Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Предложения по совершенствованию управления).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения конфликтов в организации
1.1 Определение, виды и типы конфликтов в организации
1.2 Причины конфликтов в организации
1.3. Модели поведения при конфликтах
2.2 Программа и методика исследования конфликтов в организации
ВВЕДЕНИЕ
Экономические, политические, социальные, духовные, нравственные, родственные и др. отношения, обусловленные разнообразными нуждами, интересами и увлечениями людей, характеризуют общество, представляющее собой целостное образование.
Отношения, возникающие между индивидуумами, внутри семьи, в коллективах организаций, между нациями и др., представляют сложную систему связей, направленную на реализацию целей, потребностей, интересов, ожиданий людей, невыполнение которых неизбежно приводит к возникновению разногласий, кризисных ситуаций, конфликтов, войн.
Коллективы и средства производства, объединённые воедино, для реализации и решения производственных и социальных целей, проблем и задач формируют организации. Поставленные цели и достигнутые результаты, идеи, нравственные нормы и принципы, не всегда удовлетворяют всех членов организаций, что приводит к возникновению внутренних конфликтов, относящихся к наиболее проблемным. Политические условия, сложившиеся в тот или иной период в стране, психологические и нравственные отношения в коллективе, также оказывают большое влияние на взаимные связи и отношения людей, возникающие в процессе производственной деятельности.
Всевозможные конфликты, возникающие в процессе производственных отношений в коллективе, характеризуются различными факторами (продолжительностью, масштабами, содержанием и пр.) и способами их урегулирования (сглаживание, сотрудничество, компромисс и пр.). Во время конфликтов меняется система отношений и ценностей, восприятие реальности, происходит резкий выброс негативных эмоций. Его участники проявляют повышенную подозрительность, нервозность, прибегают к несвойственных себе действий. Промедление с решением конфликта, неквалифицированные действия руководства по нейтрализации его могут вызвать неврозы, болезненные состояния, расстройство отношений между людьми.
В целях нахождения оптимальных вариантов выхода из конфликтных ситуаций руководители организаций должны обладать достаточным уровнем конфликтологической культуры, которая предполагает наличие необходимых знаний о сущности конфликтов и о способах выхода из них.
Объектом изучения выступает коллектив Центрального Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Предметом изучения являются конфликты и отношения в коллективе, уровень конфликтности членов коллектива.
Цель работы: изучение конфликта в управлении предприятием и путей его решения.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.рассмотреть сущность понятия конфликт, типы конфликтов, и причины конфликтов,
2.проанализировать уровень конфликтности в Центральном Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии,
3.предложить рекомендаций для оптимизации системы управления конфликтами в организации.
При написании работы использовались следующие методы исследования: сравнение, обобщение, опрос и анализ.
Теоретическую и информационную базу исследования составляют работы известных российских и зарубежных экономистов, таких как Анципов А.Я., Большаков А.С., Кильмашкина Т.Н., Тимофеева Л.Н., Шевчук Д.А., Бараненко С.П., Мескон М.Х., Редлих А. и др., материалы периодической печати, ресурсы сети Internet.
1. Теоретические основы изучения конфликтов в организации
1.1 Определение, виды и типы конфликтов в организации
Термин «конфликт» с латинского conflictus объясняется как «столкновение» противоположных интересов, взглядов или серьёзное разногласие, острый спор.
В теории управления понятие «конфликт» имеет несколько толкований, каждое из которых содержит определённое направление разногласий между двумя или более сторонами, преследующими свои цели.
Направления разногласий определяют основные симптомы возникновения конфликтов:
1.существование обстоятельств, воспринимаемых противоборствующими сторонами конфликтными;
2.наличие ситуации, когда конфликт не может быть разрешён с удовлетворением требований всех противоборствующих сторон;
3.наличие стремления у противоборствующих сторон продолжать конфликтное взаимодействие до полного удовлетворения своих требований.
Конфликты в организации приобретают различные формы: от противоборства внутри одной организации отдельных членов коллектива (межличностный конфликт), до противостояния отделов, бригад, структурных подразделений (межгрупповой конфликт). Кроме внутренних конфликтов организация может сталкиваться с конфликтами, обусловленными разногласиями с другой организацией, чаще всего одной отрасли.
Любая социальная организация людей неизбежно сталкивается с различными видами конфликтов, вызванных должностными обязанностями, направлением производственной деятельности организации, характерами, нравами, национальной принадлежностью, возрастом, полом и прочими характерными признаками участников производства, влиянием внешней среды, политической обстановкой в стране и т.д. Любой конфликт приводит к дестабилизации обстановки в организации, дополнительным затратам финансовых средств и моральных сил для устранения его негативных последствий. При этом следует отметить, что конфликты служат показателями динамической стабильности организации, её развития, а не глубокого застоя, как их отсутствие.
Минимизация негативного влияния последствий конфликтов на реализацию стратегических целей и обеспечение нормального хода работы организации становится возможной, при условии выполнения ряда последовательных действий, первостепенными из которых являются: установление причин, способствовавших возникновению конфликта, а также его типа.
По составу конфликтующих сторон все конфликты, возникающие в организации, условно делятся на три типа:
- Личность – личность;
- Группа – группа;
- Личность – группа.
