Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Качества неконфликтных людей).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
1.2 Причины возникновения конфликта
Причин возникновения конфликта очень много, ровно как и самих конфликтов.
На предприятиях можно выделить основные причины:
1. Частичное отсутствие либо недостаточное количество(ограниченность) ресурсов. Потребности людей, в отличии от количества ресурсов неограниченны и каждый человек пытается удовлетворить свои потребности любыми доступными и правильным, по его счету, действиями. Любая организация испытывает дефицит ресурсов, даже самая богатая. А люди стремятся получать все больше и больше. Отсюда и конфликт.
2. Взаимозависимость задач. Возможности возникновения конфликтов существуют везде, где люди зависят друг от друга в выполнении общих задач. В организациях тесно взаимосвязан линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.
3. Различия в целях. Возрастание вероятности конфликтов такого рода происходит по мере увеличения организации и выделения специализированных подразделений. Например, вновь созданный на предприятии «Отдел маркетинга» имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.
4.Разные взгляды и разные точки зрения. Сотрудники и их руководители могут представлять себе абсолютно по-разному путь решения одной и той же задачи. Каждый считает свою точку зрения правильной и единственной верной, а своего оппонента принимать за врага.
5. Обещания, которые не выполняются. Обещал вам руководитель отпуск и не дает, и вот уже который месяц "кормит завтраками", и кому это понравится?
6. Недостаточная и некорректная коммуникация. Зачастую на предприятии информация, переданная некорректно заставляет ломать голову. Любой взбесится когда тебе дают задачу, не сформулировав ее. Или же просто из-за того, что информация передана не полностью возникает конфликт, которым трудно управлять.
7. Различие в психологических особенностях людей. Разный темперамент, мотивы, убеждения и устои могут стать основной причиной межличностного конфликта. Порой встречаются люди агрессивно настроенные, конфликтные и противоречивые. Любое слово, сказанное в их сторону воспринимается в штыки. Они всегда, либо "защищаются", либо "нападают".
Психологи утверждают, что такие люди обладают низким уровнем самоуважения и низкой самооценкой, стараясь компенсировать это показной самоуверенностью. Люди, обладающие достаточно хорошей самооценкой, как правило, не вступают в бессмысленные конфликты пытаясь что-то кому-то доказать.
Они уверены в себе и своих словах и им этого достаточно.
Такие люди обладают определенными качествами :
1. Они верны своей позиции и своим словам.
2. Они способны жить и делать все как им нужно, не боясь общественного мнения и неодобрения социума.
3.Они не особо беспокоятся о завтрашнем дне, уверенность-это их стихия.
4. Они верят в свои силы. Верят, что у них все получится, несмотря на обстоятельства и временные трудности.
5. Не делят людей по группам. Принимают людей такими, какие они есть, несмотря ни на что. Ценят индивидуальность и искренность.
6. Умеют принимать похвалу без лишней скромности.
7.Они отстаивают свою позицию, если нужно "показывают коготки", но тем не менее умеют соглашаться с другим мнением и непринужденно общаться.
8. Получают удовольствие от всего, что их окружает. От работы, от быта, от хобби и т.д.
Все причины возникновения конфликтов можно разделить на несколько групп:
1. Объективные.
2. Личностные.
3. Организационно-управленческие.
4. Информационные.
5. Поведенческие.
6.Факторы отношений
7. Ценностные
8. Структурные
1.Объективные причины-обстоятельства социального взаимодействия людей, в ходе которого произошли столкновения интересов, взглядов и мнений. В основном эти причины приводят к созданию предконфликтной ситуации.
Например, в обычной жизни люди постоянно сталкиваются с тем, что их мнение не единственное и не всегда верное, отсюда столкновение взглядов на ту или иную ситуацию.
2. Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Обусловлено это спецификой психологических процессов человека в процессе общения с окружающими.
В основном конфликты происходят по таким причинам как:
- низкий уровень социально-психологической компетенции
- плохо развитая способность к эмпатии
- особенность темперамента, характера.
- оценка поведения других людей.( в принципе недопустимое явление, в следствии которого постоянно происходят конфликты. Оценивая поведение других мы считаем его недопустимым, так как у нас другое мышление и видение мира. все люди разные и у каждого своя правда и своя жизнь)
- нестабильная или недостаточная психическая устойчивость.
- завышенный или заниженный уровень притязаний.
[https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]
Если говорить конкретно о конфликтах на предприятиях, то можно выделить такие факторы как:
- разные цели
- разные ожидания
- плохая координация или ее отсутствие
- распределение ресурсов
- взаимозависимость задач
- разные ценности
- различия в манере поведения и опыте
- отсутствие или неудовлетворительные коммуникации
3. Организационно-управленческие факторы связаны с развитием, функционированием и созданием групп, коллективов или организаций.
Эти группы условно можно разделить на четыре разные группы:
1.Функционально-организационные- неоптимальная связь между организацией и внешней средой, а также между структурными элементами организации. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Налаженные функциональные связи между внешней средой и организацией -залог эффективной работы. Конфликтов не избежать если эта связь будет нарушена.
2. Структурно-организационные. Каждая организация должна решать те или иные задачи и достигать цели, которые организация определяет для себя. несоответствие этой структуре, нарушает и тормозит работу организации, тем самым вызывая конфликты.
