Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что экстремальные виды деятельности остаются широко распространенными и потенциально опасными для психического здоровья людей.

В отечественной литературе хорошо разработано теоретическое обоснование опасных (экстремальных) факторов труда. Предлагается основой изучения психологических особенностей профессии считать психологический анализ содержания, средств, условий и организации дея­тельности, построение профессиограмм и психограмм, исследование взаи­мосвязи характеристик человека и деятельности. Для изучения условийтруда используются факторы производственной среды, которые отражают гигиенические условия и трудового процесса, которые показывают специфи­ческие особенности характера труда, определяющие требования трудового процес­са к человеку. Выделяются виды деятельности, где интенсивность факторов одной группы значительно выше, чем второй. Сре­ди неблагоприятных факторов трудового процесса самым опасным считается эмоциональное напряже­ние, являющееся следствием преодоления фрустрирующих ситуаций, возникающих в ходе приня­тия ответственных решений в условиях недостатка времени и информации, а также возможных при ощущении личного риска, когда ошибочные действия могут привести к непо­правимым последствиям для жизни и здоровья работающих или других лиц.

Работа в сложных условиях является трудно выполнимой для че­ловека, требует готовности к предельному напряжению его био­логических, психофизиологических и психических функций.

Целью настоящего исследования является изучение теоретических и практических особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие и классификацию функционального состояния человека.

2. Раскрыть понятие экстремальных видов деятельности.

3. Привести методику исследования изменения функционального состояния сотрудников ФПС МЧС России в экстремальных условиях деятельности.

4. Описать ход и результаты исследования изменения функционального состояния сотрудников ФПС МЧС России в экстремальных условиях деятельности.

Предметом настоящей работы является изменение функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности, а объектом - психическая сфера человека.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Понятие и классификация функционального состояния человека

В отечественной литературе по дается такое определение функционального состояния - это интеграль­ный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности[1]. Понятие функционального состояния было введено для описания эффективности деятельности человека[2]. Изменения функционального состояния определяются изменениями в динамике эффективности трудовой деятельности. Сначала для определения эффективности использовались такие показатели, как производительность, качество и темп, коли­чество ошибок. Но проведенные исследования показали, что изменение функционального состояния (например, при утомлении) не ведут к изменениям этих показателей результативности труда (так как первоначально утомление компенсируется), привели к необходимости расширения перечня показателей эффективности за счет уровня ответа функциональных систем. При этом появилась проблема оценки показателя степени адекватности ответа функциональных систем. Например, у оператора высокотехнологичной системы наблюдается возникновение сонливости. Является ли оно адекватным в связи с монотонным характером деятельности? Также необходимо увязать значение степени адекватности с ответом функциональных систем на содержание деятельности. То есть, в приведенном примере сонливость должна оцениваться в степени, влияющей на отклонение деятельности от нормального.

Используем классификацию функциональных состояний на основе динамики работоспособности. Различным этапам изменения работоспособности в ходе осуществления деятельности соот­ветствовали следующие функциональные состояния[3]: (1) мобилизация, (2) первичная ре­акция, (3) гиперкомпенсация, (4) компенсация, (5) субкомпенсация, (6) декомпенсация, (7) срыв. Согласно этой классификации, оптимальное состоя­ние человека соответствует функциональному классу «Норма». При возникновении аллостатической нагрузки диагностируются либо состояния психического напряжения, либо психическое утомление. Тогда необходима профилактика хронических форм психического напряже­ния и утомления. При диагностике выраженного функционального класса ФК6 необходимы дополнительные медицинские данные, свидетельствующие о низкой вероятности развития заболеваний. Также могут наблюдаться различные формы эмоционального возбуждения, вызванные возникновением дискомфортных ситуаций у наблюдаемого субъекта.


Если работа сопровождается определенной интенсивностью, то с течением времени уровень физиологических реакций снижается, функциональное со­стояние ухудшается, эффективность труда понижается; растет частота сердечных сокращений, что является вегетативным нарушением. Обычно процесс развития утомления представляют следующим об­разом. Длящаяся деятельность с определенной интенсивностью сопровождается психическим напряжением, приводящего к уменьшению функциональных ресурсов и появлению психического утомления. Этот процесс может занимать длительное время в ходе неполного восстановления ор­ганизма человека в периоды отдыха и накопления усталости. Еще одним механизмом развития утомления является влияние монотонии. При монотонии деятельность является однообраз­ной, с низким уровнем психической нагрузки (например, контроль показате­лей приборов при управлении самолетом в режиме «автопилот» или атомной станцией), наблюдаются два варианта стратегии действий оператора. В первом случае он с помощью волевых усилий попытаться сохранить необходимый уровень деятельности. Это приводит к значительному психическому напряжению и так же, как дли­тельная психическая нагрузка, способно приводить к развитию функциональных состояний психического утомления. Во втором случае наблюдается снижение уровня активности, бдительности, внима­ния; возникает состояние скуки, сонливости, дремоты. Если исходить из анализа показателей функционального состояния, то у наблюдаемого субъекта деятельности определяется состояние класса «Норма», выраженное глубиной процессов расслабления. Однако, при возникновении внештатной ситуации наблюдаемый может оказаться не готов выполнить необходимые действия. Чтобы снизить вероятность возникновения таких сценариев, необходим оперативный контроль показателей функционального состояния человека в ходе выполнения деятельности.

