующее:

  • номинальных владельцев документов;
  • держателей сертификатов;
  • права определенных лиц на использование ценных бумаг.[14]


1.2. Проблемы функционирования и важнейшие диспропорции рынка ценных бумаг РФ

В 2018 году внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах составляет 5 676,431 млрд. рублей (по состоянию на 01.04.16). При этом в обращении находятся 7 видов облигаций федерального займа (Таблица 2): с переменным купоном (ОФЗ-ПК) в объеме 1 467,577 млрд. руб., с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) в объеме 2 732,442 млрд. руб., с индексируемым номиналом (ОФЗ-ИН) в объеме 155,288 млрд. руб., с амортизацией долга (ОФЗ-АД) в объеме 788,574 млрд. руб., государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) в объеме 310,55 млрд. руб., государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) в объеме 132 млрд. руб., А также облигации внутренних облигационных займов РФ (ОВОЗ) в объеме 90 млрд. руб.[15]

Таблица 2

Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ГЦБ РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, млрд. рублей

Дата / Вид долгового обязательства

ОФЗ-ПК

ОФЗ-ПД

ОФЗ-ИН

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

ОВОЗ

Итого внутренний долг

01.01.2018

1 347,259

2 710,345

141,766

791,174

360,550

132,000

90,000

5 573,094

01.02.2018

1 393,980

2 628,985

142,809

791,174

360,550

132,000

90,000

5 539,498

01.03.2018

1 418,980

2 673,985

152,102

791,174

310,550

132,000

90,000

5 568,791

01.04.2018

1 467,577

2 732,442

155,288

788,574

310,550

132,000

90,000

5 676,431

Наибольший вес в структуре внутреннего долга РФ (Рис. 4), выраженного в ценных бумагах, имеют облигации федерального займа с постоянным доходом (48,14%). Далее идут облигации федерального займа с переменным доходом (25,85%), облигации федерального займа с амортизацией долга (13,89%), а самый наименьший вес на сегодняшний день имеют облигации внутренних облигационных займов РФ (1,58%)[16].


Популярность облигаций федерального займа с постоянным доходом может объясняться тем, что именно они наиболее эффективно выполняют главную потребность инвестора при покупке государственных ценных бумаг, а именно, сведение риска к минимуму: ОФЗ-ПД представляют собой именные купонные облигации, ставка купонного дохода для которых является постоянной. Их номинал равен 1000 рублей, а ставка купонного дохода -8,15%[17].

Рис.4 Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, на 1 апреля 2018 г.

Исходя из вышеизложенной информации, нельзя не отметить довольно широкий спектр представленных на рынке инструментов. Однако, следует также отметить сильную их схожесть: все они представляют собой облигации, различающиеся видом купонного дохода и способом его начисления, но ориентированные на институциональных инвесторов.

Объём государственных заимствований посредством выпуска ценных бумаг ежегодно растёт, что можно наблюдать на рис. 6. Это свидетельствует, с одной стороны, о возрастании потребности государства в заёмных средствах, однако также свидетельствует о использовании неэмиссионных методов финансирования федерального бюджета и, следовательно, об эффективном использовании различных инструментов денежно-кредитной политики.

Первый риск связан с унификацией подходов Центрального Банка к регулированию как банковского, так и фондового рынков. Банк России в процессе осуществления своей профессиональной деятельности может не учесть принципиальные отличия между сектором банковских услуг и сектором рынка ценных бумаг, а, в результате, использовать одинаковые методы и подходы к регулированию банковских и небанковских финансовых организаций.

Банковские финансовые организации нацелены на работу с более консервативным сегментом населения, которому присущ сберегательный типповедения, реализуемый путем открытия вкладов в различных банках с минимальным риском потери денежных средств и минимальной доходностью с целью сохранения сбережений. Это обеспечивает стабильность экономической системы в то время, как рынок ценных бумаг отвечает за ее развитие. Фондовый рынок в отличие от банковского сектора ориентирован на сегмент населения с предпринимательским типом поведения, который выражается в стремлении домохозяйств формировать дополнительные доходы, невзирая на высокие риски. Регулирование банковского сектора является более формализованным по сравнению с регулированием профессиональных участников фондового рынка.


Риски, возникающие в деятельности небанковских финансовых институтов, имеют более широкий профиль, чем риски банковского сектора. Риск брокерских, дилерских, инвестиционных фондов и других небанковских финансовых институтов нередко неограничен: например, волатильность определенных финансовых инструментов, обращающихся на рынке ценных бумаг, намного выше волатильности процентных ставок; финансовые институты фондового рынка очень часто инвестируют в высокорисковые и высокодоходные проекты в то время, как банки не могут себе этого позволить. Фондовому рынку требуются более гибкие, специфичные подходы к регулированию. Итак, ввиду существования определенных особенностей, присущих банковскому и фондовому секторам, осуществление регулирования и контроля данных сфер путем аналогичных методов со стороны Банка России является неуместным и может привести к неприятным последствиям. Под вторым риском рассматривается конфликт интересов на рынке, поскольку Банк России является одновременно регулирующим и контролирующим органом, а также участником фондового рынка.[18]

Третьим риском считается возможное игнорирование Банком России проблем, возникающих на рынке ценных бумаг. Под этим подразумевается то, что Центральный Банк не будет уделять достаточного внимания развитию отраслей финансового рынка, несвязанных с банковской деятельностью, в виду отсутствия достаточного количества времени либо же квалифицированных кадров для решения проблем фондового рынка.

Еще одним потенциальным риском можно рассматривать урезание полномочий саморегулируемых организаций, например, Ассоциации участников вексельного рынка или Национальной ассоциации участников фондового рынка, по причине того, что Банк России не имеет достаточного опыта взаимодействия с ними.

Система регулирования и контроля российского рынка ценных бумаг на современном этапе его функционирования является не совсем совершенной и устойчивой в связи с существованием вышеизложенных рисков и избыточной централизацией регулятивных полномочий.

Другой проблемой фондового рынка России является его высокая волатильность, или, иными словами, изменчивость цен основных финансовых инструментов, обращающихся на рынке. На современном этапе существования и функционирования рынок ценных бумаг находится под влиянием резких скачков мировых цен на нефть, а также колебаний курса национальной валюты,что делает его весьма уязвимым.


Рис.6 - Динамика индексов RTSS и RTS за 2016-2018 г.

На основе этого главные индексы российской Московской биржиRTSS и RTS, отражающие изменения стоимости акций, весьма динамичны. К концу 2016 года наблюдалось разнонаправленное движение индексов. Повышению рублевого RTSS способствовала девальвация рубля по отношению к доллару и евро. Падение RTS так же связано с обвалом российской валюты и колебаниями в отрицательную сторону цен на нефть во втором полугодии 2016 года.[19]

В связи с напряженной геополитической обстановкой в мире, а также с нестабильностью экономической ситуации в России не исключено обострение таких рисков, как страновой, политический, процентный, валютный и инфляционный. В последнее время расширяется список санкций в отношении России, наблюдаются колебания процентных ставок, преимущественно их повышение, волатильность валютного курса, повышение инфляции. Следствием данной ситуации является уменьшение объемов денежных средств, размещаемых в финансовые инструменты, обращающиеся на российском фондовом рынке, возможно ограничение масштаба эмиссии ценных бумаг. Данные факторы способствуют снижению инвестирования.

Основными диспропорциями российского рынка ценных бумаг являются:

1.Несбалансированность территориального распределения элементов структуры рынка ценных бумаг по регионам России.

2.Сверхконцентрация торговой активности на акциях 9 крупнейших эмитентов и как следствие непропорциональное развитие объемов первичного и вторичного рынков ценных бумаг ликвидных и неликвидных компаний, рынков акций, корпоративных облигаций, государственных ценных бумаг и производных финансовых инструментов, биржевого и внебиржевого рынков.

3.Несоответствие в структуре отраслевой капитализации фондового рынка и отраслевой структуре промышленного производства

4.Несогласованность стратегий развития относительно самостоятельных фондовых центров в составе торговой системы и связанной с ней инфраструктурой. Каждая из представленных диспропорций включает в свой состав сопутствующие диспропорции, которые в целом и можно классифицировать по видам барьеров из вызывающих (таблица 3).

Следует отметить, что однозначного закрепления конкретных видов барьеров как причины за конкретными диспропорциями как следствиями не представляется возможным до тех пор, пока система обладает признаками системности и единства ее элементов и подсистем. Тем не менее, наблюдаемые диспропорции можно классифицировать по стержневому виду барьеров, вызывающих их существование.[20]