Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Проведение эксперимента и описание результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стресс менеджмент (управление стрессами) — популярная наука о том, как можно управлять собой в моменты стресса, а также, как максимально эффективно преодолевать последствия негативных ситуаций. При проведении тренингов по стрессоустойчивости мы считаем важным информировать участников об этой отрасли психологии и ее вкладе в разработку проблемы стрессоустойчивости.

Характерная особенность изучения стресс-менеджмента в рамках психологии здоровья - стремление к системности. Становится очевидным, что личность может сохранить себя в условиях стресса только в том случае, если будет проведен системный анализ важнейших областей жизнедеятельности человека (физическое здоровье - семья - работа - духовные ценности), что позволит каждому разработать собственную систему управления стрессом.

Программа будет разрабатываться форме тренинга. Разработка программы проводится на следующих принципах:

  1. Учет специфики конкретной аудитории: состава группы, целей обучения на тренинге участников группы, уровня мотивации обучения и т. д. 
  2. Чередование теоретического и практического материала. 
  3. Учет жизненного опыта участников группы в работе тренера.
  4. Обмен опытом участников группы между собой.  Выбор форм работы обусловлен особенностями клиентской группы тренинга стрессоустойчивости 
  5. Включение в тренинг упражнений и процедур, направленных на решение личностных проблем участников. 
  6. План корректирующего тренинга представлен в Приложении З.

В сценарии антистрессового тренинга мы реализовали следующие обучающие задачи:

  • первая задача тренера — информировать участников о влиянии стресса на тело и психологическое здоровье человека. В связи с этим мы знакомим участников с такими важнейшими понятиями теории стресса, как стрессор, адаптивный синдром, фрустрация, СЭВ, психосоматические заболевания. После предоставления тренером данной информации содержание каждого из этих понятий обсуждается в ходе упражнений или в форме групповых тематических дискуссий.
  • вторая задача — научить участников группы отслеживать признаки стресса и его последствий у себя и других людей. Практика показывает, что многие наши реакции на стрессоры не осознаются как таковые и вытесняются. Часто игнорируется влияние стрессора, который запускает стрессовое поведение, исполняя роль своеобразного триггера. Это может быть какое-то слово, негативная мысль, высказывания значимых людей, особенности ситуации или поведения собеседника;
  • третья задача тренера — научить участников осознавать влияние данных стрессоров, с тем, чтобы в дальнейшем контролировать собственное поведение в ситуации стресса.

Выбор форм работы на тренинге стрессоустойчивости обусловлен многими факторами: спецификой группы, остротой стоящих перед участниками проблем, целями и задачами тренинговой работы. Поэтому, прежде чем выстраивать тренинг, необходимо ответить на три вопроса:

  1. для кого проводится тренинг (клиентская группа);
  2. насколько остро стоит вопрос об оказании психологической помощи участникам;
  3. какого результата необходимо добиться с помощью тренинга.

Предлагаемый нами вариант тренинга может быть изменен в соответствии с конкретной ситуацией. Так, тренинг для пожарников, направленный на решение проблемы оптимизации межличностного взаимодействия и стрессоустойчивости, в основном предполагает проведение упражнений по обсуждению и выработке основных направлений деятельности в группе; ролевые игры, дискуссии.

Содержание антистрессовых тренингов зависит от многих факторов:

