Файл: Процессы принятия решений в организации (ОАО «Лужский мясокомбинат»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Процессы разработки и принятия решений лежат в основе любой целенаправленной деятельности. В экономике они предшествуют созданию производственных и хозяйственных организаций, обеспечивают их оптимальное функционирование и взаимодействие. В научных исследованиях – позволяют выделить важнейшие научные проблемы, найти способы их изучения, предопределяют развитие экспериментальной базы и теоретического аппарата. При создании новой техники – составляют важный этап в проектировании машин, устройств, приборов, комплексов, зданий, в разработке технологии их построения и эксплуатации; в социальной сфере – используются для организации функционирования и развития социальных процессов, их координации с хозяйственными и экономическими процессами.

Рациональные (эффективные) решения позволяют достигать цели при минимальных затратах трудовых, материальных и сырьевых ресурсов. Важность проблемы учета рациональности решений в период социально-экономической нестабильности обусловили актуальность данной темы исследования.

Объект исследования – процесс разработки и принятия управленческих решений в организации.

Предмет исследования – рациональность управленческого решения в организации.

Цель исследования – изучение особенностей и совершенствование разработки и принятия рациональных управленческих решений в ОАО «Лужский мясокомбинат».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать сущность и типологию процессов разработки управленческих решений;

- изучить механизм поиска рациональных решений повышения результативности функционирования организации;

- дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Лужский мясокомбинат»;

- оценить текущую систему принятия управленческих решений;

- разработать варианты рациональных управленческих решений и оценить их эффективность.

В работе использованы такие методы, как анализ и синтез, классификация, изучение специальной литературы, табличный, графический, опрос и др.

Структура исследования: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложение.


1. Теоретические аспекты процессов разработки и принятия рациональных управленческих решений

1.1. Сущность и типология процессов разработки управленческих решений

Управленческие решения - это выбор лица, принимающего решения, из возможных альтернатив, который направлен на достижение целей организации[1]. Лицо, принимающее решение, обычно наделено компетенциями и правами для осуществления управленческого решения. Решение должно быть основано на определенной информации, полученной из анализа внутренней и внешней ситуации на рынке, экономической обоснованности выбранной альтернативы, прогнозирования, полученного ранее опыта и других факторов, влияющих на выбор правильного решения. Эффективность решения определяется полученным результатом от выбранной альтернативы.

Объектом управленческого решения может выступать организация или отдельные процессы, а также круг вопросов и проблем, необходимых для решения. Субъектом управленческого решения выступает лицо, принимающее решение либо управляющая система[2]. Управленческое решение, в отличие от простого решения, является связующим между субъектом и объектом управления, базируется на осознанном выборе оптимальной альтернативы, найденной в результате анализа имеющихся данных, и подразумевает использование решения для достижения результата.

Р.А. Фатхутдинов выделяет три момента, на которых основано управленческое решение: суждение, интуиция и рациональность[3]. Интуиция основана на чувствах менеджера и его опыте. Однако чисто интуитивные решения основаны на субъективизме менеджера, а не на фактах, поэтому их эффективность уступает другим альтернативам. Суждения подразумевают использование полученных знаний и прошлого опыта, откорректированных на современное время. Данный метод является простым и эффективным, но, к сожалению, система суждений у разных людей может отличаться, соответственно, может быть и разная эффективность принятых решений, основанных на суждении. Поэтому качество решений, основанных на суждении, может быть неоднозначное. Другой минус таких решений может проявляться в таких случаях, в которых опыт или знания бессильны, а значит необходимо искать совершенно новый подход к принятию решений.


Хотя решения, основанные на интуиции и суждениях, не всегда имеют за собой наиболее оптимальный результат, они могут использоваться в оперативном управлении, так как для их принятия в основном нет необходимости в углубленном анализе данных и больших объемов информации. Для стратегического же управления используются рациональные решения, которые подразумевают использования всего спектра имеющихся данных[4].

Управленческое решение состоит из входов, выходов, процесса принятия решений и обратной связи. Вход заключается в необходимости решения возникающей проблемы или выбора определенного направления из представленных альтернатив. Выход - это полученный результат в ходе решения, который имеет количественное или качественное выражение. Выход определяется входом. Обратная связь - это информация, полученная от объекта процесса об уровне эффективности принятого управленческого решения. Обратная связь является связующей входа и выхода управленческого решения и обеспечивает улучшение качества принятия решения[5].

Зуб А.Т. отмечает, что качество управленческого решения характеризуется эффективностью выбранной альтернативы по сравнению с другими вариантами. Процесс принятия решения - это поиск наиболее оптимального варианта среди множества возможных альтернатив с помощью поиска, анализа, обработки информации, формулировки выводов и составления планов, заданий по дальнейшим действиям[6].

Факторами, влияющими на процесс принятия решений, являются следующие (рисунок 1).

