Файл: Соотношение права и закона (Позитивная теория о соотношении права и закона).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие закон исследуется на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда термин «закон» употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном смысле закон выступает как синоним всех источников права, в формальном - это акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом. Смешение этих понятий может приводить к негативным последствиям, такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону» [1, с. 228].

В данном случае понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность. Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.

Изучая Конституцию Российской Федерации можно сделать вывод о несоответствии, в данном случае подчеркивается значение Конституции. Пункт 1 статьи 120 Конституции гласит: «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону» [1, с. 236]. Можно сказать, что понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт, принятый федеральным законодательным органом. Смешение двух значений понятия «закон» привело к серьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в Конституции Российской Федерации.

По мнению Керимова Д.А. разрушение законодательной системы Российской Федерации происходит, помимо прочего, в результате нарушения общепринятых конституционных основ, когда исполнительные органы государственной власти выходят за пределы своей компетенции и вторгаются в сферу прерогатив законодательной власти, создают правовые акты, несоответствующие или противоречащие закону. Такая практика должна быть решительно пресечена. Инициативный законопроект предусматривает, что указы и распоряжения Президента РФ издаются в пределах его полномочий, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 83–90) и федеральными законами, и не должны противоречить Конституции и федеральным законам [21, с. 134].

Постановления Правительства РФ принимаются в пределах его компетенции на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. Нормативные акты федеральных министерств и других центральных федеральных органов исполнительной власти могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, положениями о соответствующих органах, а также другими нормативными актами Правительства РФ (ст. 12–14). Отношения между Российской Федерацией и ее субъектами регулируются ст. 71–73 Конституции РФ [1, с. 268], и если между их нормативно-правовыми актами возникают коллизии, то предлагается на основе сравнения юридической силы разрешать их следующим образом: закону РФ отдается приоритет перед нормативно-правовыми актами субъектов РФ; закону субъекта Федерации отдается приоритет перед нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти РФ; указу Президента РФ или постановлению Правительства РФ отдается приоритет перед актами органов исполнительной власти субъектов РФ; постановлению правительства субъекта РФ отдается приоритет перед актами федеральных министерств и других центральных федеральных органов исполнительной власти.


Закону посвящены, и посвящаются труды многих научных деятелей, известны классические и метафорические определения закона, как в узком, так и широком смысле [7, с. 334]. В законе интегрируется сущность определенной законодательной системы, конкретное, структурно организованное содержание требований (или дозволений).

Закон как любой нормативно правовой акт обладает рядом признаков [35, с. 41]:

Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в России) представляющим в формально-юридическом смысле весь народ или же непосредственно самим народом, с помощью референдума. Данный признак закона является широко признанным исследователями многих стран и довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции) [17, с. 48].

Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не признается и не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Из этого следует, что утверждение о том, что закон принимается только высшими органами государственной власти или с помощью референдума и является его специфическим признаком, хотя и является широко признанным, но, отнюдь не является бесспорным и общепризнанным [23, с. 17-18].

Во-вторых, следует отметить, что закон как нормативно-правовой акт, обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, также имеет верховенство и является главенствующей формой права. Данные особенности закона можно подтвердить государственно-правовой теорией и практикой многих стран, что в свою очередь не подлежит сомнению [23, с. 17-18].

В-третьих, закон это источник права, который исходит от высшего органа государственной власти, представляющий волю и интересы всего общества или народа, который должен также отражать его волю и интересы. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным является рассмотрение закона в качестве выражения «общей воли». Однако нельзя не отметить и критику традиционного представления подхода к закону [31, с. 41].


В-четвертых, отметим, что законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С помощью законов упорядочивается и регулируется наиболее важные аспекты в общественной жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России [23, с. 17-18].

В-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой. Главенствующее и специфическое положение закона в правовой системе требует особо тщательного его «технологического» оформления. Структура закона занимает важное место в законодательной технике и имеет существенное практическое значение. Правильное распределение правового материала в тексте закона делает его структуру четкой, стройной, логически последовательной, помогает быстро ориентироваться в содержании закона, способствует лучшему его усвоению, обеспечивает использование на практике в соответствии с требованиями законности.

Для более полного представления о законе, как о нормативно-правовом акте, рассмотрим и изучим структуру закона, которая состоит из следующих основных элементов (частей) [32, с. 117-118].

1. Наименование органа, принявшего закон.

2. Название закона.

3. Преамбула закона.

4. Нормативно-правовое содержание закона.

5. Последствия несоблюдения закона.

6. Отмена законом других нормативно-правовых предписаний.

7. Опубликование закона и вступление его в силу.

8. Подпись соответствующего должностного лица.

Действие закона - состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов) [26, с. 27-28]. Как всякая объективная реальность, закон действует во времени и пространстве. Связь правовой нормы с пространством и временем выражается, в частности, в том, что само создание правовой нормы есть акт, совершаемый во времени и в пространстве. Каждая форма определяет, в каком месте и в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Таким образом, ее действие имеет одновременно пространственный и временной характер. Даже когда время и место действия нормы не ограниченны, это не значит, что она независима от пространства и времени, ибо явления, к которым применяется норма, происходят всегда в определенном месте и в определенное время [28, с. 123-125].


Действие закона во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, то есть, вступают в законную силу, с определенного момента, который устанавливается соответствующим нормативным актом: по истечении общего заранее предусмотренного срока, если он определятся в тексте закона; немедленно после официального принятия и опубликования текста закона; по истечении специально предусмотренного срока для конкретного закона после его опубликования.

Вступление закона в силу означает, что с этого момента им должны руководствоваться, исполнять его и соблюдать все организации, должностные лица и граждане. Естественно, что до этого момента он не является обязательным. Более того, поскольку до вступления нового закона в силу действует старый закон, новым законом руководствоваться нельзя [15, с. 134].

Резюмируя, вышесказанное, можно сделать вывод, что закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Но нельзя исключать тот факт, что в современном обществе исполнительные органы государственной власти выходят за пределы своей компетенции и вторгаются в сферу прерогатив законодательной власти, создают правовые акты, несоответствующие или противоречащие закону, ввиду этого должны предприниматься жесткие меры по пресечению данных действий.

2. Основные аспекты соотношения права и закона

2.1. Естественно-правовая (XVII-XVIII) теория права

Теория естественного права в современной юридической и философской литературе в настоящий момент востребована как одна из основных концепций права. В разных формах, с различными нюансами и оттенками идея естественного права продолжает жить в XXI в.

Для того, чтобы понять идею естественного права обратимся к источникам его возникновения. Классическое естественное право – это эпоха XVII–XVIII вв., сложившееся в рамках рационалистической философии Нового времени (Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Д. Адамс, Д. Мэдисон, И. Кант и др.) [21, с. 240].


Содержание юридических норм изменчиво, зависит от времени, разнообразно по кругу лиц и месту действия. Вместе с тем наряду с фактом изменчивости и разнообразия в праве в нем замечаются элементы объективной необходимости. До XVIII в. не существовало идеи закономерного исторического развития, поэтому, как отмечает Исмагилов Р.Ф., была альтернатива: или признать право произвольным установлением людей, или видеть в нем непосредственно данное от природы, неизменное, независимое от людей [16, с. 232].

Первая точка зрения поверхностна и противоречит характеру права. Вторая - приводит нас к гипотезе естественного права - вечного, неизменного, необходимо вытекающего из природы человека, независимого от произвола людей.

Теория естественного права уравнивает юридические нормы с законами природы, подчиняет человека непреложным велениям природы; «искусственному, выдуманному она противопоставляет естественное, необходимое». [21, с. 242]. Теоретики естественного права ставят своей задачей априорное построение идеального правового порядка, однако обоснования этой доктрины были различны [28, с. 123-125].

Психологическое обоснование естественного права состоит в поиске авторитета, который смог бы противостоять авторитету положительного права. «Естественность являлась орудием против историчности. Искание нового авторитета как средства воздействия на сложившиеся отношения обусловливается склонностью людей поддаваться более авторитетности, нежели убедительности» [13, с. 96-100]. Этическое обоснование естественного права заключается «в постоянном искании высшего принципа поведения вне окружающей действительности». Человек посредством своей воли объективирует свой субъективный идеал. Историческое обоснование естественного права проявляется в призывах и лозунгах разного рода социальных обновлений.

Рассматривая исторический экскурс в историю права, можно сделать вывод, что в течение многих веков теория естественного права почти безраздельно господствовала в научном объяснении права, однако ее содержание на протяжении истории менялось. В период борьбы против феодально-сословного строя предписания естественного права содержались в разуме человека, нормах, принципах, которые были характерны для правосознания значительной части населения этого времени, но еще не воплотились в законодательстве государств. В связи с этим многие ученые справедливо подчеркивают критически-революционный характер теории естественного права Нового времени, которая противопоставлялась нормам волеустановленного права и была направлена против сословного строя в целом [14, с. 28].