Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России (Роль Президента в системе разделения властей в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Эволюция теории разделения властей в философско-правовой мысли
1.2 Сущность и значение принципа разделения властей
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 Роль Президента в системе разделения властей в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Основой построения демократического государства является принцип разделения властей. Специфика развития Российского государства нашла отражение в содержании и реализации конституционного принципа разделения властей. С момента возникновения государства возникла и проблема, связанная с устройством государственного механизма и власти. Исторический опыт показывает, что свобода развития человека и обеспечение верховенства права возможно только при условии реализации принципа разделения властей. Благодаря указанному принципу обеспечивается единство государственной власти как на уровне Российской Федерации, так и её субъектов, а также и системе местного самоуправления. Однако, те возможности, которые предоставляет принцип разделения властей, используются в нашей стране недостаточно. Об этом, в частности, свидетельствуют и предложения депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ пересмотреть некоторые положения Конституции России, направленные на ограничение правомочий власти президента, усилении контроля со стороны законодательной власти. Положительное влияние оказывает деятельность Конституционного суда РФ. Необходимость развития сбалансированной модели развития всех ветвей власти в условиях федеративного государства, с одной стороны, и продолжающееся развитие конституционно-правового законодательства РФ, с другой, определяют актуальность темы курсовой работы.
Среди ученых, разрабатывающих проблему развития принципа разделения властей в Российской Федерации можно выделить таких ученых, как С.А. Авакъян, М.В. Баглай, С.Г. Павликова, Л.Л. Попов, А.В. Безруков, К.С. Гаджиев и многих других.
Цель курсовой работы заключается исследовании сущности принципа разделения властей и его реализации в Российской Федерации и определения путей возможного совершенствования данного принципа как основы построения и взаимодействия всей системы органов государственной власти России.
Данная цель определила задачи курсовой работы:
- рассмотреть содержание принципа разделения властей;
- раскрыть роль принципа разделения властей;
- исследовать особенности реализации принципа разделения властей в Российской Федерации;
- определить возможные пути совершенствования реализации принципа разделения властей в РФ.
Объект курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации принципа разделения властей.
Предмет исследования – нормы права, регулирующие реализацию принципа разделения властей в Российской Федерации.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых, занимавшихся изучением и разработкой различных аспектов проблем принципа разделения властей и его реализации в Российской Федерации, а также исследующих указанные проблемы в настоящее время.
Методологической основой исследования являются частные и общие методы научного познания: диалектический, анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы.
Научная и практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что она является самостоятельной учебной работой и содержит анализ проблем реализации основополагающего конституционного принципа организации государственной власти в РФ.
Структура работы определяется сформулированной целью и поставленными задачами и образована введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Эволюция теории разделения властей в философско-правовой мысли
Благополучие личности и общества в целом в значительной степени зависит от того, насколько эффективно государство выполняет свои функции. Однако, реализация этих функций порой может приводить к тому, что власть злоупотребляет своими полномочиями. Особенно в тех случаях, когда данные полномочия концентрируются в одних руках. Для того, чтобы предотвратить монополизацию власти был выработан механизм её распределения между специально созданными государственными органами, «ветвями власти», которые уравновешивали и сдерживали друг друга. Данный принцип получил название «теории разделения властей». Возникновение данной теории становится возможным на той стадии развития, когда широкие общественные слои стремятся принимать активное участие в социально-политических процессах страны
Теория разделения властей имеет многовековую историю, что объясняется стремлением общества уже с момента образования самых первых государств к поиску наиболее эффективного и справедливого способа организации государственной власти. Поэтому данная теория волновала труды множества ученых, как античных времен и средневековья, так и современных. Её постулаты по-разному реализуются в странах с различной формой государственного устройства и политическим режимом. Но эволюция данной теории ещё продолжается, так как многие страны делают только первые шаги на пути к построению правового государства, а принцип разделения властей является базовым принципом устройства государственной власти истинно правовых государств. В теории разделения властей до сих пор много спорных моментов. Например, относительно времени возникновения самой теории. Часть исследователей придерживается мнения, что она возникла в античные времена[1]. Их аргументы обоснованы тем, что еще древнегреческий мыслители Аристотель и Платон высказывал взгляды о разделении видов труда по управлению государством.