Рис. 1. Факторы, влияющие на процесс принятия оптимальных решений[7]

Дж. К. Лафта отмечает, что разработка управленческих решений в сфере менеджмента является связанной с основными функциями управления: планирование, организация, мотивация и контроль[8].

Для определения понятия процесса управленческих решений выявим суть процессов и управленческих решений.

Процесс - это совокупность видов деятельности, направленная на достижение определенного результата, имеющая свои входы, выходы, требования и обратную связь с поставщиком и потребителем процесса[9]. Результат в данном случае подразумевает определенное состояние или продукты, или услуги, которые необходимо получить от работы процесса. Оценка результата может варьироваться от положительной до отрицательной, в зависимости от того, какие критерии были ему предъявлены. Также, помимо результативности процесса стоит учитывать его эффективность, то есть степень оптимальности использования ресурсов. Помимо этого, при оценке процессов учитываются также время, затраченное на выполнение процесса, его способность подстраиваться к переменам в результате изменений во внешней среде, степень управляемости процесса и стоимость процесса.


Любой процесс имеет свои входы, выходы, управление и ресурсы. Входы - это поступающие ресурсы или потребности от других процессов, или клиентов, необходимые для преобразования или выполнения. Выходы - это преобразованные ресурсы или удовлетворенные потребности, являющиеся результатом работы процесса. Управление является воздействующим механизмом, обеспечивающим работу процесса. Ресурсы - это те механизмы, за счет которых процесс будет обеспечивать свою работу[10].

С понятием управленческого решения связаны понятия ситуация и проблема. Ситуация - это текущее состояние системы. Проблема - это несоответствие ситуации и поставленной цели, которое необходимо устранить в пользу достижения назначенной цели[11].

Разработка управленческих решений необходима в случае обнаружения проблемы. Проблема является индикатором отклонения ситуации от цели, поэтому является активатором выполнения действий по ее устранению для менеджмента.

Различают два аспекта определения проблемы[12]: ситуация, когда назначенные цели не достигнуты; и проблема как источник новых потенциальных возможностей для роста.

Определение проблемы позволяет выявить ее ранг среди других имеющихся проблем. Основой для определения проблем служат факторы[13]:

- последствия проблемы;

- воздействие на организацию;

- срочность проблемы и временные ограничения;

- мотивация и уровень способностей для решения проблемы у участников организации;

- зависимость проблемы от других и способность решения проблемы в процессе разрешения других проблем.

После определения проблемы она диагностируется, то есть анализируются экономические показатели организации.

Связь проблемы. Целиком определить проблему, как правило, трудно. Уловление связи проблемы и возникновения определенного фактора состоит в установлении логических причинно-следственных связей.

Характер проблемы: различают функциональный, структурный и параметрический характер проблемы. Функциональный характер проблемы может быть решен на уровне организации, структурный - за счет изменения структуры организации, параметрический - при изменении параметров организации.
Принятие решений - это сознательная и целенаправленная деятельность, основанная на фактах и ценностях[14].

Функции управленческого решения[15]:


- управление процессами, происходящими внутри организации;

- управление процессами взаимодействия организации с внешней средой;

- непосредственное управление организацией.

Требования к решению[16]:

- быть реальным;

- содержать механизмы реализации;

- быть устойчивым по эффективности;

- готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени;

- быть реализуемым;

- быть гибким;

- предусматривать возможность контроля исполнения.

Итак, по нашему мнению, эффективный процесс принятия решений не может быть совокупностью фрагментарных действий, поскольку он должен быть сформирован в комплекс действий, который является частью общего управления.

1.2. Механизм поиска рациональных решений повышения результативности функционирования организации

Обеспечение способности учреждения решать поставленные задания и достигать долгосрочных целей является одной из предпосылок для стабильного успеха учреждения. Уровень достижения целей определяет показатель результативности, а соблюдение его высокого уровня в сочетании с соответствующим[17] показателем эффективности, позволяет постоянно улучшать деятельность учреждения.

С технологической точки зрения процесс принятия решения можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи. Во многих иностранных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения (Таблица 1). В процесс подготовки, принятия и реализации решения на всех его основных этапах обязательно включается лицо, принимающее решение.

Таблица 1

Этапы и процедуры процесса принятия решений[18]

Этапы

Процедуры

1.Постановка проблемы

1.

Возникновение новой ситуации

2.

Появление проблемы

3.

Сбор необходимой информации

4.

Описание проблемной ситуации

2.Разработка вариантов решений

5.

Формулирование требований-ограничений

6.

Сбор необходимой информации

7.

Разработка возможных вариантов решений

3. Выбор решения

8.

Определение критериев выбора

9.

Выбор решений, отвечающих критериям

10.

Оценка возможных последствий

11.

Выбор предпочтительного решения

4. Организация выполнения решения и его оценка

12.

План реализации выбранного решения

13.

Контроль хода реализации решения

14.

Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации