Файл: Проектирование организации (Теоретические основы проектирования структуры организации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Научно аргументированное проектирование организационных структур управления - важная цель нынешнего периода приспособления хозяйственных субъектов к рыночной экономике.

Радикальные перемены, совершающиеся в области производственных взаимоотношений, приведшие к значимому возрастанию организационных условий, дают особенную ценность организационному проектированию равно как способу формальной организации цельных систем.

B данной взаимосвязи необходимо выделить, то что ни один из новейших (модернизированных) форм образований в разных областях социального существования человечества, будь то в экономике, политическом деятельности, воспитании, культуре, науке, военном деле и прочих, никак не сумеет достигнуть собственного конечного воплощения без выполнения организационного проектирования. То есть, всевозможные организационные нововведения структурного и процессного характера считаются, в первую очередь, продуктами организационного проектирования. Проблема курсовой работы представляется важной и значимой, равно как в отсутствии развития методов проектирования структур управления затруднено последующее усовершенствование управления и рост эффективности работы компании.

Главной целью курсовой работы является - исследование отличительных черт проектирования структуры компании. B согласовании с установленной целью предстоит найти решение последующие проблемы:

- изучить сущность организационного проектирования;

- исследовать методы развития организационной структуры;

- исследовать способы проектирования организационных структур;

- изучить способы оценки эффективности организационных структур.

Объектом исследования является проектирование структуры организации. Объектом исследования является процесс, механизм, способы и методы проектирования структуры компании.

Глава 1. Теоретические основы проектирования структуры организации

1.1 Понятие организации и организационной структуры

Предваряя исследование проектирования организации, рассмотрим в первом параграфе рассмотрим понятие организации.


Понятие организации широко распространено, что провоцирует многообразие его трактовки. Эта дифференциация определения позволяет взглянуть на понятие подробнее и с разных сторон, а значит, объективнее.

Ряд исследователей определяет понятие организации в узком аспекте, как «учреждение или общественную структуру, то есть реально существующую, целенаправленно функционирующую социальную систему» [8]. Нередко данное определение трансформируется, на месте учреждения и структуры возникает «группа людей», обозначая таким образом все более социальное видение понятие организации. «Организация - представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» [2].

Некоторые исследователи такие как Иванова Т.Ю., Приходько B.И., приводя определение термина, обращаются к его происхождению от латинского языка, приходя к таким образом к определению синонимичному понятию структуры и порядка вовсе не апеллируя к его социальной сути: «Термин организация (от лат. organizare - сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте» [5].

Организации присуща структурированность ee составляющих, которые формируют единую целостность. Данная структура является продуктом сознательно управляемого образования, функционирующего для достижения общей цели.

Таким образом, организация может являться процессом и явлением, социальной общностью и структурой, воплощаться как в материальных, так и в нематериальных формах. Но так или иначе, организация не является хаотичным явлением, а представляет собой структуру.

Рассмотрим теперь подробней понятие организационной структуры управления – это по определению Иванова Т.Ю., Приходько B.И. «состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления» [5].

У Олянича Д.B. мы встречаем понятие структуры, подключающее историю возникновения термина: «Организационные структуры получили свое название по аналогии с деятельностью живой материи, живой клетки. Они являются более гибкими и адаптивными. Для них характерно небольшое число управленческих уровней, правил и инструкций, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне» [12].


Определение организационной структуры управления неминуемо подразумевает наличие иерархии. Иерархия является самым распространенным способом организации систем, будь то системы социальные или же существующие в природе. Для социальной системы иерархия служит организации составляющих аппарата, связей между его звеньями. Иерархия обеспечивает стабильность связей между элементами управления и стабильность функционирования системы в целом.

«B современной теории организации понятие "иерархия" применяется в основном для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управления организацией: иерархия властных полномочий, иерархия функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение, но службе, функциональное подчинение» [12]. Стабильность, обеспечиваемая иерархией, заключается в сопутствующем ей распределении компетенций и сфер ответственности, связанных с деятельностью организации.

Рассмотрим подробнее аспекты функционирования структуры организации:

- наличие организационной структуры позволяет избежать беспорядка и неопределенностей. Работники легко ориентируются в деятельности организации, осознают ee цели, поэтому способны осуществлять работу самостоятельно, как и руководители подразделений.

- деятельность сотрудников направляется разумно и выгодно с точки зрения продуктивности существования организации, нагрузка также распределяется между сотрудниками и отдельными подразделениями.

- структурированность организации не приемлет «кумовства» и наличия фаворитов в вопросах продвижения по карьерной лестнице, распределения зарплат и должностей.

- организованность способствует эффективному функционированию не только внутри, но и вне, в случаях взаимодействия с другими компаниями и предприятиями. Под «вне» так же имеются в виду – клиенты, к удовлетворению потребностей которых стремится организация.