  1. Цель тренинга, поставленная психологом задача для коллектива подразделения противопожарной службы.
  2. Цели участников тренинга (которые могут расходиться с целями, определенными руководством службы).
  3. Состав тренинговой группы (число участников, уровень подготовки участников, возраст), степень ее гомогенности.
  4. Специфика профессиональной деятельности участников группы, их опыт и навыки поведения в стрессе; насколько они адаптивны или дезадаптивны (так как именно профессиональная деятельность определяет специфику стрессовых факторов, влияющих на работников). Очевидно, что пожарники, системные администраторы, администрация будут испытывать разные профессиональные стрессы.
  5. Психологические характеристики группы - мотивация, конфликтность, опыт (например, если в группе высока степень доверия и открытости, то участники легко переходят к обсуждению причин стресса, связанных с особенностями собственной личности, — «Я как причина стресса»); если группа закрыта, то тренинг становится формой освоения техник саморегуляции, релаксации, визуализации и т. д.
  6. Уровень организационной культуры коллектива, то есть насколько данный тренинг вписывается в направления работы с персоналом психолога, насколько организационная культура склонна провоцировать стрессы или, наоборот, защищать от них сотрудников. При проведении одного из тренингов пожарник так отреагировала на пассивно участвующего в тренинге сотрудника: «Ничего, скоро аттестация, нам будет что вспомнить». Сказано это было, увы, с нескрываемым злорадством в голосе.
  7. Степень глубины отработки личностных проблем участниками группы. Так, одно из первых упражнений тренинга — в одной группе может глубоко затронуть участников и затянуться на длительное время, а в другой его проведение будет иметь поверхностный характер, поскольку участники оказались не готовы к анализу собственных проблем, связанных с переживанием стресса.
  8. Профессиональная подготовка психолога, сфера его психологических предпочтений, его взгляд на проблему стресса. Подготовка тренера в области арт-терапии, телесной терапии, НЛП, навыки психологического консультирования окажут влияние на выбор техник и методик, используемых ведущим.
  9. Навыки организационного консультирования позволят тренеру обсуждать во время тренинга вопросы, связанные с влиянием организационной культуры и организационного поведения на протекание профессиональных стрессов.

Разработав Программу, мы провели коррекцию в коллективе противопожарной службы уровня стрессоустойчивости. Работа проводилась в трех группах - административной, пожарной и вспомогательной. Опыт работы показал, что тренинги для отдельных категорий слушателей включают как общие вопросы, так и специфические, являющиеся болевыми точками для конкретной аудитории.

По результатам наших исследований, запросы слушателей связаны со следующими показателями:

80% с потребностью освоить практические техники саморегуляции; 72% выразили желание в равной степени получить знания о механизмах протекания стресса и навыки совладения со стрессом;

70% пришли на тренинг, ощущая необходимость формирования навыков уверенного поведения;

45% пожелали освоить теоретические основы данной проблемы;

57% интересует проблема разрешения конфликтов.

При оценке эффективности тренингов обычно используют объективные и субъективные показатели. К объективным показателям относят те показатели, которые могут быть точно измерены, — увеличение производительности, снижение уровня профессиональной заболеваемости, снижение жалоб со стороны коллектива, повышение уровня производительности труда, уменьшение количества больничных листов, снижение уровня конфликтности в коллективе и др.

Субъективные показатели — эмоциональная оценка тренинга участниками (понравилось - не понравилось (тренинг, тренер, упражнения и т. д.)). На эффективность тренинга также большое влияние оказывает уровень мотивированности группы.

Несмотря на заявленную сложность данной проблемы, антистрессовый тренинг мы попытались оценить с точки зрения его эффективности. Такую оценку мы сделали и стороны руководства противопожарной службы, и со стороны самих участников, и со стороны психолога.

Со стороны руководства:

  1. традиционные показатели эффективности тренингов (повышение производительности труда работников, уменьшение кофликтности, повышение стрессоустойчивости) здесь могут выступать только как сопутствующие, поскольку они связаны с влиянием различных организационных факторов;
  2. уменьшение количества жалоб сотрудников;
  3. результаты тестирования или анкетирования (до тренинга и после его завершения);
  4. количество предложений участников группы по улучшению и оптимизации каких-либо внутриорганизационных процессов (изменение перерывов для отдыха, коммуникаций внутри организации, оформления своего рабочего места и т. п.).

Со стороны участников тренинга:

  1. эмоциональная оценка (понравилось — не понравилось);
  2. степень полезности для профессиональной деятельности и в жизни;
  3. большая сплоченность группы в конце тренинга по сравнению с его началом.

