Файл: Роль мотивации в поведении организации ООО "Лидер".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Волевые и профессиональные мотивационные проявления имеют немаловажное значение на каждом жизненном этапе человека: будь то он учеником, менеджером или же высококвалифицированным специалистом. Трудовая деятельность менеджера предполагает ежедневные контакты с людьми: каждый менеджер общается с коллегами, покупателями, продавцами и др. Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экстремальных условиях, менеджеру часто требуется высокий уровень мотивированности, целеустремленность, инициативность, настойчивость, упорство и самообладание. Мотивированность и волевые качества необходимо развивать со студенческого возраста, именно воля и мотивация помогает менеджеру, а в дальнейшем специалисту достичь поставленной цели.

Существует не мало работ, посвященных проблеме волевой сферы и профессиональной мотивации (И.А. Зимняя, А.Н. Печников и Г. В. Мухина, Ф. М. Рахматуллина, П. М. Якобсон). Недостаточно на сегодняшний день изучена проблема волевой сферы менеджеров. Проблемой исследования является не разработанность вопросов взаимосвязи волевой и профессиональной мотивационной составляющих в структуре личности менеджеров и дальнейшее создание методов для развития этих характеристик. Это доказывается недостаточностью публикаций по данной проблеме, при этом практически отсутствуют работы, раскрывающие взаимосвязь волевого аспекта с мотивационной в структуре личности менеджера.

Проблема изучения мотивации была активно рассмотрена как зарубежными философами, так и психологами. Еще с древности великие мыслители говорили о человеческой активности и их детерминированности (Демокрит, Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель, Лукреций). А впервые научное определение данному понятию было дано немецким философом А. Шопенгауэром. Х. Хекхаузен считает, что мотивация имеет регулятивный характер, то есть направляет действие для достижения конкретных целей путем выбора между потенциально возможными действиями. В трудах А. Маслоу отмечается, что функцией мотивации является удовлетворение потребностей от нижнего уровня к более высшему, при этом всегда стремясь к комфорту и балансу. Некоторые ученые говорили о мотивации как достижении, результатом которой является совершенное действие. (Г. Мюррей, Д. МакКлелланд).

В отечественной психологии рассмотрение мотивационной сферы человека предполагает разнообразие подходов. Некоторыми авторами мотивация понимается как совокупность осознаваемых и неосознаваемых факторов, мотивов и побуждений, которые подталкивают к определенным действиям, направляют активность человека. Другие склоняются к тому, что мотивация является многомерным изменяемым процессом, основой которого является формирование, направленность способов и средств реализации определенных форм деятельности.


Цель исследования – изучить роли мотивации в поведении организации.

Объект – свойства волевой сферы и профессиональной мотивации менеджеров.

Предмет исследования – взаимосвязь волевой сферы и профессиональной мотивации у менеджеров.

Ряд исследователей утверждают, что успешность деятельности менеджеров напрямую зависит от уровня развития мотивационно-волевых качеств личности, то есть, чем лучше развиты мотивационно-волевые качества личности, тем выше успешность его деятельности, и наоборот, отсутствие успешности в профессиональной деятельности свидетельствует о низком уровне развития мотивационно-волевых качеств личности.

Гипотеза – у менеджеров с высоким уровнем развития силы воли будет преобладать внутренняя мотивация, а у менеджеров с низким уровнем развития силы воли, будет слабая мотивация.

Методы исследования: теоретический анализ литературы и метод тестирования.

Методики исследования:

– методика исследования обобщенной характеристики проявления силы воли;

– методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир

– Психологический опросник, который разработан и описан Н.Н. Обозовым (1997) и предназначен для изучения обобщенной характеристики проявления силы воли.

В исследовании принимали участие 12менеджеров одного из оптово-розничного предприятия.

Задачи исследования:

1. Опираясь на научную литературу, дать обзор изученности проблем особенностей волевой сферы и профессиональной мотивации менеджеров;

2. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы у менеджеров;

3. Провести эмпирическое исследование особенностей волевой сферы;

Методологические основания работы: теория деятельности А.Н. Леонтьева; разработки в области психологии профессиональной деятельности В.С. Мерлина, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова; теория самоактуализации личности А. Маслоу; теория карьерных ориентаций Э. Шейна; исследования особенностей профессиональной деятельности Д.И. Авраменко, Ю.В. Всемирновой, Н.В. Самоукиной, Ю.А. Киселевой, А.А. Чернявского, И.Н. Беляевой и др.

1. Теоретические основы исследования роли мотивации в поведении организации


1.1 Основные теоретические понятия мотивации

Мотивацией называют процесс, инициирующий движение и поддерживающий целеустремленное поведение (о роли мотивации). Именно она:

– заставляет нас взять стакан воды, чтобы утолить жажду;

– подталкивает к прочтению книги, которая даст новые знания;

– побуждает отказаться от вредных привычек, избавиться от лишнего веса, чтобы выглядеть лучше и т.д.

Мотивация затрагивает биологические, эмоциональные, социальные и познавательные силы, которые активизируют поведенческие процессы. В повседневной жизни понятие мотивации применяется для объяснения причин тех или иных человеческих поступков [2, с.49].

Примеры мотивации

Вы могли бы сказать, что рабочий мотивирован на исполнение своих обязанностей потому, что желает получить заработную плату. И по этой же причине человек работает с полной самоотдачей.

Аналогичным образом может быть мотивирован студент, которых хочет сдать экзамены для прохождения курса обучения. С этой целью студент способен не спать ночами, работая с книгами и задачами.