3. Ситуативно-управленческие. В процессе решения управленческих задач руководители могут допускать ошибки в управлении, которые в той или иной ситуации создают сложность между участниками конфликта и его исполнителями.
4. Личностно-функциональные - Когда профессиональность и качество работы сотрудников не соответствует заявленным требованиям. В следствии этого могут возникать конфликты между сотрудником и начальством, между другими сотрудниками(которые соответствуют заявленным качествам, и тут как раз конфликт взглядов и интересов).
4. Информационные факторы - это та информация, которая приемлема и необходима одним людям, но вредна и не приемлема другим. Так же конфликты возникают из-за неточности информации или ее неактуальности. Ненадежная информация, искаженные источники и т.п.-все это может вызвать конфликт
Самые популярные информационные факторы, вызывающие конфликт:
- слухи, сплетни
- неполные и \ или неточные факты
- конфиденциальная информация, при разглашении которой может пострадать чья-то репутация, либо просто оскорбить или унизить человека.
- подозрения в умышленном скрытии фактов, тайны
- невольная дезинформация
- вопросы законов и политики, часто спорные и непоколебимые.
5. Поведенческие факторы - все, что связано с поведением человека и проявлением собственного "я". Агрессия, эгоизм, грубость, авантюризм, стремление всегда и во всем быть первым, лидерство и т.п.
Если говорить о конфликтах, то они возникают из-за поведения, которое:
- подрывает самооценку
- постоянно отвлекает и нервирует
- оскорбляет нас или кого-то из наших близких
- угрожает нашей безопасности
- безответственное
- эгоистичное
- вызывает страх, пугает
- непредсказуемое
- эксплуатирует отношения
- нарушает обещание
- является причиной конфликта в прошлом, в следствии чего неуместно в данной ситуации.
6. Факторы отношений связаны с наличием удовлетворения от взаимодействия между двумя или более сторонами или его отсутствием. Это любой дисбаланс в отношениях, например, разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.
Следует обратить внимание на такие аспекты, как:
• основа отношений (добровольные/принудительные);
• сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
• ожидания от взаимоотношений;
• важность взаимоотношений;
• ценность отношений для разных сторон;
• длительность отношений;
• совместимость сторон в плане ценностей, поведения, личных и/или профессиональных целей и личного общения;
• вклад сторон в отношения (надежды и мечты, деньги, время, эмоции, энергия и репутация);
• баланс сил в отношениях;
• различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте, классовые различия;
• история отношений;
• обещание, данное непосредственно или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное;
• уровень доверия и авторитетности;
• негативный осадок от прошлых конфликтов;
• ценности религии, общества, групп, к которым принадлежат стороны, и их давление на отношения сторон.
7. Ценностные факторы -это принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем, которых придерживаемся либо пренебрегаем ими, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; следования которым другие люди ожидают от нас, а мы от них. Ценности вносят в социальную группу порядок, сознательность и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев или общепринятых действий).
Ценности обычно описывают как:
- профессиональные ценности и нужды
- предрассудки, предубеждения
- системы верования
- религиозные, культурные, идеологические
- представления о добре и зле
- терпимость к другим ценностям
- отношения к переменам
- этические аспекты ситуации
- восприятие отхода от ценностей в экстренных ситуациях
- способы и методы оценки эффективности и справедливости
8. Структурные факторы- обстоятельства, которые трудно и почти невозможно изменить. К ним можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: систему управления, право собственности, нормы поведения, социальную принадлежность и пр.
В такие факторы входит:
- земля, деньги, время и прочие конечные ресурсы
- статус роли и права мужчины и женщины
- возраст
- природа законной власти
- структура подотчетности
- законодательство
- системы безопасности
- традиции
- принципы и политика правосудия
- географическое положение
- контракты и договора
- мнения людей с таким же статусом, либо мнение широкой группы лиц
- религия
- различные социальные нормы и стандарты
- понятие собственности
- распределение ресурсов
- фиксированные доходы
- фиксированные дата, время.
[https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]
2. Правила поведения в стрессовой ситуации
2.1 Стрессовая ситуация и стрессоустойчивость
Стресс – это реакция организма на нервно-психическое напряжение, вызванное чрезвычайной (или стрессовой) ситуацией, позволяющая мобилизовать защитные механизмы. В бытовом понимании под стрессом подразумевают сами психологические, умственные, физические нагрузки, приводящие с сильному внутреннему напряжению.
Стрессоустойчивость – это способность организма справляться с этими перегрузками, стрессоустойчивость в себе можно развивать.
Последствия стрессовой ситуации бывают двух видов:
1.эустресс (приятный стресс, например, переживания невесты во время свадебной церемонии или ожидание ребёнком своего Дня рождения)
2. дистресс (негативные последствия неприятных переживаний). Даже приятный стресс способен привести к негативным последствиям, вспомните царицу из сказки Пушкина: «восхищенья не снесла и к обедне умерла». Повышение по службе, примирение после ссоры с супругом, и даже летний отдых, во время которого человек лишается привычной необходимости постоянно что-то делать, может стать стрессовой ситуацией. Но больше всего неприятностей доставляет именно дистресс.