Другие считают, что теория возникла в средние века. Разделение власти в средневековье, по их мнению, аналогично ограничению абсолютной власти монарха властью церковной[2]. Но самой распространенной является точка зрения о том, что эта теория возникла в XVII веке, а её основоположниками были английский ученый Джон Локк и французский ученый Шарль Луи Монтескье. Именно они выдвинули идею, что законодательная, исполнительная и судебная власть должны реализовываться различными, независимыми друг от друга органами, которые должны взаимно сдерживать друг друга в случае превышения полномочий. Тогда совокупность этих органов будет осуществлять государственную власть наиболее справедливо.
Именно «справедливость» (наряду с «равенством») была одним из политических лозунгов того времени. Поэтому большинство исследователей считают, что теория разделения властей получила своё оформление в Новое время, а её основоположниками считают Дж. Локка (1632 - 1704) и Ш. Монтескье (1689-1755)[3]. Но указанных ученых всё же нельзя считать «отцами-основателями» этой теории, их видение теории было несколько другим. Что касается Дж. Локка, то он первый тщательно разрабатывал и обосновывал её идеи, посвятив ей свою работу «Два трактата о правлении». Разделение властей он видел в распределении функций между государственными органами. Но теория Локка отличалась от её современного вида с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Этот вывод можно сделать по следующим причинам:
1. Дж. Локк не выделял судебную ветвь в отдельную, считая её составным элементом исполнительной власти. При этом третьей ветвью власти ученый считал так называемую федеративную (или союзную) власть. В настоящее время аналогов такой ветви власти не существует. Сам Дж. Локк подразумевал под проявлением федеративной власти исполнение государством его внешних функций, проявляемых им в международных отношениях. При этом и федеративную власть Дж. Локк также объединял с исполнительной властью. Таким образом, английский ученый, хоть и выделял три ветви власти, но это разделение не является аналогичным современному и общепризнанному разделению[4].
2. Дж. Локк считал, что законодательная власть состоит из власти короля, лордов и общин, но реализуется не от их имени, а от имени всего общества, исходя из принципа согласия и общественного договора.
3. Ученый ставил законодательную власть выше остальных, поэтому он называл её «верховной» и «священной». А исполнительная власть, по его убеждению, могла быть смещена по желанию законодательной. Но справедливости ради стоит добавить, что ученый одновременно считал, что законодательная власть не может быть «абсолютно деспотической». Поэтому, хоть Дж. Локк и внес большой вклад в развитие теории разделения властей, его нельзя назвать её основоположником в чистом виде.
Вслед за Локком французский мыслитель Ш. Монтескье также посвятил много сил и времени изучению теории разделения властей. Этому посвящена его работа «О духе законов», написанная им в 1748 г. Но и его представления отличаются от современных положений теории по следующим позициям:
1. Монтескье в оригинале своей работы не использовал понятие «разделение властей», он назвал это явление обособлением, изоляцией властей.
2. Судебную власть ученый выделял не прямо, а опосредованно, и называл её «третьей властью». По его мнению, вся государственная власть должна делиться на законодательную и исполнительную. Последняя, в свою очередь, должна разделяться ещё на две части: одна заниматься вопросами международных отношений (как у Дж. Локка федеральная власть), а другая - вопросами гражданского права. И именно этот отдельный вид исполнительной власти он называл «третьей» властью[5].
3. Монтескье выводит еще одну разновидность власти, которую называет «регулирующей». Речь идет о том, что и законодательная власть также должна разделяться на два вида в зависимости от принадлежности избирателям. Одна часть законодательной власти принадлежит законодательному собранию, избираемому народом, а вторая - собранию знати, которое и осуществляет регулирующую власть. Этот вид власти, по мнению ученого, нужен для того чтобы удержать членов законодательного собрания от произвола власти. В этом разделении законодательной власти прослеживается идея создания двухпалатного парламента, в котором верхняя палата выполняет функцию сдерживающего тормоза в отношении необдуманных решений нижней палаты. Как известно, именно так устроены парламенты многих демократических стран (например, США), а также России.
