Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Проведение эксперимента и описание результатов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Количество профессий связанных с экстремальными условиями труда повсеместно возрастает, соответственно с этим увеличивается численность лиц, постоянно испытывающих воздействие экстремального характера на производстве.

К таким профессиям относят космонавтов, летчиков-испытателей, военных, спасателей, работников правоохранительных органов, шахтеров и т.д. Увеличивается число заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда.

Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья. Профессиональный стресс - особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при аккумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.

Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований».

Особенностью развития состояния профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки с психологическими и организационными. Психологические факторы связаны с организацией работы: степенью широты и свободы принимаемых решений, уровнем влияния и контроля, над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним.

Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать производственный стресс.

Формирование производственно-профессионального стресса включает стадии последовательного перехода функционального состояния от напряжения к утомлению, к перенапряжению и к переутомлению.

Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда приводит к "изнашиванию" адаптационных механизмов организма. Это указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы. Возможно, что производственный стресс имеет особенности по темпам и частоте развития у представителей различных специальностей.


Проблема профессионального стресса заключается в том, что он влияет на производительность труда, на эмоциональную атмосферу не только в индивидуальном случае, но и в целом в коллективе. Поэтому изучение данной темы само по себе приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность.

Цель исследования заключается в определении влияния профессионального стресса на психологическое здоровье коллектива пожарников. А результатом проделанной работы должна стать разработка программы по уменьшению данного влияния на работников пожарной службы и предложения рекомендаций для повышения стрессоустойчивости коллектива. В последствии данные результаты можно будет использовать в практической деятельности штатного психолога противопожарной службы.

Объект исследования. Объектом исследования являются сотрудники противопожарной службы ГО и ЧС г.

Предмет исследования. Предметом исследования является психическое состояние сотрудников пожарной службы под воздействием стресс-факторов.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Основным механизмом негативного действия стресс-факторов профессиональной деятельности на сотрудников противопожарной службы является климат внутри коллектива, а в частности отношения с руководителем подразделения.

Если своевременно диагностировать состояния приближающегося дистресса у сотрудников и применить Программу коррекции психологического самочувствия, это позволит снизить влияние стрессовых нагрузок на специалистов противопожарной службы.

В связи с этим предполагаем, что у сотрудников управленческого звена и служащих одной и той же организации возможна различная степень реакции на производственные стрессоры, которая зависит от личностных качеств и условий труда.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературные источники, посвященные проблеме стрессовых условий трудовой деятельности и переживаний людьми действия стресс-факторов условий служебной жизнедеятельности;
  2. Выявить уровень стрессоустойчивости сотрудников организации;
  3. Определить силу и частоту влияния стрессовых ситуаций на представителей служащего и управленческого звена;
  4. Опираясь на учебно-методические источники сформировать проект Программы психологической коррекции психологического самочувствия сотрудников пожарной службы, которые субъективно наиболее остро переживают действие стресс-факторов в ходе профессиональной служебной деятельности;
  5. Разработать практические рекомендации по преодолению стрессовых состояний и защите психологического здоровья сотрудников противопожарной службы и предложить их руководству ГО и ЧС г. Корсаков.

Методы исследования:

Метод 1. Метод «САН»

Метод 2. Самооценка психических состояний Г.Айзенка.

Метод 3. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.

Метод 4. «Оценка профессионального стресса» по Вайсману.

Метод 5. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Исследовательская база:

Базой исследования профессионального стресса был выбран коллектив противопожарной службы ГО и ЧС.

Методический замысел исследования. Для того, чтобы приступить к написанию дипломной работы, нам необходимо изучить научную литературу по психологии, медицине. Это поможет нам понять природу и происхождение профессионального стресса. Опираясь на полученные знания мы должны будем определить методы, с помощью которых будем проводить тестирование коллектива противопожарной службы.

Далее приступим к выполнению нашей исследовательской работы в соответствии с поставленными задачами. Проведя эксперимент, подведем итоги , сделаем выводы, исходя из которых примем меры для улучшения стрессовой ситуации(если таковая присутствует в коллективе), разработаем программу коррекции и испытаем ее в действии.

После этого мы сможем сделать заключительные выводы о том, помогла ли эта программа избавиться от негативных факторов, присутствующим в коллективе. Далее разработать практические рекомендации по преодолению стрессовых состояний и защите психологического здоровья сотрудников противопожарной службы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной диагностики для оценки надежности и сохранности здоровья персонала организаций, а также для определения основных стресс-факторов производственной среды.

