Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России (Роль Президента в системе разделения властей в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существование настоящих органов в значительной степени оказывает влияние на местоположение института президентства в системе разделения властей, поскольку они утверждают его в качестве самостоятельной властной структуры, функционирующей на поприще государственного управления. Процесс координации во многом определяется применением согласительных процедур, под которыми подразумевается совместная выработка решений, взаимоприемлемых и допустимых для участников конфликта, осуществляемая в рамках и на основе закона. Настоящий инструмент решения трудностей во взаимодействии органов государственной власти характеризуется большим разнообразием подходов, решение о применении которых принимается лично Президентом России, и направленностью на подбор компромиссных вариантов. В этом процессе глава государства выступает координатором, соблюдающим нейтралитет по отношению ко всем ветвям системы разделения властей и принимающим во внимание предложения всех участвующих в процессе сторон. Факт применения Президентом России согласительных процедур делает неоспоримым его деятельность по формированию однородного поля для эффективного взаимодействия органов государственной власти. Подобные условия работы, в свою очередь, способствуют оформлению общих направлений деятельности и выработке согласованных целевых установок, которые в комплексе приводят к единству государственной политики. Следовательно, важно отметить, что совокупность реализуемых Президентом РФ функций сводится не только к контролю. Институт президентства выполняет важную функцию – координирует деятельность и нейтрализует конфликты между высшими органами государственной власти. Рассмотрение установленных в Конституции Российской Федерации постулатов, фиксирующих круг полномочий Президента Российской Федерации и, следовательно, определяющих его местоположение в системе разделения властей, даёт возможность констатировать, что основополагающий нормативно-правовой акт напрямую не закрепляет институт президентства как орган, принадлежащий одной из существующих ветвей государственной власти.

Однако комплекс полномочий, закреплённых в Конституции Российской Федерации, является основным фактором, влияющим на местоположение рассматриваемого нами института. Большим количеством инструментов влияния Президент России наделён по отношению к органам исполнительной государственной власти, поскольку глава государства оказывает воздействие на кадровый состав Правительства Российской Федерации и предопределяет основные направления деятельности. Тем не менее наличие настоящих полномочий не ставит исполнительную ветвь государственной власти под полную зависимость от главы государства, потому что Правительство Российской Федерации обладает широкими автономными полномочиями и правами. Исходя из этого допустимо зафиксировать факт отсутствия непосредственного включения Президента Российской Федерации в одну из ветвей государственной власти, что обеспечивает согласованность в работе органов государственной власти российского государства. Такое местоположение позволяет органично включаться в систему разделения властей и выстраивать эффективное взаимодействие со всеми ветвями системы разделения властей для реализации выбранного курса государственной политики.


Таким образом, специфика роли Президента Российской Федерации в современной системе разделения властей заключается в том, что его фактическое положение выходит за рамки существующих подходов, поскольку значение этого института для эффективности и качества государственного управления намного выше предписываемого. Применяя существующие инструменты контроля и координации деятельности органов государственной власти всех уровней, Президент России оказывает влияние на все происходящие внутри системы властных структур процессы, тем самым выступая гарантом стабильности и прогрессивности как российской системы сдержек и противовесов, так и российского государственного управления.

2.3 Существующие проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации и пути их решения

Функционирование законодательной власти невозможно в отрыве от других ветвей государственной власти, число которых в современном законодательстве растет. Основной вектор взаимоотношений законодательной власти в системе разделения властей задан взаимоотношениям исполнительной власти, полномочия которой установлены Конституцией российской Федерации и действующим законодательством. Исполнительная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых соответствующими полномочиями органов повседневно выполнять в масштабе всей страны оперативные управленческие функции. В государственных органов.

Одной из ключевых и актуальных проблем разделение ветвей власти в современной России является «несбалансированность» их институтов, что напрямую влияет на процесс связей и взаимодействия между ними и не редко ведет к конфронтации и дестабилизирующему соперничеству. Весьма негативный процесс «перетягивания одела» между ветвями власти, как горизонтального, так порой и вертикального уровня, приводит к снижению эффективности принимаемых решений, проектов органами власти в период острого противостояния. Еще более усложняет правовую ситуацию разграничения полномочий власти отсутствие четких границ и объема полномочий, что размывает конституционный принцип разделения властей в области организации структур и механизмов функционирования государства в общем. Очевидно, что в периоды кризиса и застоя развития ветви власти должны объединиться с целью поиска методов решения общих проблем. Но в действительности в России каждая из ветвей власти старается стать максимально автономной, закрытой и независимой, что может привести к неуправляемости страной и расколу единства властной системы.


Еще одной причиной дисбаланса управленческой системы является нарушение равновесия между ветвями власти в России, которое возникает также в силу того, что авторитет исполнительной власти недостаточно высок. Органы исполнительной власти часто сталкиваются с огромным количеством проблем в условиях огромных размеров государства, сложностями ее социально- экономической и политической системы, разнообразиями региональных особенностей в РФ. В

Кроме того, проблемы связана не только с институциональными особенностями, но и с субъектами управленческой системы (госслужащие, депутаты), которые призваны обеспечить взаимодействие ветвей власти. Первая и основная субъектная проблема – это неравномерная подготовленность государственных служащих: одни на законодательном уровне в обязательном порядке должны имеет специализированное образование и стаж работы (госслужащие, судьи и т.д.), к другим не предъявляются такие жесткие требования к профессиональному образованию (депутаты)[26].

Вторая проблема в исследуемом контексте – это разный объем компетенций у ветвей власти, что приводит к дисбалансу в первую очередь при взаимодействии субъектов управления. И как результат – конфликт интересов, коррупция власти (процесс монополизации и автономизации власти), низкая эффективность деятельности органов власти Исполнительная власть в лице Правительства РФ слабо подотчетна законодательному органу власти, тем самым, образуя в конституционно-правовой практике России слабый парламентский контроль. Проблема разделения властей проявляется и в том, что конституционная формула о трех ветвях государственной власти, нарушена уже в самой Конституции РФ. Кроме, официально признанных в настоящее время, существует президентская власть, прокурорская власть, избирательная власть и банковско-финансовая власть как разновидности государственной власти в России. В Российской Федерации почти весь набор государственно-властных полномочий сосредоточен у Президента РФ и Правительства России. Законодательная и судебная ветви власти находятся в подчиненном состоянии по отношению к исполнительной власти, что нарушает конституционный принцип разделения властей.

Принцип разделения властей имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, играют важную роль в жизни российского народа, и не могут быть приняты до тех пор, пока по этому вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном случае, сосредоточенная в одних руках власть, будет принимать только выгодные для себя законы, будет использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб интересам народа. Разделение властей – конституционный принцип организации управления государственной жизнью.


Одним из направлений разрешения дисбаланса ветвей власти и дисфункции в процессе их взаимодействия – разработка четко структурированной матрицы баланса, которая должна отражать наиболее оптимальные векторы развития властных взаимоотношений. Также необходимо создать государственный независимый орган межведомственного мониторинга «значимых моментов» взаимодействия ветвей власти. Как справедливо отмечает Полякова Э.И., «в условиях федеративного государства очень важно не нарушать основополагающих принципов взаимодействия всех ветвей власти, не допускать появления органов, которые по статусу были бы выше конституционно закрепленных. В России президентская администрация, Совет Безопасности не являются конституционно закрепленными органами федеральной государственной власти»[27]. Безусловно, такие структурные организации важны для государственной системы управления и выполняют необходимые государственные функции, но при этом они могут влиять на ветви государственной власти, что может привести к образованию корпоративных структур, вносящих дисбаланс в систему властного взаимодействия.

Для введения на практике принципа разделений властей в России предлагается:

– минимизировать участие исполнительной власти в подготовке законопроектов. Правительство и подчиненные ему органы государственной власти должны заниматься только исполнением законов и быть подконтрольными парламенту, особенно в части расходования бюджетных средств; Власть, теория, законодательство, президент, теория.

– необходимо между законодательными и исполнительными органами власти создать баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений на одного из них, а тем более всей полноты власти;

– нужно внести в Конституцию России дополнительное положение (статью), содержащую особые правовые способы сдерживания каждой из ветвей власти, то есть содержала бы взаимные противовесы для всех властей.

Принцип разделение властей в первую очередь должен основываться на их сотрудничестве, которое бы в свою очередь сдерживало бы каждую из них, балансировало, ставило в определенные рамки. Самостоятельность и независимость каждой ветви власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе исторического развития принцип разделения власти был сформирован еще на самых ранних этапах образования государства, а вылилось это в специализацию власти различных институтов и лиц, в которых в скором времени были обнаружены две стабильные тенденции: концентрация власти в одном институте (в одних руках) и потребность разделить труд, власть и ответственность. Из этого вытекают два следствия, которые следуют из такого двойственного отношения к власти: борьба против разделения власти и борьба за власть уже поделенных институтов, с одной стороны, а также стремление упорядочить все отношения разделённых властей, с целью избавления общества от дальнейших столкновений между ними. Впоследствии теория разделения властей начала обосновываться как составная часть теории правового государства. Различают три рода власти: исполнительная, законодательная, судебная, которые обязаны быть распределены между соответствующими государственными органами. Если же в руках только какого-либо одного органа сконцентрируется власть, которая всегда различна по содержанию, то будет сформирована возможность для злоупотребления подобной властью, а, соответственно, свободы граждан будут существенно нарушаться. Любая из всех существующих ветвей власти была создана с целью практической реализации обособленных функций государства. Главное предназначение законодательной власти – своевременно определить право, сформулировать его в виде благоприятных законов, которые будут обязательны для исполнения гражданами. Исполнительная власть призвана контролировать исполнения законов. Судебная власть обязана принимать меры против преступных действий и разрешать определенные столкновения частных лиц. Несмотря на то, что органы власти должны действовать автономно, речь не заходит об их абсолютном обособлении, а только об относительной их самостоятельности, а также одновременном тесном воздействии друг с другом, реализуемом в пределах таких полномочий. В соответствии с перечисленным получается, что целостный и единый механизм государственного управления в целях практического осуществления функций, присущих ему, расчленяется на составные элементы – подсистемы и органы, расположенные в некоторой иерархии: разные подсистемы и органы, занимают неоднородное место в механизме государственного управления, пребывая зачастую в сложных взаимоотношениях координации и субординации.

Механизм современного государственного управления отличается степенью многообразия и сложности учреждений и органов, которые, в свою очередь, подразделяются еще и на крупные подсистемы. Самая важная классификация - классификация органов государства по содержанию их властных полномочий