4. Так как законодательная и исполнительная отрасли власти могут злоупотреблять ею и допускать произвол, приводящий к угрозе свобод граждан, то обе они должны быть наделены правом приостанавливать и отменять друг друга. В концепциях разделения властей ученых присутствуют моменты, сыгравшие ключевую роль в дальнейшем развитии этой теории. В частности, Дж. Локк высказывался о том, что каждый человек уже по своей природе обладает властью. Эта идея лежит в основе одного из конституционных принципов Российской Федерации о народном суверенитете и принадлежности власти в стране её народу, которую он может осуществлять как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Также он считал, что кто бы ни обладал верховной властью в государстве, ему вменяется «управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом». То есть он выступал за особый авторитет закона. Что касается Ш. Монтескье, то он не только разрабатывал теорию разделения властей, но прямо обосновывал необходимость действия механизма взаимных ограничений властных полномочий, то есть положил начало развитию современной системы сдержек и противовесов. Он выступал за равные полномочия всех ветвей власти, за их равновесие. А основную цель разделения властей ученый видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью[6]. Ни Дж. Локка, ни Ш. Монтескье не стоит называть основоположниками теории разделения властей в чистом виде. Тем более, что ещё до них отдельные аспекты теории высказывались и развивались античными мыслителями и учеными средних веков. Но в результате их разработок идей принципа разделения властей была заложена основа теории, воспринятой впоследствии большинством демократических стран.
Очень много идей Ш. Л. Монтескье были подвержены анализу в трудах Ж.-Ж. Руссо - французского мыслителя, который критиковал взгляды Ш. Л. Монтескье. Основной вопрос в работах Ж.-Ж. Рус- со был посвящен государственной власти. В отличие от Ш. Л. Монтескье, который расценивал судебную власть как инструмент сдерживания законодательной и исполнительной власти, Ж-Ж Руссо представлял их взаимоотношения гораздо шире. В его учении суду отводилась роль гаранта неприкосновенности свободы человека. Обобщенно можно сказать, что Ж.-Ж. Руссо подвергал критике взгляды Ш. Л. Монтескье и Д. Локка. Учения таких великих философов как Д. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ж-Ж Руссо вместе составляют классическую концепцию разделения властей. Основатели данной теории выдвигали осуществление судом контроля за исполнительной властью в процессе исполнения ими правозащитной функции в качестве основного направления деятельности судебной власти. Приверженцы теории разделения властей были и среди русских философов конца XIX - начала XX вв. Так, например, русский философ И. А. Ильин писал, что все власти органов государства в сумме образуют саму власть государства, а также что полномочие на власть поровну распределено между всеми его органами без остатка[7]. Если различные государственные органы будут осуществлять законодательную, исполнительную или судебную власть автономно друг от друга, то это не является препятствием к пониманию власти как единого целого. В своем труде «Философия власти» В. В. Ильин указывает, что принцип разделения властей в теории и практике не приводит к тому, чтобы отвергать понимание власти как упорядоченную целостность. Он полагает, что концепция разделения властей Ш. Л. Монтескье это всего лишь идеальная структура, выполняющая функцию методологической модели. Власть изначально является единой, а ее отрасли в правовом государстве или в демократическом обществе не могут влиять друг на друга. Если выдвинуть гипотезу о самостоятельности ее отраслей, которые выполняют разные функции и преследуют разные цели, то в результате наступит полный хаос. Согласно историческим фактам конфронтация одной ветви власти другой являлась причиной беспорядков, раскола общества, войн.
На сегодняшний день теория разделения властей является объектом изучения ученых их разных наук, а постулаты теории корректируются с учетом исторических условий и особенностей политического устройства конкретных государств.