Важной наблюдаемой характеристикой является фаза срыва, в ходе которой наблюдаются значительное расстройство регулирующих механизмов[4]. Так же важен контроль функциональ­ных состояний при низких психических нагрузках, когда более явно высту­пают функциональные состояния психического утомления, способные привести к уменьшению уровня когнитивных функций в процессе деятельности.

Представленная классификация функциональных состояний в качестве основы использует данные о динамике работоспособности в процессе трудовой деятельности. Но для различных стадий деятельности наблюдается большой разброс функциональных состояний, такая классификация из-за размытости понятия «работоспо­собности» не определяет важных для специали­стов показателей, которые могли бы способствовать проведению дифференциальной диа­гностики функциональных состояний.


Неясность определения «психическое напряжение» затрудняет создание классификации функциональных состояний.

1.2. Понятие экстремальных видов деятельности

В настоящее время понятие «экстремальный» и многие близкие по смыслу слова часто встречаются в научной и публицистической литературе. При этом большинство авторов под этим термином понимают деятельность, проходящую в условиях, существенно отличающихся от нормальных. Анализ текстов современной психологической науки показывает, что не существует единой методологии, применительно к экстремальным условиям деятельности, хотя многие авторы и пытались создать её[5], и некоторые из них разработали некоторые основания для такой классификации.

Для осуществления анализа экстремальных условий деятельности в работе специалистов важно отличать понятия «условие» и «фактор». Под условиями следует понимать множество явлений внешней и внутренней среды, определяющих развитие наблюдаемого психического явления; при этом степень их влияния связана с деятельностью человека или груп­пы людей. Фактор - это конкретная причина, движущая сила, определяющая какие-либо психические изменения, явления[6]. Различие в понимании рассматриваемых понятий заключается в том, что зависимость между действием фактора и его психическим последствием является прямой; а связь между усло­вием и психическим явлением, с которым оно связано, вероятное. Надо отметить, что наряду с определением «экстремальные» часто встречаются такие, как «особые», «трудные», «сложные», «крити­ческие», «аварийные», «чрезвычайные», «сверхэк­стремальные», «гиперстрессовые» и другие. Выбор понятия определяется тем, какой критерий используется конкретным автором. Например, часто объективные ненормальные условия описывают термином «сложные условия», когда хотят отразить отношение субъ­екта к ситуации используют термин «трудные условия», при описа­нии доминирующего составляющего наблюдаемого состояния - «стрессовая ситуация». Термин «экстремальные условия деятельности» объединяет все предыдущие определения для общей характеристики изучаемых явлений, поэто­му наиболее удобен и распространен, хотя все же разные авторы вносят в это понятие различные смысловые оттенки.


Представители направления «экстремальная психология» определяют экстремальные условия деятельности как «измененные, непривычные условия суще­ствования»[7],[8]. В.Д. Небылицын определяет экстремальные условия деятельности как предельные, крайние значения параметров среды (физической или социальной), которые в средних своих значениях служат опти­мальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта[9]. А.Г. Кузнецов разделяет экстремальные и не эк­стремальные условия[10].

Важное значение для изучения экстремальных условий деятельности имеет деление экстремальности по степеням выраженности: 1) трудные; 2) параэкстремальные; 3) экстремальные. К этой классификации В.Л. Марищук[11] прибавляет четвертую - паратерминальные условия. Основой в данных классификациях являются объективные условия среды и их ус­ложнение в течение времени (увеличение экстремальности). Авторы под трудными условиями понимают достаточно сложную для субъекта деятель­ность при увеличенной значимости результата. Экстремальные условия определяются жесткими требованиями, риском, повышенной ценой ошибки, а экстремаль­ные характеризуются также угрозой дальнейшей биологической или социальной жизни субъекта.

В современной литературе для описания экстремальных условий деятельности и сопутствую­щих им состояний человека также весьма часто используется понятие «стресс»[12]. В психологию оба этих понятия были введены практиче­ски одновременно и были связаны с проблемами нарушения адаптации к военной службе и психическими расстройствами, явившимися её следствием.

Понятие «стресс» было введено в научный обиход Г. Селье и его школой для изучения стрес­са как сугубо медицинской проблемы, но в дальнейшем стало употребляться для обозначения многих явлений, изучаемых различными науками (в медицине, психологии, педагогике, физиологии, социологии и др.) как синоним адаптаци­онного синдрома, как не­специфического ответа организма на воздействие различных повреждающих факторов. Перенесе­ние картины стресса из физиологии в психоло­гию привело к спутыванию психологическо­го и физиологического подходов в его изучении[13], что потребовало отделить физиологический вид стресса от психологического, так как они отличаются друг от друга. Физиологически стресс проявляется в нарушении гомеостаза влиянием неблагоприятного стиму­ла на организм. Для психологического стресса, надо учитывать психо­логические факторы. Например, человек испытывает больший стресс, прыгая с парашютной вышки, чем с самолета[14]. С точки зрения психологии, это объясняется рефлекторным «страхом высоты», падая с которой тяже­ло (но не насмерть) разбивались предки человека, который передавался в памяти людей в предыдущих поколениях.