Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-стабилизация денежных обменных курсов

-консультирование стран дебиторов

-сбор и публикация международной финансовой статистики

Среди целей деятельности МВФ, согласно его уставу, можно обозначить несколько пунктов:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2.Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли. За счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов.

3. Содействовать стабильности валют.

4.Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5.За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности в их платежеспособности.

6.В соответствии с вышеперечисленными целями сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов и уменьшать масштабы этих нарушений.

Для того, чтобы эти цели воплотить, Фонд ведет такую деятельность:

  1. Проводит наблюдение за изменениями в экономической и финансовой ситуации и политике в государствах-членах и на глобальном уровне, а также дает государствам-членам рекомендации по вопросам экономической политики, ведь у Фонда огромный опыт. Например в 2016г. органы финансового регулирования Японии воспользовались рекомендациями МВФ, что позволило достаточно эффективно улучшить состояние экономики и без потерь выйти из предстоящего кризиса.
  2. Предоставляет кредиты государствам -членам, испытывающим проблемы платежного баланса- не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение экономических проблем, что играет немаловажную роль. Приведем пример, во время Азиатского финансового кризиса в 1997--1998 гг. МВФ принял меры, призванные помочь Южной Корее укрепить валютные резервы. Он решил предоставить ей $22млрд для оказания помощи в изменение экономики принятие новых реформ и преодолении экономического спада. За четыре года Южная Корея добилась достаточного подъема в экономике, чтобы возвратить полученные кредиты и одновременно восстановить свои резервы.
  3. Оказывает техническую помощь правительствам и центральным банкам государств-членов и проводит подготовку кадров в сферах своей компетенции. Например, после распада Советского Союза МВФ проявил инициативу в оказании помощи России, странам Балтии и другим государствам бывшего СССР по созданию казначейских систем центральных банков в рамках перехода от централизованного планирования к рыночным экономическим системам. В 2004 г. в программе технической помощи было занято 367 специалистов МВФ.
  4. Выступает форумом международного обсуждения экономических проблем. Являясь единственным международным учреждением, полномочия которого предусматривают ведение активного диалога практически со всеми странами по вопросам экономической политики.

При контроле за странами МВФ обычно рассматривает макроэкономические показатели в целом. К ним относятся общий объем расходов, выпуск продукции, занятость и инфляция, а также платежный баланс. Ну а в центре внимания МВФ находится макроэкономическая политика страны - это политика, связанная с государственным бюджетом, регулированием процентных ставок, денежно-кредитной сферы и обменного курса.

Бывает, что МВФ рассматривает и более мелкие показатели, так как от них напрямую зависит макроэкономические показатели страны. Ведь главная их цель – это достойный уровень жизни населения.

2.2 Условия членства в МВФ и механизмы кредитования

При вступлении в МВФ каждое государство-член так называемую квоту, которая служит для оказания помощи странам, попавшим в трудную ситуацию, где уровень экономики снизился до минимальных порогов, появилась безработица. Размер квоты каждые 5 лет меняется. Также 1 квота равна голосу страны-члена, что позволяет определить главенствующую позицию.

Механизмы кредитования и их характеристика:

1.Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты называется резервной долей. Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается.

2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли.

3.Договоренность о резервных кредитах обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.

4. Механизм расширенного кредитования дополняет резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита должны быть существенные экономические проблемы, нестабильность экономики.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ направлена на кратковременные макроэкономические кризисы. Давайте разберемся, в чем же отличие Всемирного банка от МВФ. Всемирный банк дает кредиты только бедным странам, когда МВФ может давать кредиты любой стране, входящей в ее состав, просто потому, что та испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств.


Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда (которые обозначены в его Уставе) и не выполняет взятых обязательств, он может ограничить ее кредитование, отказать в предоставлении очередного транша, что никак не выгодно данной стране. Отсюда можно сделать вывод, что этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое, а зачастую, и политическое давление на страны, которые вынуждены были взять у Фонда кредит. То есть косвенно МВФ, а также его страны-члены, которые являются лидерами, могут диктовать условия и уровень экономики в странах, которые находятся в кризисе, либо просто имеющее меньшее количество голосов. Это безусловно выгодно лидирующим странам, так как они осуществляют экспорт и импорт товаров и услуг в данные страны на выгодных им условиях.

Далее рассмотрим сотрудничество России с МВФ. Выгодно ли это сотрудничество для нашей страны?

Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2007г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.

В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот, квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР. Существенная разница.

Управляющий в МВФ от России - Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2016 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является распределителем средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

В Банке России открыты два рублевых счета МВФ №1 и №2.

В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений.

Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.

Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.


Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях.