Тип конфликта «личность-личность» относится к межличностным конфликтам, характеризующимся разными ресурсами для реализации собственных целей и интересов и обусловленными не равными позициями членов коллектива в иерархической структуре организации - конфликт по вертикали; при равных позициях в иерархической структуре организации - конфликт по горизонтали.
Тип конфликта «группа-группа» относится к межгрупповым конфликтам, где наблюдается такая позиция сторон, как «мы» и «они». Данное противостояние характеризуется иллюзией искажённого восприятия действительности, например:
1.«мы – хорошие, а они – плохие» - иллюзия самооправдания;
2. «те, кто выступает против нас» - все плохие - иллюзия плохого человека;
3. каждая сторона конфликта думает о противоположной стороне так же, как в первом и во втором случае думает о ней другая, т.е. возникает иллюзия «зеркального восприятия». Приведённые примеры иллюзионного восприятия действительности обуславливают объединение противостоящих сторон, усиливая их в достижении равных целей и интересов.
Тип конфликта «группа-личность» характеризуется противостоянием группы людей – одному человеку (чаще всего неугодному данной группе): скрытый конфликт, интриги, бойкот, выживание и т.д.
К основным элементам конфликта относят: основа, база конфликта, участники конфликта, объект, причины конфликта.
Участники конфликта (оппоненты); важнейшей характеристикой которых является их сила — ранг оппонента. Объект, вызвавший к жизни данную конфликтную ситуацию; совокупность действий оппонентов — инцидент. При этом конфликтная ситуация может существовать задолго до прямого столкновения ее участников. Основанием для нее могут служить расхождения в установках и оценках различных сторон производственной ситуации работниками, несовпадение интересов различных подразделений организации. Помимо этого причиной конфликтных ситуаций могут выступать индивидуальные особенности, личные качества работников, такие, как невоспитанность, низкая культура общения, неуважительное отношение к окружающим. Люди, которым присущи эти характеристики, склонны к конфликтам [9, с. 123].
Виды трудовых конфликтов по сфере распространения: деловые, объективные, (сфера производственно-функциональных отношений) и личностные, субъективные (сфера межличностных отношений).
Особым видом деловых конфликтов являются трудовые споры. Трудовые споры — это разногласия между рабочими и служащими, с одной стороны, и администрацией предприятия, учреждения — с другой, о применении действующих норм законодательства о труде. Трудовые споры возникают из-за недобросовестного отношения работников к труду, незнания оппонентами конфликта трудового законодательства или несоблюдения его, противоправных и бюрократических действий руководителей [17, с. 156].
Разновидностью деловых конфликтов являются так называемые позиционные конфликты, основанные на определенной противоположности производственных задач различных групп работников. Эта противоположность вызывается объективным положением работников в административно-должностной структуре коллектива. Такие конфликты — естественные процессы в жизнедеятельности коллектива. Примером позиционных конфликтов могут служить столкновения между работниками выпускающих цехов и представителями госприемки продукции, столовых и СЭС.
По составу участников конфликты подразделяются на горизонтальные (между коллегами) и вертикальные (между подчиненными и руководителями).
Личностные конфликты возникают из-за антипатии, личной неприязни работников на основе несовпадения ценностей, установок, норм как при наличии, так и при отсутствии производственных причин.
Межличностные конфликты могут быть следствием неразрешенных вовремя производственных конфликтов. Такого рода конфликты всегда протекают ожесточенно, длительно.
По влиянию на деятельность коллектива различают два вида трудовых конфликтов - конструктивные и деструктивные конфликты.
Конструктивные конфликты обусловлены разногласиями и борьбой по принципиальным вопросам жизни организации. Они могут служить источником развития, движения к новым целям. Конфликт в этом случае может снять существующее психологическое напряжение в коллективе, способствовать сплочению группы перед внешними трудностями [17, с. 190].
Деструктивные конфликты ведут к резкому расхождению взглядов, интересов, разрушению целостности коллектива. Они ослабляют ценностно-ориентационное единство группы, снижают ее сплоченность и эффективность деятельности. Борьба сторон может протекать с применением разных способов воздействия друг на друга, вплоть до склок.
Хотя в конфликте сталкиваются отдельные лица, часто они являются представителями групп, подразделений, организаций.
Положительное или отрицательное воздействие конфликта на общеколлективную деятельность существенно зависит от позиции, которую по отношению к нему занимает руководитель коллектива, а также от исхода конфликта и способа его разрешения. Как правило, руководитель не должен устраняться от конфликта или «загонять его внутрь». Умение руководителя разрешить конфликт — признак его профессиональной компетентности.
1.2 Причины конфликтов в организации
Причины конфликта – это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования [9].
Все причины возникновения конфликтов делятся на общие и частные.
К общим причинам относятся:
1.социально-политические и экономические причины, обусловленные социально-политической и экономической ситуациями, происходящими в стране;
2.социально-демографические причины, возникающие под влиянием отличий в целях, направленностях и мотивах людей, связанные с их половой и этнической принадлежностью, возрастным показателем и др.;
3.социально-психологические причины, характеризующиеся социально- психологическими явлениями в коллективе (взаимными связями участников конфликта, настроением в группе, наличием лидеров и ведомых, единомыслием и т.д.);