Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Качества неконфликтных людей).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
Список негативных следствий предельной концентрации гормонов стресса огромен: от дегенерации клеток мозга до онкологических заболеваний. Исключить стрессовые ситуации из своей жизни невозможно, но можно научиться эффективно управлять такими ситуациями и правильно строить линию своего поведения.
Копинг-стратегии, как способ борьбы со стрессом В последнее время всё больше распространяется копинг – это специальные поведенческие стратегии, которых следует придерживаться в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы противостоять стрессу. Методам психологической защиты или копинг-стратегиям и их применению обучают на специальных тренингах, в последнее время крупными компаниями практикуется обучение своих сотрудников методам противостояния стрессу.
Что же представляют собой эти стратегии? В чём их минусы и плюсы?
Копинг-стратегии
Первая стратегия. Она заключается в формировании агрессивной установки по отношению к сложным жизненным ситуациям. Стрессовые ситуации следует воспринимать как вторжение вражеской армии в свою жизнь, и эту армию надо победить или уничтожить. Такая стратегия хорошо работает, когда стрессовую ситуацию создаёт человек или группа лиц. Например, в случаях мобинга - офисной травли. В таком случае энергия будет иметь чёткое направление и стратегия сработает наиболее эффективно.
Минусы: человек, поведение которого выстроено по стратегии агрессии рискует сам «перегнуть палку» и из жертвы превратится в тирана. К тому же, когда ситуация не имеет чёткой персонификации противостояние превращается в бой с ветряными мельницами, который изматывает и усиливает стресс.
Вторая стратегия - удаление от проблемы или дистанционирование.
На ситуацию следует смотреть как бы через стекло, как будто просматриваете киноленту. Такой подход очень эффективен, когда имеешь дело с психологическим вампиризмом. Отстраняясь, мы перестаём реагировать на вампира, как на реальный объект, и тем самым лишаем его энергетической подпитки в виде наших реакций и откликов.
Минус: эту стратегию невозможно применять в качестве реакции например на болезни собственные или близких людей, материальные затруднения и т.п.
Третья стратегия – самоконтроль, жесткий и всесторонний. Любые спонтанные проявления характера или необдуманные действия исключены. Навык тотального самоконтроля бывает неоценимым в форс-мажорах ситуациях: от финансового краха компании до природных катаклизмов. Очень эффективно работает во время ссор и эмоциональных спорах, тот у кого ясная голова и взвешенные суждения имеет неоспоримое преимущество. Минусы: с помощью самоконтроля трудно противостоять агрессивному натиску оппонента; постоянное подавление своих эмоций также провоцирует проблемы в психоэмоциональной сфере.
Четвертая стратегия. Социальная стратегия, поиск союзников, обращение за помощью к другим людям. Помните фильм «Одиннадцать друзей Оушена»? Вот пример блестящей реализации социальной стратегии для решения сложной жизненной проблемы (ведь перед героем стояла задача не только ограбить казино, но и вернуть любимую женщину!). Терапия социумом помогает справиться с сильным потрясением или горем, например, развод или смерть близкого человека.
Минус: не может использоваться постоянно, потому что в обыденной жизни имеет вид простого перекладывания своих проблем на чужие плечи..
Пятая стратегия. Стратегия принятия ответственности. При современной инфантильности общества навыки этой стратегии поведения будут полезны практически каждому второму. Этот путь учит принимать зрелые, взвешенные решения, признавать свои ошибки и анализировать их с целью извлечения из них опыта.
Минус только один постоянное чувство ответственности за всех и вся – неимоверный прессинг, выдержать который не каждому под силу. Это прямой путь к развитию неврозов и депрессий.
Шестая стратегия. Плановое решение проблемы. В любой ситуации вырабатывается чёткий план действий, это создаёт ощущение контроля над проблемой.
Минус состоит в том, что довольно часто проблема находится вне пределов возможностей контроля.
Седьмая стратегия — это стратегия позитивного мышления. Всё что не делается, всё к лучшему. Любую неприятность можно осмыслить в позитивном ключе, найти в ней высший смысл и потенциал для новых возможностей.
Минусы в преддверии катастрофы надо не смиряться и искать позитивные тенденции, а хотя бы попытаться её предотвратить. В крайнем случае, всегда можно применить против стрессовой ситуации метод страуса – голову в песок и во всех смыслах отстраниться от проблемы. Но это вариант во всех отношениях крайний, когда сил ни на что иное больше нет.
Таким образом, копинг представляет массу вариантов противостояния стрессовой ситуации, но наиболее эффективно освоить их позволяет психологический тренинг в группе.
Но и без специальной подготовки есть «золотые» правила, соблюдение которых поможет «выжить» в стрессовой ситуации.
1.Представляйте, что вы окружены непроницаемой оболочкой, аурой, которая не пропускает негатива направленного на вас.
2.Попробуйте взглянуть на проблему как бы со стороны.
3. Будьте объективны, не позволяйте эмоциям взять над вами верх.
4. Мы часто склонны с излишней драматизации, что в стрессовой ситуации совершенно лишнее.
5. В случае направленной на вас агрессии попытайтесь «сбить» накал страстей неожиданными приёмами. Например, спросите о чём-то не имеющем к делу отношения.
6. Если стресс не связан с межличностным взаимодействием, а имеет целиком внешние причины, не фиксируйте своё сознание только на травмирующих мыслях.
7. Постарайтесь «переключиться», даже если это даст только временную передышку, это будет серьёзная победа. Стресс накапливается тогда, когда мы концентрируем на нём всё своё внимание.
8. Не впадайте в пессимизм. Вы всегда можете что-то сделать.
9. Постарайтесь наметить пути выхода из тяжелой жизненной ситуации, просчитайте варианты, представьте решение в наиболее ясном виде.
10. Постарайтесь не запускать стрессовые ситуации – это приведёт только к накоплению стресса.
11. Решайте проблемы по мере их поступления, не откладывайте в долгий ящик, но и не переживайте по поводу того, что ещё не случилось.
12. Не следует забывать, о способах снятия стресса, например, занятия спортом и йога, массаж, релаксация, полноценный сон, аутотренинг и прочее.
13. Постарайтесь развить в себе чувство юмора и позитивное мышление – и тогда стрессы и депрессии будут обходить вас стороной.
Вывод: Конфликт-это столкновение интересов. Это неотъемлемая часть нашей жизни и важно лишь отношение к конфликту. Конфликты в организациях и предприятиях неизбежны и мы должны это принять как факт, не бояться их. Это не всегда плохо и не всегда хорошо. В любом конфликте можно найти положительные стороны, так же, как и в его отсутствии. Зная причину, по которой произошел конфликт, можно знать как ее решитть. Это очень важно, уметь видеть не только следствие, но и причину.
Нужно пользоваться современными методами борьбы со стрессом и конфликтными ситуациями. Коучинг стратегии нужно применять в разных ситуациях, и достаточно придерживаться золотых правил, чтобы выжить в стрессовой ситуации и вынести свои выводы.
Глава 2
Чтобы разобраться в этом вопросе полностью необходимо понять как действовать не только на теории, но и уделить особое внимание практической части вопроса.
Каждое предприятие не может существовать без людей. Люди в свою очередь нуждаются в коммуникации, а любая коммуникация может порождать конфликт. Как сделать так, чтобы конфликт не допустить и как вести себя во время этого процесса подробнее разберем на примере конкретного заведения. Не имея своего бизнеса, я достаточное количество времени проработала в сети кофеен.
Итак, для того чтобы провести анализ, условно разобьем тему на подтемы:
1. Сотрудники и их особенности
2. Коммуникация с посетителями
3. Проработка каждой причины возникновения конфликта
1. Сотрудники и их особенности.
Мы знаем, что каждый человек обладает определенным уровнем эмоций и особенным психотипом.
В теоретической части данной работы мы выяснили, что личностные причины возникновения конфликтов подразумевают собой:
- низкий уровень социально-психологической компетенции
- плохо развитая способность к эмпатии
- особенность темперамента, характера.
- оценка поведения других людей.( в принципе недопустимое явление, в следствии которого постоянно происходят конфликты. Оценивая поведение других мы считаем его недопустимым, так как у нас другое мышление и видение мира. все люди разные и у каждого своя правда и своя жизнь)
- нестабильная или недостаточная психическая устойчивость.
- завышенный или заниженный уровень притязаний.
