Файл: Выбор стиля руководства в организации (Особенности различных стилей руководства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенного управления – одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач административной реформы в современной России. Создание принципиально новой для современного российского государства таможенной службы – это уже свершившийся факт. И сейчас наступило время, когда решение задач ее дальнейшего развития уже нельзя обеспечить экстенсивными формами, свойственными начальному этапу становления. Необходимо применять интенсивные методы развития, в первую очередь, совершенствование функций управления таможенными органами.

Менеджмент в таможенной сфере имеет свою собственную специфику. Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты их деятельности в решении возложенных на них задач. Научные основы менеджмента в значительной степени применяются на практике в отношении таможенной системы России. За последние два года совершенствование планирования, прогнозирования, организации мотивации и контроля таможенной деятельности выделена в таможенных органах в разряд приоритетных направлений. И это – не случайно, поскольку без совершенствования кадровой работы, форм управленческой деятельности, повышения профессионализма, организованности и дисциплины невозможно решить задачи, поставленные перед таможенной службой страны.
Стили управления персоналом применительно к таможенным органам также имеют свою особую специфику. Поэтому и актуальна тема данной работы.

Целью данной работы является анализ стилей управления организацией (на примере таможенных органов).

Достижение поставленной цели требует решения определенных задач:

1. Изучение и рассмотрение теоретических основ анализа системы управления;

2. Сбор информации о предприятие;

5. Анализ основных элементов управления и разработка совершенствующих мероприятий;

Предметом анализа является проблема совершенствования системы управления. Объектом является сама система управления. В работе были использованы работы специалистов в области менеджмента: Абчука В.А., Веснина В.Р, Виханского О. С, Наумова А. И., Герчиковой И.Н., Гольдштейна Г.Я., Семенова А.К., Набокова В.И. В работе также были использованы лекционный курс по менеджменту и теории организации. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, приложений.


1. Понятие и факторы формирования стиля руководства руководителя таможенного органа

1.1. Сущность и классификация стилей руководства

Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.

Насколько известно, менеджмент - это система управления тем или иным процессом. Сейчас он широко развивается и охватывает все сферы производства в организациях и предприятиях. Менеджмент объясняет всю суть управления в целом. Но также понятие управления напрямую связано с понятием коммуникации, главная цель которой заключается в осуществлении изменений и влиянии на работу организации таким образом, чтобы достичь ее процветания и роста. Ведь практически все, что делает руководитель для решения поставленной задачи, нуждается в оперативном обмене информацией, иначе говоря, коммуникации[1]. От коммуникации зависит все существование организации, потому что, если перекрыть каналы передачи и обмена информации, предприятие может прекратить в полной мере осуществлять свою деятельность и постепенно перестанет существовать. Отсюда вырастает вывод, что эффективно работающие руководители – это те люди, которые оперативно владеют коммуникацией. А также, исходя из исследований произведенных американскими учеными, можно смело заявить о действенности и особой важности коммуникативных качеств руководителя, именно от них на 85% зависит успех менеджера в условиях рынка, и лишь 15% здесь составляют его профессиональные навыки.

В зависимости от выбора стиля управления, руководитель должен принять для себя подходящую стратегию ведения коммуникации с подчиненными.

Существует множество подходов к определению стиля управления. Руководитель волен выбирать сам, подходящую себе тактику управления организацией, а в некоторых случаях дается возможность совмещать между собой несколько стилей руководства[2].

Самой распространенной характеристикой стилей управления является – американская система. Она разделяет несколько подходов в понимании самого руководства: качественный подход; поведенческий подход и традиционный подход.[3]


Качественный подход – основан на личностных качествах человека.

Поведенческий подход – в пример можно привести модель Мак-Грегора «теория «Х» и «Y»». Сущность которой заключена в том, что людей делят на две категории «Х» и «Y». К первой категории относят тех работников, которые нуждаются в постоянном контроле за их деятельностью и необходимостью «подталкивания» к работе и всяческим мотивациям, в противном случае, они не будут выполнять в полной мере возложенные на них обязанности. Когда как вторая категория является неким антонимом первой и описывает ответственных и самостоятельных сотрудников, которые тянутся к работе и умеют ставить и решать перед собой конкретные деловые задачи[4].

Традиционный подход – в нем, по предложению Курта Левина, выделяются три, известных всем, стиля руководства – демократический, авторитарный и либеральный, анализ которых представлен в таблице 1.

Таблица 1

Стили руководства

Демократический стиль

-      Коллективный.

-      Данный стиль подразумевает обоюдность в решении различных вопросов между подчиненными и руководителем.

-      Жесткий контроль со стороны руководства за работой отсутствует.

Авторитарный стиль

-      Единоличный.

-      Вся власть и полномочия в решении вопросов находится непосредственно у руководства.

-      Присутствует серьезный контроль за работой.

Либеральный стиль

-      Отрешенность руководителя от процесса управления.

-      Власть в руках работников.

-      У подчиненных полная свобода действия.

Проанализировав эту таблицу уместно сравнить демократический и авторитарный стили, поскольку именно с такого сравнения можно будет увидеть разницу общения руководителя со своими работниками.