Структура работы состоит из введения, 3 глав, в которых есть по 2-3 параграфа, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА НА ПРОИЗВОДСТВЕ


1.1 Характеристика стресса и факторов его определяющих. Виды и признаки стресса

Согласно дифференциации, предложенной Д. Р. Нитше, стресс - это многозначное понятие, включающее четыре основных значения.

1. Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку. В этом случае стресс является ситуативным, раздражающим феноменом, который отягощает, усложняет течение событий.

2. Стресс как реакция. Стресс может быть реакцией на определенное событие и в этом случае называется эмоциональной реакцией, связанной со стрессом (стрессовым переживанием).

3. Стресс как промежуточная переменная. В этом случае стресс рассматривается в виде промежуточного процесса между раздражителем и реакцией на него. сотрудник производство депрессия

4. Стресс как трансактный процесс. Стресс может быть представлен процессом столкновения индивида с окружающим миром Р.С. Лазарус, Р. Лаунер считают, что стресс как трансактный процесс начинается со специфической оценки какого- либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате формируются связанные со стрессом эмоции, возникают адаптивные реакции. В этом случае стресс является процессом, который протекает в постоянном взаимодействии индивида с окружающим миром.

При рассмотрении стресса в виде трансактного процесса структура стрессового эпизода (как микрособытия повседневной жизни после воздействия стрессора) может быть представлена последовательностью его элементов:[1]

  • осознание стрессора и его оценка;
  • нарушение гомеостаза, связанные со стрессом эмоции и процессы познания;
  • копинговое действие (реакция);
  • результат копинга и новая оценка ситуации (с возвращением к первому элементу данной структуры при неуспешности копинга).

Стрессы могут вызывать расстройства физической, психической социальной составляющих целостности человека. Например, падение задумавшегося о своих проблемах человека с последующим переломом кости ведет к нарушению физической целостности, сильная обида - к психическим и социальным последствиям. Стрессовые реакции, или ответы на воздействие стресса, могут быть физиологическими, поведенческими, когнитивными и эмоциональными.

Типичными эмоциональными стрессовыми реакциями являются переживания страха, печали или гнева. Когнитивными последствиями стресса могут быть нарушения концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления. Поведенческие реакции обычно делятся на бегство и нападение.[2]


Характеристики стрессора могут различаться по их восприятию организмом. По своему происхождению стрессоры бывают внутренними и внешними. Стрессовым эпизодом называется последовательность «ситуация - поведение» или «ситуация - действие», которая включает непосредственный положительный или отрицательный результат.

Эмоции являются неотъемлемым компонентом стрессового эпизода. С одной стороны, эмоциональные реакции вызываются и формируются восприятием и оценкой ситуации (например, достигнутым уровнем контролируемости ситуации). Оценки ситуационных характеристик могут анализироваться как предшествующие условия качества, интенсивности и продолжительности эмоциональных реакций.

Существует альтернативная концепция эмоций, согласно которой они являются следствием или результатом усилий по регуляции. Другие концепции эмоций и стресса указывают, что стресс и связанные с ним эмоции возникают тогда, когда автоматизированные процессы эмоционального регулирования оказываются неспособными восстановить гомеостаз. После этого на стрессовую ситуацию влияет копинговое поведение, которое включает (в качестве важного компонента) связанные со стрессом эмоции. Такими эмоциями могут быть тревога, депрессия, гнев, беспомощность и другие негативные состояния. Копинговые усилия в отношении эмоций называются копингом стрессовых эмоций, или копингом, фокусированным на эмоциях. Данная концепция эмоциональных реакций лежит в основе ситуационно-поведенческого подхода.

В рамках этого подхода эмоциональные реакции или состояния, характеризующие начало и течение стрессовых эпизодов, имеют следующие измерения:[3] тревожно-нервозное, депрессивно-печальное, агрессивно-гневное, нерешительно-сдержанное, вяло-апатичное и отстраненное.

Здесь эмоции не рассматриваются как совладающее поведение, что может быть еще одной функцией эмоций в процессе стресса и копинга. Основной смысл заключается в анализе процессов, которые возникают при оценке ситуационных характеристик (например, контролируемости), без специального фокусирования на различных уровнях переработки информации, что считается необходимым при других подходах, которые описывают более сложные уровни взаимосвязей когнитивных и эмоциональных процессов.

Понятие «психологическая травма» определяется обычно как событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности его адекватного преодоления и превышении приспособительного потенциала индивида. Следствием могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом..