Файл: Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в России (Роль Президента в системе разделения властей в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
1.1. Эволюция теории разделения властей в философско-правовой мысли
1.2 Сущность и значение принципа разделения властей
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 Роль Президента в системе разделения властей в Российской Федерации
1.2 Сущность и значение принципа разделения властей
Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.
Для предупреждения различных кризисных ситуаций в процессе деятельности государства, механизм разделения власти снабжен системой «сдержек и противовесов», которая способствует появлению в нем регулируемой конкуренции. Осуществляется регулирование посредством Основного закона, который удерживает политических лидеров и партии от произвола. Наряду с этим, регулируемая конкуренция оказывает благотворное влияние на политическую систему в целом, не допуская снижение темпов ее развития. По мнению отдельных ученых, «система «сдержек и противовесов» позволяет создать гарантии против того, чтобы государственный аппарат, попадая под контроль какой-то одной фракции правящего класса, будет монополизирован ею. Иными словами, система «сдержек и противовесов» осуществляет дисперсию власти внутри общества, а это, несомненно, стабилизирует государство, ибо, чем шире его социальная опора, тем оно устойчивее»[8].
Содержание концепции разделения властей подразумевает, что системой государства должны быть предусмотрены правовые приемы сдерживания одной отрасли власти двумя другими отраслями, и сама система государства должна иметь противовесы для всех отраслей власти. По утверждению С. С. Алексеева смысл принципа разделения властей заключается в том, чтобы создать раздельную власть, систему сдержек и противовесов, устройство способное обеспечивать согласованную работу, а не в том, чтобы всю власть в государстве разбить на законодательную, исполнительную и судебную и не дать ей возможности стать некоторой силой, не поддающейся контролю[9].
Современная концепция разделения властей исходит из представления государственной власти как единого целого. Следует отметить, что взаимодействие различных ветвей власти должно закономерно привести к тому, чтобы государственная власть специализировалась к важнейшим направлениям государственного строительства. При этом каждая ветвь власти характеризует определенную сферу приложения властных полномочий. Р.Т. Мухаев подчеркивает, что необходимо говорить о самостоятельности всех ветвей государственной власти. Однако практика показывает, что самостоятельность очень часто трактуется и понимается как автономность существования всех ветвей власти[10]. Интересы государства должны быть обеспечены не изолированностью ветвей власти, не их конфронтацией, а их тесным сотрудничеством и безошибочным выполнением своих функций каждой из ветвей власти.
Объективная реальность показывает о востребованности ветвей власти друг в друге, об образовании ими единства, которое называется государственной властью. Элементарное ослабление одного из составляющих власти может разрушить систему, привести к застою власти или же к значительному ухудшению ее дееспособности[11]. Все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная наделены функциональными полномочиями, которые закреплены за ними законом. Суть этих полномочий состоит в том, что в случае воздействия одной ветви власти на другую появляется невозможность выхода за рамки правового поля власти и нарушение равновесия властного взаимодействия. Данные функциональные полномочия называются системой сдержек и противовесов и являются чем-то индивидуальным и самостоятельным по отношению к каждой из ветвей власти, и вместе с тем не могут подменить каждую из ветвей власти. Составной частью системы сдержек и противовесов, способом разрешения конфликтов между органами государственной власти является судебная власть. Судебная власть выступает независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. В случае ее взаимодействия, контроля и функционирования с другими ветвями власти начинает действовать механизм сдержек и противовесов. Основная задача их состоит в том, чтобы обеспечить стабильность и сдержанность. Судебная власть носит подзаконный характер, связанный с тем, что законодательная власть формирует право в виде законов, а другие ветви власти должны реализовывать и исполнять законы[12].
Таким образом, обобщив рассмотренные подходы, мы можем заключить, что принцип разделения властей прежде всего проявляется в распределении государственных органов по видам их деятельности, которые обладают определенной компетенцией, самостоятельны, независимы при осуществлении своих полномочий и могут взаимно сдерживать друг друга. Какая-либо из ветвей власти не может взять на себя осуществление функций другой ветви власти, но и не может действовать обособленно от других ветвей власти.
Единый государственный механизм может быть образован лишь при взаимодействии всех ветвей власти. В настоящее время теория разделения властей выступает в качестве одного из основных принципов организации работы государственного аппарата. Однако, разделение властей не является самоцелью государственного управления. Но вместе с тем, как показывает история, это одна из лучших созданных конструкций.
Теория разделения властей является одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделения властей - это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Конституционный принцип разделения властей как основа организации государственной власти в Российской Федерации
В России путь к разделению власти был очень тяжелый и долгий. Первыми сторонниками стали М.М. Сперанский, А.П. Куницин, П.И. Пестель, но их взгляды немного отличались от теории Монтескье. М.М. Сперанский придерживался правильного разделения царской власти, А.П. Куницин был за разделение власти, но не за независимость и самостоятельность ветвей.
