Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Проведение эксперимента и описание результатов).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
В коллективе у каждого свой психологический уровень. Работа пожарника очень эмоциональная. Люди почти каждый день видят нервное состояние пострадавших. Реакция на боль других у каждого своя, но в общем случае все относятся к этому не равнодушно. А это, в свою очередь, сказывается на психологическом здоровье сотрудников.
У 20 членов коллектива периодически бывают нервные срывы. Выражаются они по-разному: у кого нервное состояние выражается криком, у кого слезами, а часть просто замыкается в себе. Особенно это чаще происходит с новичками, которые впервые сталкиваются со сложностями профессии.
Так как женщины заняты в основном в административной группе и не присутствуют на выездах, то у них стрессовое состояние немного сглажено. Но в силу женской организации, им свойственно сострадание и сочувствие. Их психологический фон полностью зависит от раппортов с места событий, рассказов сами пожарных.
Мужская часть коллектива старается оберегать женскую и не передает в подробностях все то, что им довелось увидеть. Поэтому психологическое здоровье женской группы находится на высоком уровне.
Воздействие негативных стресс-факторов влияет на здоровье каждого члена коллектива. В период работы в этих условиях ухудшается самочувствие, появляются головная боль, головокружение, «круги» перед глазами, стук в висках, ощущение жара и духоты, слабости, нежелание двигаться, повышается температура тела и т.д.
Возраст испытуемых от 25 до 53 лет. Образование – 11 человек имеют высшее образование, 25 человек – среднее специальное. Стаж работы в пожарной службе от 1 до 24 лет. Коллектив в целом дружный, сплоченный. Характер работы и малочисленность состава коллектива позволяют находится на максимально доброжелательном психологическом уровне друг к другу. В коллективе у каждого свой психологический уровень.
В работе мы используем следующие методы исследования:[10]
1. Анализ научной психологической литературы;
2. Наблюдение;
3. Эксперимент;
4. Беседа;
5. Психодиагностические методы;
6. Методы количественного и качественного анализа данных экспериментального исследования.
В своей исследовательской работе мы используем следующие методы:
Метод 1. Метод «САН». Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник) индивида. Авторы – сотрудники Первого Московского медицинского института им. И.М. Сеченова. Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин. Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001).
Цель – оценить самочувствие, активность и настроение.
Теоретическая основа. Самочувствие (С) = сила+ здоровье +утомление. Активность (А) = подвижность+скорость+темп протекания функций. Настроение (Н) = характеристики эмоционального состояния.
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Инструкция к тесту в приложении А.
Метод 2. Самооценка психических состояний Г.Айзенка.
Автор методики Айзенк, Ганс Юрген - английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Основатель и редактор журналов "Personality and IndividualDifferences" и "Behaviour Research and Therapy".
Цель – диагностика психических состояний трвожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
Данный тест направлен на изучение психологического состояния личности через диагностику таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Все эти состояния могут способствовать созданию стрессовой ситуации в коллективе. Поэтому мы применяем эту методику для выяснения на каком уровне они находятся у каждого сотрудника, для того что бы принять меры для их меньшего влияния на психическое здоровье коллектива.
Он состоит из 4 блоков, в которых по 10 вопросов. Необходимо дать ответ на каждый из них. Затем , исподльзуя ключ, делаются заключения о психтческом состоянии в данный момент.
В приложении Б приведена инструкция к тесту с вопросами и ключами.
Метод 3. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.
Автор- американский психолог Дж. Роттер.
Цель: оценить уровень субъективного контроля над разными ситуациями. Определить степень ответственности человека за свои жизненные поступки.
Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними.
Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, влияние стресс-факторов, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.
Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного психического здоровья.
Предлагается 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Испытуемому предлагается оценить степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений по 6 – бальной шкале от – 3 (несогласие) до 3 (согласие). Инструкция в приложении В.
Метод 4. «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).
Автор - К.Вайсман.
Цель: диагностировать уровень стресса на работе, дать оценку профессиональному стрессу.
Метод 5. Следующий уровень сравнительного анализа связывается с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена, что позволит выявить взаимосвязи двух экспериментов. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена определяется формулой:
где (1)
- взаимный корреляционный момент первой и второй ранжировок, - дисперсии этих ранжировок.
Корреляция показывает взаимосвязь между факторами, то есть взаимное влияние одного фактора на другой.
Коэффициент корреляции расчтываем при помощи онлайн-калькулятора[11].
2.2 Проведение эксперимента и описание результатов
И так, проведя теоретическую работу по подготовке к исследованию коллектива пожарников на стрессоустойчивость, определившись с методиками, которые будем использовать, приступаем к экспериментальной части нашего исследования.
Начнем тестирование 36 сотрудников противопожарной службы методом 1 «САН». Мы раздали испытуемым бланки опросника и попросили внимательно ознакомиться и ответить на вопросы анкеты. После чего работа проходила в течение 30 минут. После окончания времени тестирования бланки были собраны, систематезированы, подсчитаны и результаты.