Точно так же спортсмен может просыпать рано утром, чтобы совершить пробежку и поддержать физическую форму, например, для победы на предстоящих соревнованиях или просто, чтобы лучше выглядеть.

Таким образом, понятие мотивации прямо связано с причинами, обуславливающими конкретное целенаправленное поведение человека. Несложно заметить, что в слове «мотивация» присутствует корень «мотив», то есть причина, объясняющая те или иные поступки. Мотивация – единственное объяснение всех человеческих действий [9, с.318].

Теории мотивации

По теме мотивации в научном мире имеется несколько теорий. Наиболее распространенные из них [6, с.271]:

– теория влечений

– теория инстинктов

– гуманистическая теория возбуждения

А) Инстинкты. Теория инстинктов считает, что влечения человека являются врожденными и неизменными. По данной теории человек стремится раскрыть собственную личность, для чего и преследует определенные цели, которые внешне выглядят надуманными, пришедшими извне.

Б) Влечения. Теория влечений говорит, что поведением человека управляют потребности, а мотивация лишь отражает их суть. И многие человеческие действия на самом деле вызваны только биологическими факторами. Суть же теории заключается в представлении мотивации в виде набора необходимых установок, которые стремится реализовать человек на протяжении собственной жизни.


В) Возбудители. Еще одна группа специалистов по психологии уверенна, что мотивация – это стремление человека к возбуждению. Подразумевается, что личность стремится к новым эмоциям и переживаниям, тоскует по острым ощущениям и деятельности, а потому совершает различные поступки, придумывает цели, ставит задачи, достигает результатов, как бы повышая уровень собственного эмоционального возбуждения.

Каждый человек, который хоть единожды задавался целями, прекрасно понимает, что для достижения успеха одного желания мало. В разных ситуация для получения результата может понадобиться:

– самоконтроль и работа над собою

– выносливость и сила воли

– специальные знания и опыт

– помощь других людей и терпение

– концентрация и внимательность

– пересмотр жизненных установок и целей

– смена распорядка дня и режима

– целеустремленность и пунктуальность

– работа над ошибками и прочее.

Достижение цели (особенно труднодоступной) — это тяжелая работа, подразумевающая активацию всех человеческих ресурсов, а в основе этого всякий раз лежит мотивация [10, с.194].

Тот же механизм, по сути, может как начать движение, так и прекратить его. В процессе жизни мотивация человека может полностью сменить ориентацию, к примеру, после каких-нибудь важных и неординарных событий, после переосмысления целей. Как бы то ни было, но движение всегда подразумевает затрат сил и энергии, какую-то протяженность во времени.

Считается, что чем выше мотивация человека, тем больше сил и времени он готов отдать движению к результату, т.е. конкретным действиям и поступкам.

Так, к примеру, мотивированный рабочий может работать без выходных и с переработками, тогда как лишенный мотива, наоборот, больше времени проходит в отпусках. И это вовсе не значит, что второй человек лишен мотивации вообще. Просто его установки направлены в другое русло. Человек интересуется другими целями, стремится к другим результатам, а работу выполняет только механически, на автомате, без особого рвения.

Считается, что мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю часть. Внутренняя мотивация рождается в мыслях человека, а внешняя – навязывается извне [14, с.152].

Например, начальник мотивирует рабочего на совершение конкретной операции, которую тот выполняет. Однако человек выполняет поручение начальника лишь потому, что желает испытать собственные силы и возможности, что и является примером одновременного воздействия двух мотивирующих факторов (внешнего и внутреннего).


1.2 Мотивация персонала как условие роста производительности труда

В современных условиях проблема мотивации персонала, как основного условия роста производительности труда, является крайне важной, так как правильно построенная система мотивации напрямую влияет не только на повышение творческой и социальной активности отдельных кадров и всего коллектива, но и на конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.

Для достижения наиболее эффективного результата, руководителю необходимо очень детально и грамотно осуществлять мотивацию персонала, вовлекая как внешние факторы, влияющие на деятельность сотрудника, так и внутренние, личностные. Таким образом, мотивацию принято рассматривать двояко [18, с.116]:

1) внешняя мотивация – побуждение или принуждение к деятельности внешними для сотрудника обстоятельствами и стимулами. Она направлена на пробуждение в сотруднике желания трудиться качественнее, на то, как «замотивировать» его;

2) внутренняя мотивация – побуждения и стимулы, которые сотрудник носит в себе независимо от внешнего окружения. Она тесно связана с социальным окружением и психологией человека. Внутренняя мотивация, как правило, представляет собой самозарождающиеся факторы, которые влияют на деятельность, поддерживая определенные начинания и побуждая двигаться в определенном направлении.

Современные теории мотивации условно можно объединить в две группы: содержательные и процессуальные. Первые опираются на внутренние побуждения, или так называемые потребности индивидов, которые побуждают действовать определенным образом. Процессуальные же теории мотивации опираются на то, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Необходимо отметить, что данные теории не являются взаимоисключающими и зачастую дополняют друг друга, впрочем, они имеют ряд отличий. Данные теории находят эффективное применение при решении задач, которые возникают на практическом уровне, а также при побуждении людей к продуктивному труду.

Для достижения наибольшей эффективности от мотивации труда сотрудников необходимо [24, с.263]:

1) исследовать модель основного процесса мотивации: потребность - потребитель - действие и влияние опыта и ожиданий;