Итак, начнем с авторитарного стиля. В данном случае будут осуществляться только формальные вертикальные коммуникации, а именно нисходящие – когда руководитель ведет контроль за всей системой в организации. Он ставит задачи; описывает суть и методы выполнения работы; дает необходимую информацию по актуальным вопросам, связанными с процессом работы; а также получает обратную связь от своих сотрудников о результатах их деятельности. Весь ход работы идет только с его подачи. Вся суть в строгой иерархии уровней. Подчиненные чувствуют сильную зависимость от своего руководителя, что в будущем может отрицательно сказаться на хорошей работе организации, поскольку может снизиться ее эффективность.


Что касается демократического стиля, то тут ситуация проще. Иерархия уровней, то есть вертикальная коммуникация, здесь также имеет место быть, но все менее строго в отличии от авторитарного стиля. Коммуникации разновидные, поскольку руководство зависит от мнения своих работников и поддерживает с ними хороший контакт. В большинстве случаев руководитель может поддерживать горизонтальные неформальные коммуникации, то есть, допускать общение «на равных» со своими служащими. Данные виды коммуникации могут привести к улучшению психологического климата на предприятии и приносить работникам удовлетворенность от работы. Но существует и обратная сторона медали: все задачи решаются коллективно, и если что-то пойдет не по плану, то ответственность за выполнение может долго перекладываться, а процесс принятия решений затягиваться на неопределенные сроки.

Подводя итог, можно отметить, что правильной позицией для руководителя будет – совмещение демократии и авторитарности, иными словами метод «кнута и пряника». В качестве примера такого руководства можно привести Ли Якокку. С 1991 года он был назначен выводить из глубокого кризиса компанию «Крайсер». Ему были переданы все права власти над организацией. За 3 года работы Якокка смог не только поднять компанию «на ноги», но и перестроить ее производство, а также расширить ее долю на рынке в рамках жесткой конкуренции. В управлении Ли Якокка использовал «авторитарно-демократический» стиль менеджмента. Он внимательно выслушивал всех, взвешивал все представленные на совете аргументы работников и единолично приходил к решениям, которые в свою очередь должны были строго выполняться.

Таким образом, роль коммуникации в менеджменте весьма существенна. Это некая наука и искусство, которая дается далеко не каждому человеку. Ведь и по сей день за этим понятием отсутствует точная ясность и определенность, это один из наиболее обсуждаемых и спорных процессов в области управления.

Сегодня, когда в силу обстоятельств, с российского рынка уходит подавляющее большинство иностранных компаний, отечественные товаропроизводители вступают в борьбу за потребителя между собой. По опыту развитых стран можно судить, что победителем в этой борьбе является тот, кто строит свою деятельность на основе инновационных технологий.

Инновация в широком смысле есть внедрённое новшество, обеспечивающее качественное повышение эффективности процессов или изделий, востребованное рынком, являющееся конечным результатом интеллектуальной деятельности человека. В менеджменте инновации направлены на достижение или поддержание требуемого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности организации или предприятия.


Инновационная деятельность является сложной, постоянно меняющейся системой взаимодействия различных методов, приемов, факторов и органов управления, занимающихся научным поиском, созданием усовершенствованных видов продукции, обновлением оборудования и предметов труда, технологических процессов и моделей организации производства на основе новейших научных и технических достижений.

В менеджменте выделяют три основные крупные группы инноваций. Первый вид – инновации продукции – представляют собой разработку обновленного сбытового потенциала организации или предприятия, обеспечивающее конкурентоспособность фирмы, увеличение объема прибыли.

Второй вид – инновации технологии – это процесс обновления производственных возможностей, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, материалов, сырья, а также других ресурсов

Третий вид – социальные инновации – представляют собой процесс комплексного улучшения социальной сферы предприятия. Использование инноваций такого вида увеличивает возможности на рынке рабочей силы, привлекает персонал организации к достижению поставленных целей, консолидирует доверие к социальным обязательствам и гарантиям организации перед сотрудниками и обществом в целом.

Примером может служить инновационный корпоративный проект, который был создан в 2011 году на базе ПАО «Татнефть» – Электронный Корпоративный Университет ПАО «Татнефть». Данный проект представляет собой комплекс интерактивных образовательных ресурсов с использованием новейших информационных технологий и методик для координации учебным процессом. В рамках данного проекта разработаны следующие инновационные программные продукты: тренинги «Управляй проектом», «Курс современного руководителя», «Создай свое предприятие», «Биржевая торговля», Центр изучения иностранных языков «Центр языка», «Электронная олимпиада для школьников» и другие.

Сконструированная с его помощью система предоставляет возможность осуществлять профессиональное и интеллектуальное развитие персонала, подбор талантливых специалистов и их адаптацию на предприятии, обеспечивает взаимодействие и партнерство с вузами в сфере подготовки высококачественных специалистов.

Среди инструментов Электронного Корпоративного Университета одним из самых массовых на сегодняшний день является «Курс молодого специалиста», ставший незаменимым электронным помощником для новых сотрудников, трудоустраивающихся на предприятия ПАО «Татнефть». В рамках данного курса проходит адаптация молодых специалистов к условиям трудовой деятельности в Компании посредством ознакомления с ее историей, корпоративной этикой и культурой, основными методами делопроизводства, основами промышленной безопасности, подходами бережливого производства и другой важной и существенной информацией.