Однако хороший руководитель обязан понимать, что схема структуры организации, впрочем, как и любая другая схема, носит абстрактный и иллюстративных характер, отчего не может охватить всех аспектов взаимодействия сотрудников и управления.

Для примера приведем несколько случаев, не поддающихся структурированию:

- как правило, в организационной структуре представлены лишь официальные каналы сообщения между сотрудниками, сотрудниками и управлением. B то время как параллельно с ними, Огарков A.A. отмечает: «неофициальные линии коммуникации и управленческие каналы влияния (телефонные и компьютерные сети дают возможность людям контактировать с другими быстро и эффективно)» [11].


- в основе схемы организационной структуры, как говорилось выше, находится представление об иерархии. К сожалению, данное представление нередко вводит сотрудников в заблуждения, постулируя то, что более высокой должности соответствует более высокая степень ответственности, что не всегда соответствует действительности. Степень ответственности не может зависть от положения в иерархии, и определяется скорей конкретно в каждом специфическом случае.

- схема сужает понимание сотрудниками их должностей, рамок дозволенного и недозволенного. Данный аспект значительно тормозит развитие работников, и как следствие, самой организации.

Подводя итого, отметим, структура организации, является в некоторых случаях упрощением представления о функционировании того или иного предприятия.

Перечислим же теперь условия позитивного существования организационной структуры.

Эффективно внедренная структура:

- не противоречит и способствует стратегии организации

- уместна в среде, в которой существует организация

- не содержит внутренних противоречий

Подводя итог, скажем, что структура однозначно помогает осуществлять эффективное управление организацией, ee руководящих структур в особенности.

Анализ определений используемого нами понятия организации выявил разнообразие трактовок, которые в свою очередь не могут не являться причиной рождения разных подходов. Структура организации, рассмотренная нами, раскрылась как система, содержащая как позитивные, так и негативные аспекты, что провоцирует возникновение различных способов формирования структур функционирования, к классификации которых мы перейдем в следующем параграфе.

1.2 Классификация и характеристики организационных структур

B виду стремительного технического и экономического развития XX век стал временем эволюции структур организации. Неотъемлемой частью теоретического осмысления многообразия организационных структур является их классификация.

Механистические, они же бюрократические структуры представляют собой жесткую иерархию, своего рода пирамиду устройства управления. Из названия следует, что функционирование их отличает жесткость и стабильность, присущая механизмам [12].

Органистические (адаптивные) структуры являются своего рода противоположностью вышеназванному типу структур. Опять же, как следует из названия, их отличает гибкость, способность адаптироваться. Так же к отличиям стоит добавить, что для органистических структур характерно малое количество уровней управления и иных ограничений, таких как устав, правила. Данный тип структуры предполагает большую самостоятельность в функционировании рабочих единиц организации.


Структуры органистического типа получили свое развитие в условиях развитой рыночной экономики и наличия конкуренции. Связанно это с необходимой в таких условиях склонностью к быстрой адаптации.

B крупных компаниях многоступенчатые структуры управления разделяют также по признаку дифференциации и выделяют: совмещенные структуры управления и стратифицированные. Оба из перечисленных видов представляют собой структуры, в которых на разных уровнях сосуществуют разные типы управления,

Стратифицированная структура представляет собой состоящую из двух видов структур управления, одна применяется на низком уровне, другая - на высоком. Совмещенная же структура отличается от стратифицированной тем, что разные типы управления в ней могут сосуществовать на одном уровне, порождая от двух и более признаков дифференциации. При данной структуре организации возникает более сложная система подчинения и соподчинения, что приводит к матричной организации [12].

До середины ХХ века отмечалось превалирование линейных и функциональных структур управления.

Линейная структура в основе представляет собой воплощенный принцип иерархии по вертикали, иными славами, соподчинение частей структуры происходит снизу вверх [11]. Ee характеризует единоличие, выражаемое в том, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный полномочие руководить подразделениями и выполнять все функции управления [5].

Функциональная структура управления строится по принципу полного распорядительства, а именно следующим образом: выполнение функций каждого из звеньев осуществляется в рамках его компетенции и является обязательным для выполнения. Таким образом, в функциональной структуре присутствует большое количество подразделений, между которыми осуществляется распределение задач и обязанностей. Специалисты и управление каждого из подразделений отвечают только за ограниченный набор задач и функций, в рамках ограниченной сферы деятельности.

Несколько позже, в середине ХХ века возникает структура, образованная комбинацией предшествующих моделей - линейно-функциональная структура. Данная структура управления характеризуется сгруппированностью должностных лиц в звенья по признаку выполняемых ими функций [11].

Линейно-функциональная структура управления является наиболее централизованной среди организационных структур, при этом весьма проста по строению. Простота обеспечивается однозначностью каналов коммуникации и сообщений по цепочки от управления к низовым уровням. Однако она является эффективной лишь пока управление способно контролировать сообщение между подразделениями и руководить реализацией ключевых видов деятельности организации.