Предпринимались незначительные попытки реформирования государственного устройства в соответствии с теорией разделения властей. Таковыми попытками можно считать некоторую деятельность Екатерины II, совершенную ею под влиянием просветительских работ Вольтера, Монтескье, и другие. В литературе говорится, что деятельность эта выражалась в осуществлении императрицей реформы местного самоуправления, разделившей на губернском уровне исполнительную и судебную власть. До реформы вся власть была сосредоточена в руках губернатора, воеводы[13]. Еще одной попыткой преобразования Российской Империи, стала разработка проекта реформ государственной власти, М. М. Сперанским, который так и не был реализован. В конце XIXв. появилась теория разделения власти на четыре ветви: законодательную, исполнительную, судебную, власть короля, уравновешивающую первые три, автором которой был русский государствовед А.А.Жилин[14].
Обращаясь к периоду истории постсоветской России, стоит отметить, что попытки реализации механизма разделения властей предпринимались и до декабря 1993 года. Переустройство государственной власти началось с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. Однако решения принятые в этот период времени все же не дали должного результата[15]. С принятием Конституции в 1993г. была поставлена точка в данном вопросе. Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную.
Основными принципами разделения власти являются:
– закон – высшая юридическая сила, принимаемая только законодательными органами;
– исполнительная власть занимается в основном исполнением законов;
– между исполнительной и законодательной властью должен быть найден баланс;
– судебные органы независимы и действуют в пределах своей компетенции;
– ни одна из трех властей не должна действовать только в рамках своих полномочий;
– нельзя объединять полномочия разных властей;
– все споры о компетенции решаются в Конституционном суде;
– должны существовать взаимные противовесы.
Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное собрание, состоящее из Совета федерации и Государственной Думы. Состав Совета Федерации избирается представительными органами субъектов РФ и главами администраций субъектов РФ в равных долях. Члены Государственной думы избираются гражданами.
Данная ветвь власти образуется и ответственна перед народом, она призвана осуществлять государственную власть в его интересах. Органы законодательной власти призваны принимать законы, определять нормативно-правовую базу деятельности государственных органов, в той или иной степени влиять на формирование Правительства и судебных органов.
Согласно ст.102 Конституции РФ может принимать решения по следующим вопросам:
−определение границ между субъектами РФ;
−ведение военного или чрезвычайного положения, в соответствии с указом Президента РФ;
−использование за пределами территории РФ Вооруженных сил РФ;
−назначение выбор и отрешение от должности Президента РФ; −назначение и освобождение от должности Генерального Прокурора и его заместителей, Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.
В компетенцию Государственной Думы, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ входит:
−одобрение Председателя Правительства РФ;
−назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной Палаты, Уполномоченного по правам человека;
−вынесение обвинения против Президента РФ;
−объявление амнистии и иные возложенные Конституцией полномочия.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, в состав которого входят Председатель Правительства РФ и его заместители, федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается с согласия Государственной Думы Президентом РФ.
Данная ветвь государственной власти осуществляет деятельность по управлению делами государства и общества, которая осуществляется системой государственных органов, наделяемых исполнительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти. Исполнительная власть может принять решение о роспуске законодательной. Исполнительная власть призвана:
– обеспечить безопасность личности, общества, государства;
– создать условия, способствующие благополучию личности, общества, государства;
– создать условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
– защитить человека от противоправных посягательств.
Исполнительная власть издает постановления, обеспечивающие исполнение законов, указов Президента. Правительство РФ в рамках своих полномочий, установленных в ст. 114 Конституции РФ:
− разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, представляет отчет об исполнении;
− управляет федеральной собственностью;
− гарантирует законность прав и свобод граждан;
− создает необходимые условия для проведения финансовой, кредитной и денежной политики, а также иные возложенные Конституцией полномочия.
Правосудие в РФ может осуществляться только судом. Конституцией РФ устанавливается судебная система, осуществление которой возможно путем конституционного, гражданского, административного и уголовного разбирательства в суде. Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ, несменяемы и неприкосновенны, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, кроме случаев, предусмотренных Конституцией РФ.
Верховный суд и все суды РФ являются представителями судебной власти и подчиняются только Конституции РФ и законам, в этом проявляется их самостоятельность от других ветвей. Судебная власть не подотчетна ни одному из государственных органов. Исполнение судебных решений и постановлений относится к обязанностям исполнительной власти. Противостоять незаконным действиям исполнительной власти судебная власть может, основываясь на судебные обжалования гражданами действий должностных лиц. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.