Со стороны тренера:

  1. степень выполнения программы;
  2. степень включенности всех участников в тренинг;
  3. отсроченная обратная связь (звонки, переписка по электронной почте с участниками тренинга).

При оценке результативности тренинга важно помнить, что эффект любой психологической и психотерапевтической работы, в том числе и тренинга, часто является отсроченным. Поэтому судить об эффективности тренинга следует по прошествии определенного времени или в процессе посттренингового сопровождения.

Но первые результаты мы все, же подвели. Оценка руководства о проведении антистрессового тренинга – 5 баллов. Психолог так же остался доволен работой и тоже оценил ее в 5 баллов. Коллектив испытуемых дал самую высокую оценку тренингу 10 баллов( хотя система пятибалльная).

Коллективу очень понравились занятия и они обратились к руководству с просьбой почаще проводить такие тренинги. Люди стали замечать положительное влияние проведенной работы сразу по окончании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема стресса и стрессоустойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. Ее изучением занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В.А. Бодров, П.В. Зильберман, Е.П.Ильин, В.Л. Марищук, В.Д. Небылицин, В.А. Пономаренко, П.В. Симонов, В.И. Лебедев, Я. Рейковский, Г. Селье, Р. Лазарус и др.

Предпринятый в нашей работе анализ научных публикаций по проблеме стрессоустойчивости позволил убедиться в том, что исследования, проводимые в этом направлении, являются актуальными. В настоящее время в науке и практике, нет должной ясности в понимании механизмов стрессоустойчивости, и методов ее повышения психологическими средствами, в то время как именно от стрессоустойчивости в значительной степени зависит психическое состояние человека. Трудности изучения этой проблемы обусловлены, с одной стороны, неопределенностью и многокомпетентностью, а с другой стороны, отсутствием соответствующего измерительного инструментария.

Несмотря на то, что у различных авторов нет единства в отношении содержания понятия «стрессоустойчивость», большинство из них под стрессоустойчивостью понимают совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить стресс - значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, - без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.


Факторы, влияющие на стрессоустойчивость: врожденные особенности организма и ранний детский опыт; родительские сценарии; личностные особенности; направленность человека, его установки и ценности; факторы социальной среды (социальные условия и условия труда, ближнее социальное окружение); когнитивные факторы (уровень сензитивности, умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды, прошлый опыт и прогноз будущего).

Профессиональную деятельность работников пожарной службы относят к экстремальному виду деятельности. Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав пожарных подразделений, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Требования к уровню профессиональной пригодности пожарных довольно высокие, в частности, и к их психологическим качествам, потому что эффективность их работы в экстремальных условиях в значительной степени зависит от психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.

Благодаря стрессоустойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.

Выполненное исследование позволило решить поставленные задачи и подтвердить выдвинутые гипотезы.

Важным компонентом стрессоустойчивости работников пожарной службы являются: уровень нервно-психической устойчивости, уровень тревожности, тип локуса контроля и уровень самооценки.

Работникам пожарной службы свойственны средний и низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о том, что они склонны переживать стресс в ситуациях ожидания, скорости принятия решения, фрустраций. Они испытывают разнообразные переживания в этих ситуациях: агрессию, обиду, смятение, чувство вины. Частые переживания стресса приводят к головным болям, нарушениям сна, хронической усталости и т.д.

Исследование компонентов стрессоустойчивости показало:

- Большинству испытуемым присущ низкий и средний уровень тревожности. Низкие значения тревожности могут свидетельствовать о замаскированной форме тревожности, о компенсаторной (защитной) реакции отрицания проблем, страхов, тревоги в эмоциогенных ситуациях. Неспособность осознавать и отреагировать эмоции создает риск эмоциональных и личностных нарушений. Причиной эмоциональной закрытости работников является стремление выглядеть уравновешенным, сильным и благополучным.