[https://studme.org/41283/menedzhment/prichiny_vozniknoveniya_konfliktov]
Если говорить конкретно о конфликтах на предприятии, то можно выделить такие факторы как:
- разные цели. У сотрудников даже одной и той же должности могут быть разные цели. Одному главное отработать и покинуть рабочее место(как можно раньше), у другого цель-продвижение по карьерной лестнице. Но так как в таком заведении, как общепит, оценивается работа общая, то и из-за разных целей между сотрудниками могут возникать споры и стычки. В данной ситуации выход только один: сразу обозначить свои цели не только коллегам, но и вышестоящему руководству, чтобы они уделили немного больше внимания контролю и оценки конкретно вашей работы.
Пример: В кофейне работаю два бариста- Иван и Олег. Одна и та же должность, но, у Ивана цель отработать и уйти, он не особо нуждается в деньгах, не стремится к продвижению по карьерной лестнице. Тем не менее работает он не плохо, что не дает начальству мыслей о его увольнении. А Олег нацелен решительно. Работает он -идеально, очень старается и стремится к повышению. Но из-за обыденного отношения Ивана к работе Олег ужасно нервничает. Ведь любая проверка оценивает не конкретного сотрудника, а работу заведения в общем. Чтобы избежать конфликта Олег обратился к начальству и высказал свои цели. Начальство не заставило долго ждать и стало отправлять Олега на различные конкурсы и соревнования бариста, чтобы убедиться в том, что он достоин повышения.
- разные ожидания. Стандартная ситуация, менеджер и официант. Менеджер, ставя задачу официанту надеется на отдачу и на конкретных исход. А для официанта все это представляется иначе.
Например: менеджер Анна и официантка Ольга. Анна решила взять в свой коллектив нового сотрудника, ожидая что Ольга будет выполнять все ее поручения идеально. А Ольга в свою очередь ожидала увидеть в своем менеджере поддержку и "подружку". У них абсолютно разные ожидания от работы друг друга, на фоне этого конфликты, которых не избежать.
- плохая координация или ее отсутствие. В основном это конфликт начальник-подчиненный. Решить этот конфликт довольно просто. Во-первых уточнить у своего начальства что конкретно нужно сделать. Если нет информации о том, как это сделать, так же уточнить. А если ваше начальство(например менеджер) не может вам грамотно объяснить, скоординировать, то обратиться за помощью к вышестоящему начальству(директор)
- распределение ресурсов
- взаимозависимость задач. Для достижения одной задачи, необходимо выполнить еще десяток задач, и все зависят друг от друга. Например, чтобы все сотрудники получили премию, нужно выполнить цели кофейни. Чтобы выполнить цели кофейни необходимо выполнить определенный товарооборот(ТО). Чтобы выработать это ТО, нужно качественно приготавливать продукцию, и быстро, качественно обслуживать посетителей. Для этого нужно определенное количество сотрудников, их профессионализм и мотивация к работе.
Если хоть одно звено из этой цепочки упустить, то главную задачу достичь будет невозможно
Получение премии директору и управляещему
Получение премии всем сотрудникам
Выполнение ТО
Качественное и быстрое обслуживание и приготовление продукции
Мотивация сотрудников
Профессионализм
Достаточное количество сотрудников
Например, если ТО не будет выполнено, то цель достигнута не будет.
- разные ценности. Это больше личная тема, и грамотный специалист не будет смешивать ее с работой, а какие ценности у вас вне рабочего пространства ваших коллег и начальства волновать не должно.
- различия в манере поведения и опыте. На фоне разного темперамента возникают частые конфликты между сотрудниками. И если это проблема, которая не решается в принципе никак, кроме компромисса, то конфликты на фоне различия опыта можно решить. Если ваш коллега не опытен, из этого не стоит раздувать конфликт. В ваших руках подсказать ему что-то, чтобы ваш опыт хотя бы примерно стал на одном уровне. И не стоит быть выскочкой и "самым умным". Незаменимых людей и сотрудников нет.
- отсутствие или неудовлетворительные коммуникации. Отсутствие коммуникации между сотрудниками происходит по многим причинам, разный социальный статус, разное мирровозрение, и т.п.. Но конфликты, в основном, возникают в следствии неудовлетворительных коммуникаций. Выход один, налаживать отношения в коллективе, выстраивать коммуникации с коллегами. Благоприятная атмосфера в коллективе- ключ к успеху в работе.