Отсюда можно сделать вывод, что для Российской Федерации выгодно состоять в МВФ, так как она занимает хорошую позицию в фонде.

3. Деятельность МВФ в странах Восточной Европы международный валютный фонд кредитования

3.1 Кредитование экономики стран Восточной Европы

Главным принципом МВФ является помощь странам, испытывающим временные трудности в экономике своей страны. Россия стала членом Фонда с самого начала его существования, и сразу же рассматривала кредиты Фонда как средство спасения режима от хронического финансового кризиса.

В последнее время Фонд создают крупные кредитные пакеты, которые включают денежные средства других международных организаций, правительств развитых стран и коммерческих банков. Это помогает Фонду экономить большие средства и ограничить ресурсы, которыми в большом количестве обладает США. Данная страна все неохотнее идет на очередное увеличение квот, величина которых определяет размеры взносов, а для должников это является проблемой, так как за счет этого они и получают кредиты для решения своих экономических и политических проблем внутри страны. В настоящее время Россия получила кредитов на сумму, почти в 4 раза превышающую ее квоту, что представляет собой особую льготу. Отсюда сразу можно понять, что уровень ее экономики в какой-то степени зависит от главенствующих стран-членов данного Фонда.

Политика, которую рекомендует своим членам МВФ, многим не нравится, она мешает странам проводить социальное расточительство, за что населению потом страдает население. Чиновники, которые пользуются этой ситуацией и живут за счет всевозможных ограничений, льгот, разрешений и запрещений, против которых довольно таки категорично выступает Фонд, тоже часто нравится его деятельность. МВФ настойчиво требует на необходимости до последнего защищать стабильный курс национальной валюты. Это противоречит интересам хозяев экспортных отраслей экономики, которые предпочитают богатеть за счет очередной девальвации. Хотя по сути стоит сокращать издержки. Но понятное дело им это не выгодно. Отсюда видно, что чиновники наживаются, а население беднеет. Стоит ли говорить об улучшении уровня жизни населения в данной ситуации? Думаю тут все итак понятно, каждый думает только о своей выгоде.


Фонд выдал большие кредиты России, отсюда и Запад начинает критиковать его. Противники нынешней кредитной активности в данном направлении, которую развернул Фонд, указывают на то, что его ресурсы недостаточны, чтобы спасти все неэффективные режимы, то есть должно существовать система, где кредиты будут выдаваться особо нуждающимся его членам. Страны хотят быть уверенными, что в случае экономической неблагоприятной ситуации в ее стране Фонд обязательно придет на помощь и у него будет на это достаточно средств, должна быть определенная почва и выработанная финансовая дисциплина. Отсюда можно сделать вывод, что у Фонда назревает финансовый кризис, который готовит его он сам.

Общее единое мнение западных экспертов, не включая МВФ, заключается в том, что его политика в России провалилась. Но часто пишут и о том, что он в немалой степени несет ответственность и за кризис в Азии и что его помощь Бразилии может не столько выручить ее, сколько углубить кризис. Так как денежные средства будут направлены на поддержку экономики определенных стран, в том момент как другие страны будут также нуждаться в данной поддержке, но Фонд не сможет ее осуществить, так как попросту на это не будет хватать денежных средств.

Российский финансовый кризис требует особого обсуждения, в котором роль МВФ все же должна быть подчиненной. Стоит признать, что взаимодействие с МВФ сыграло определенную роль в том, что впервые с начала реформирования российской экономики инфляция была существенно снижена и направлена в контролируемое русло. Была остановлена бесконтрольная эмиссия (выпуск) денег, ну и конечно же падение курса рубля.

Что же предлагает МВФ России для решения его проблем и соответствуют ли они условиям функционирования экономики данной страны.

1. Контроль уровня бюджетного дефицита.

По-прежнему требование регулирования уровня бюджетного дефицита является главным направлением политики Фонда в отношении России. Это требование основано в том, что финансовая стабилизация, которая достигается прежде всего путем снижения уровня бюджетного дефицита, выступает важнейшей предпосылкой экономического роста в реформируемой стране.

Проблема достижения экономического роста или увеличения его темпов стоит перед всеми странами с переходной экономикой. Многие из них уже решили успешно данную проблему и стали развивающими и даже развитыми странами. При это стоит отметить, что измениться дефицит бюджета страны.

Недавние эконометрические исследования, которые были проведенны экспертами МВФ, показали, что существует сильная положительная корреляция между снижением дефицита бюджета и снижением инфляции, а также между снижением инфляции и ростом реального ВВП. Для 26 стран с переходной экономикой, включающих страны бывшего СССР, Восточную Европу и Монголию, статистически подтверждено существование такой корреляции.