Все результаты исследования мы свели в таблицу, которая представлены в приложениии Д. На основании этой таблицы произвели расчет средних показателей уровней САН. Они отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица показателей уровней САН
Н |
НС |
С |
ВС |
В |
||||||
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
% |
чел |
|
Самочувствие |
25,7 |
9 |
31,6 |
11 |
22,3 |
8 |
20,3 |
7 |
0,1 |
1 |
Активность |
2 |
2 |
44,4 |
16 |
41,6 |
15 |
1,1 |
3 |
0 |
0 |
Настроение |
33,3 |
12 |
22,2 |
8 |
27,8 |
10 |
16,7 |
6 |
0 |
0 |
Наглядно демонстрирует результаты таблицы 1 диаграмма (рисунок 1).
Рисунок 1 - Диаграмма результатов эксперимента
Сделаем краткий анализ результатов по проведенному тестированию. Как видно из таблицы высокий уровень самочувствия есть только у одного сотрудника. В основном преобладает уровень ниже среднего -11 человек (31,6%) и низкий - 9 человек (25,7%). Это связано с тем, что работа пожарников тяжела физически. На здоровье организма влияет такой стесс-фактор, как температура. Температура –это особенный стресс-фактор, после которого усиливается возбудительный процесс в коре головного мозга, а потом начинает угнетать его, нарушается координация движения, ослабевает тормозной процесс, двигательный процесс и так далее.
Напряженная физическая работа, связанная с теплообразованием в организме, при высокой температуре окружающей среды на пожаре, сочетающаяся со значительной влажностью воздуха ставит организм пожарного в чрезвычайно трудные условия. Чаще всего такой микроклимат создается при тушении пожаров в подвалах, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях.
В период работы в этих условиях ухудшается самочувствие, появляются головная боль, головокружение, «круги» перед глазами, стук в висках, ощущение жара и духоты, слабости, нежелание двигаться, повышается температура тела и т.д.
Среднее самочувствие имеют 8 человек (22,3%) , а выше среднего у 7 человек (20,3%). Это в основном работники администрации и обслуживающего. У них стрессовая ситуация совершенно иного рода, нежели у пожарников. Их самочувствие зависит от таких факторов, как настроение начальства, внешних фаторов.
Самочувствие имеет влияние на настроение индивида. На момент эксперимента у 12 человек не было настроения. Оно находилось на низком уровне 33,3%. У 8 сотрудников было ниже среднего, что составило 22,2%. У 10 человек было настроение выше среднего 27,8%.
Настроение в коллективе так же находится на уровне ниже среднего – 8 человек (5,8%) и среднем – 15 человек (5,4%). У 3-х сотрудников настроение выше среднего (1,1%). На активность коллектива имеет прямое влияние самочувствие и настроение каждого члена коллектива. Мы видим, что два первых элемента исследования находятся на низком и ниже среднего уровнях. Этот факт сказался и на активности. Ниже среднего уровня активность у 16 человек (44,4%), 15 сотрудников (41,6%) активность ниже среднего. И только 3 пожарника находятся в хорошей активной форме.
Высокого уровня САН нет ни у кого, кроме у одного сотрудника уровень самочувствия самый высокий. Такое состояние коллектива говорит о том, что он находится в состоянии стресса. И действительно, накануне тестирования был экстренный вызов на пожар. Это и стало основной причиной, по которой результаты эксперимента низкие.
Далее приступим к следующему методу 2 диагностики стресса.
Метод 2. Самооценка психических состояний Г.Айзенка.
Для того, что бы определить психическое состояние каждого члена коллектива, мы используем метод Г.Айзенка. Для этого мы раздали бланк с 44 –мя вопросами и попросили ответить на них всех сотрудников. Время тестировании 30 минут.
По завершению теста мы обработали результаты и свели их в таблицу в приложении Е.
На основе этой таблицы сделали сводную таблицу 2 и 3. Для наглядности построили диаграмму, представленную на рисунке 2.
Таблица 2
Таблица результатов тестирования по опроснику Г.Айзенка
№ |
РЕСПОНДЕНТЫ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
|
I |
ТРЕВОЖНОСТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
15 |
5 |
17 |
17 |
16 |
13 |
7 |
15 |
13 |
18 |
11 |
13 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
15 |
14 |
17 |
6 |
18 |
15 |
13 |
13 |
6 |
15 |
14 |
14 |
14 |
16 |
11 |
15 |
13 |
13 |
|
II |
ФРУСТРАЦИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
14 |
6 |
16 |
17 |
17 |
17 |
8 |
20 |
18 |
19 |
19 |
10 |
9 |
8 |
20 |
20 |
9 |
8 |
9 |
10 |
7 |
17 |
18 |
17 |
17 |
4 |
19 |
18 |
17 |
12 |
9 |
8 |
10 |
10 |
11 |
|
III |
АГРЕССИВНОСТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
15 |
7 |
16 |
13 |
12 |
12 |
6 |
11 |
17 |
18 |
13 |
13 |
15 |
16 |
13 |
14 |
14 |
15 |
11 |
13 |
4 |
14 |
15 |
14 |
14 |
6 |
10 |
13 |
14 |
10 |
14 |
16 |
16 |
13 |
11 |
|
IV |
РИГИДНОСТЬ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
18 |
5 |
13 |
14 |
11 |
13 |
6 |
13 |
11 |
13 |
13 |
13 |
11 |
11 |
14 |
16 |
15 |
13 |
13 |
14 |
6 |
14 |
14 |
13 |
15 |
7 |
16 |
15 |
9 |
14 |
18 |
15 |
15 |
13 |
13 |