Файл: Системный подход при анализе потенциала организации ( ООО «СЕЛФ» ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В.А. Елисеев сущность управления рассматривает как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления и информация. На рисунке 1.2 показаны взаимосвязи этих понятий.

Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Рисунок 1.2 - Взаимосвязи информации, организации и процесса управления как элементов сущности управления [2, c.125]

Коммерческое предприятие является сложной системой, в рамках которой реализуется законченное множество динамических процессов. В теории и практике организационного управления для обозначения основного класса этих процессов принято использовать обобщенное понятие «бизнес-процесс». Бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Само по себе предприятие также может рассматриваться как процесс самого высокого уровня обобщения. Реализация бизнес-процесса всегда приводит к изменению потребительной и/или добавленной стоимости.

Предприятие как открытая система строит свое функционирование в существенной (хотя и не однозначной) связи с внешней средой. Отсюда одной из центральных задач управления предприятием является задача позиционирования во внешней среде, в частности отыскание оптимального положения в сети ресурсных потоков. Это связано с тем, что часть параметров бизнес-процессов (например, такие экзогенные величины как объем реализации продукции, ставки налогов, тарифы на энергоносители, рыночные цены, курсы валют и др.) формируется во внешней среде предприятия, что может быть интерпретировано как проявление возмущающих или ограничивающих факторов. В тоже время, если все бизнес-процессы формализованы и построена корректная параметрическая модель управления предприятием, то природа этих факторов не имеет значения (учитывается только их динамика). Также напомним, что разделение параметров на «внешние» и «внутренние» весьма условно и определяется целями моделирования.

Именно наличие среди параметров бизнес-процессов динамически изменяющихся экзогенных величин делает процесс функционирования предприятия значительно менее управляемым и предсказуемым. Последнее, в частности, выражается в снижении вероятности достижения поставленных целей. Отсюда задача позиционирования предприятия во внешней среде (в частности, на рынке) является первичной по отношению к задаче внутренней организации бизнес-процессов. Большинство из них строится на основе результатов качественного анализа или методом экспертных оценок, что порождает значительное количество проблем, связанных с многочисленными разночтениями при формировании конкретных моделей. В частности, для указанных инструментов не разработаны четкие критерии классификации факторов внешней и внутренней среды, не составлены обоснованные перечни исследуемых параметров и т.д. [23, c.52]. В связи с этим практическая значимость данных инструментов для целей управления предприятием весьма ограничена.


Задача позиционирования во внешней среде сводится к непрерывному поиску оптимального (по заданному критерию) положения предприятия в общеэкономической системе потоков материально-технических, финансовых, информационных и трудовых ресурсов. Такая формулировка является значительно более строгой в сравнении с имеющими подходами. Тем не менее, математически подобная задача решается с большим трудом, а точнее сводится к классической задаче оптимального управления абстрактным объектом.

Сложность управления предприятием состоит в том, что не только предприятие «движется» к целевому состоянию, но и само пространство, в котором происходит движение, изменяется (т.е. имеет место динамическая система координат). Отсюда необходимость непрерывного мониторинга внешней среды, позволяющего своевременно реагировать на изменение множества экзогенных параметров.

Регулирование параметров бизнес-процессов на предприятии осуществляется системой организационного управления (СОУ), т.е. человеко-машинным комплексом, системообразующим фактором которого является управленческое решение. Отметим, что аппарат управления (менеджмент предприятия, дирекция) является только компонентом системы организационного управления. Другой - автоматизированной - составной частью системы организационного управления выступает система поддержки принятия управленческих решений (СППУР), формирующая проекты управленческих решений. Проект управленческого решения - это оформленный в соответствии с принятыми на предприятии стандартами результат логического вывода лица, принимающего решения (ЛПР) [7, c.112].

В работе не уделяется внимания организационной структуре управления предприятием, потому как речь скорее должна идти о способах корректного распределения работ внутри бизнес-процессов. Это обусловлено тем, что организационная структура (иерархическая, функциональная, матричная и др.) фактически является лишь субъективным способом кластеризации отдельных фрагментов бизнес-процессов по функциональным подразделениям (отделам, службам и т.д.), осуществляемым лицом, принимающим решения. В случае пренебрежения издержками на содержание персонала организационная структура практически не оказывает влияния на эффективность деятельности предприятия. Важное значение имеет только корректное распределение функций (работ), ресурсов и исполнителей в рамках реализуемых бизнес-процессов, учитывающее социально-психологические особенности сотрудников. Причем исполнители не обязательно должны быть одинаково локализованы (например, в случае виртуальных предприятий).


Подводя итоги, можно отметить следующее. Системный подход способствует, как уже говорилось, главным образом выработке правильного метода мышления о процессе управления.

Разнообразие системных методов анализа организационных проблем делает актуальной задачу разработки методологии анализа путей развития собственно системного подхода в менеджменте и выделения типов и классов организационных проблем, для которых наиболее эффективно применимы те или иные конкретные системные подходы.

Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:

- менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;

- руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим,

- менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным - общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;

- системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль [12, c.88].

Таким образом, под системой управления организацией понимают совокупность органов управления. Это неверный, упрощенный подход, приводящий к серьезным проблемам на практике. Организацией должны управлять не отдельные органы управления, а взаимодействующая, взаимосвязанная их совокупность, то есть система. Рациональная, продуманная связь между органами управления - важнейшее требование современного менеджмента. Его невыполнение в конечном итоге ведет к противоречиям между органами управления, их борьбе друг с другом, нервозной атмосфере в коллективе, снижению эффективности в целом.

Такие противоречия часто возникают на отечественных предприятиях. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности оценки эффективности использования системного подхода в управлении предприятием.

Рассмотрев теоретические аспекты исследования системного подхода к управлению предприятием и эффективности его оценки проведем анализ системы управления предприятия ООО «СЕЛФ».


2. анализ организации как системы на примере ооо «СЕЛФ»

2.1. Краткая характеристика ООО «СЕЛФ»

В качестве объекта для анализа выбрана строительная организация ООО «СЕЛФ».

Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.

ООО «СЕЛФ» действует на основании Устава.

Сфера деятельности – строительство.

За 20 летний опыт работы, ООО «СЕЛФ», было создана мощнейшая инфраструктура предприятия, оснащенная собственная материально-техническая база, парк механизации (более 90 единиц спецтехники), обеспечивают производство необходимым специальным оборудованием, строительной техникой, транспортными средствами и позволяют осуществить комплекс строительно-монтажных работ.

Деятельность ООО «СЕЛФ» подтверждена  государственными лицензиями на осуществление всего комплекса работ, связанных со строительством объектов.

Сегодня компания оказывает полный комплекс инвестиционно-строительных услуг, начиная от разработки концепции и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию.

Цели ООО «СЕЛФ»:

– достижение конкурентного преимущества благодаря выполнению полного цикла работ по проектированию, производственной деятельности, строительству, реализации и обслуживания качественной и современной недвижимости, соответствующей требованиям клиентов;

– достижение высокой конкурентоспособности недвижимости ООО «СЕЛФ»;

– повышение инвестиционной привлекательности компании;

– выведение на рынок недвижимости передовых технологий и современных строительных  материалов, постоянное совершенствование качества строительных работ;

– использование знаний и опыта ведущих отечественных и зарубежных строительных компаний.

Направления деятельности ООО «СЕЛФ»:

– проектные работы;

– строительство жилой и коммерческой недвижимости;

– выполнение различных видов строительно-монтажных работ любой сложности;

– реализация недвижимости;

– сервисное обслуживание введенной в эксплуатацию недвижимости.

Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели ООО «СЕЛФ» с 2015 по 2017 год

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Темп роста, %

2016/ 2015

2017/ 2016

Выручка, тыс.руб.

3105469

3130842

3186274

100,82

101,77

Себестоимость, тыс.руб.

2873077

3028968

2826009

105,43

93,30

Валовая прибыль, тыс.руб.

232392

101874

360265

43,84

353,64

Прибыль от продаж, тыс.руб.

232392

101874

360265

43,84

353,64

Чистая прибыль (+)/ убыток (-), тыс.руб.

142985

140754

238361

98,44

169,35

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

256481

285764

252831

111,42

88,48

Затраты на 1 руб. продаж

0,93

0,97

0,89

104,57

91,68

Рентабельность продаж, %

7,48

3,25

11,31

43,48

347,49

Рентабельность основных средств, %

55,75

49,26

94,28

88,35

191,40

Фондоотдача, руб./руб.

12,11

10,96

12,60

90,49

115,03


Из данных таблицы 2.1 следует, что выручка компании ООО «СЕЛФ» увеличивается ежегодно, однако ее рост незначительный. Так, в 2016 году размер выручки увеличился на 0,82 %, а 2017 году на 1,77 %. В то время как себестоимость растет в 2016 году на 5,43 % и снижается в 2017 году на 6,7 %. Темп роста себестоимости превышает темп роста выручки в 2016 году, что приводит к снижению валовой прибыли более чем в два раза. Однако в 2017 году руководством были приняты меры по оптимизации затраты и несмотря на рост объемов продаж, себестоимость сократилась, что привело к росту валовой прибыль более чем в 3,5 раза, что является положительной тенденцией.

Чистая прибыль снижается на 1,56 % в 2016 году и увеличивается на 69,35 %в 2017 году.

Среднегодовая стоимость основных средств в 2016 году выросла на 11,42 % в связи с обновлением строительной техники и парка машин, в то время как в 2017 году улучшений не наблюдалось и основной капитал сократился на 11,52 % в результате выбытия изношенного оборудования.

Затраты на 1 рубль продаж за три года сократились с 0,93 копейки на рубль продаж в 2015 году до 89 копеек в 2017 году, что привело к росту показателей прибыли ООО «СЕЛФ».

Пропорционально изменению показателей прибыли меняются и показатели рентабельности ООО «СЕЛФ». Так, наблюдается их снижение в 2016 году и рост в 2017 году.

Показатель рентабельности продаж ООО «СЕЛФ» за исследуемый период вырос с 7,48 % в 2015 году до 11,31 % в 2017 году. В то время как рентабельность основных средств увеличилась с 55,75 % в 2015 году до 94,28 %, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности компании на строительном рынке города.

Показатель фондоотдаче свидетельствует о том, что 1 рубль, вложенный в основные средства ООО «СЕЛФ» в 2015 году принес 12,11 рублей выручки, в 2016 году 10,96 рублей, в 2017 году 12,6 рублей. Эффективность использования основных средств улучшается.

Основные виды деятельности компании – строительство недвижимости, реставрация объектов культурного наследия (памятники истории культуры), строительство объектов инженерной инфраструктуры.

В таблице 2.2 представлена динамика продаж строительных объектов ООО «СЕЛФ» за период 2015-2017 годы.

Таблица 2.2 – Структура и динамика продаж строительных объектов ООО «СЕЛФ» с 2015 по 2017 год

Показатели движения

2015 г.

2016 г.

2017 г.

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс.руб.

уд. вес, %

Строительство недвижимости,

2385000

76,8

2485889

79,4

2552205

80,1

Реставрация объектов культурного наследия (памятники истории культуры)

130430

4,2

175327

5,6

159314

5

Строительство объектов инженерной инфраструктуры

254648

8,2

225421

7,2

140196

4,4

Прочее

335391

10,8

244206

7,8

334559

10,5

Итого

3105469

100

3130842

100

3186274

100