Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Методика урегулирования конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты являются неотъемлемым спутником нашей жизни. И потому, даже лучшие методы управления коллективом в организациях не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово “конфликт”- от латинского корня и в буквальном переводе означает “столкновение”. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно, либо к конструктивному (например, к усилению групповой динамики) развитию коллектива, либо к деструктивным (например, к развалу коллектива) последствиям. Таким образом, конфликтная ситуация содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон проявляет свои действия, ущемляя интересы другой стороны. Если другая сторона отвечает тем же, конфликт переходит из потенциального в актуальный; далее он может развиваться как прямой опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Обе позиции ошибочны, ибо они приводят к значительным издержкам в деятельности организации. Первая позиция может препятствовать развитию нужных, полезных для организации конфликтов. Вторая - дает возможность свободно развиваться тем конфликтам, которые наносят вред организации в целом и работающим в ней людям, в частности. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами не нова и очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует более детального изучения.

Конфликтология как наука сложилась относительно не так давно. На протяжении длительного времени к конфликтам относились как к негативному явлению, которое нужно либо избегать, либо, вопреки своим представлениям и интересам, становиться потерпевшей стороной. В конфликте зачастую видели только негативные стороны.

Вместе с тем неизменно в конфликте проявляются и положительные стороны: возможность увидеть ситуацию, раскрыть позицию оппонентов, изменить свое отношение к ситуации и свое поведение.

Исследователи отмечают разнообразие конфликтов, их не только негативных, но и позитивных аспектов. Во многих ситуациях управленческой деятельности конфликт помогает выяснить истину и решить проблему. Поэтому полное отсутствие конфликтов в организации - невозможное явление (т.к. люди различаются по своему характеру, жизненному опыту, занимаемой позиции и т.д.). Это указывает на то, что в конфликте возможно развитие личности, изменение ценностей и социальных установок. Эти положительные стороны конфликта касаются глубинных структур личности, различных ее потребностей в любви, уважении, принятии, безопасности…


Целью данной работы является рассмотрение конструктивных способов решения конфликтов: рассмотреть подходы к изучению конфликта, выяснить, что такое конфликт, определить методы разрешения и профилактику конфликтов.

1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

1.1. Структура и динамика конфликта

В настоящее время в отношениях людей всегда существуют различные противоречия, которых не избежать. Риск возникновения конфликтов на рабочем месте особенно возрастает, так как работа обычно предполагает общение со многими людьми, а, следовательно, и со многими проблемами. Конфликты, в большинстве случаев, влияют на микроклимат коллектива, а также могут нанести вред здоровью сотрудника или вред самой организации.

Понятие конфликта происходит от латинского слова" conflict", что в переводе на русский язык означает противостояние, столкновение. В современном понимании конфликт - это сложное, многогранное явление, возникающее по разным причинам и мотивам: психологическим, политическим, экономическим, религиозным и др. Именно это разнообразие вызывает трудности в определении этой концепции, а также сложность управления конфликтами в современном обществе. Именно поэтому исследование в области «управления конфликтами» весьма актуальны[1].

Важное место, по мнению З.Фрейда, при влиянии внутренних противоречий на внешние признаки поведения человека оказывают механизмы психологической защиты.[2]

Э.Кливер: "либо вы часть решения, либо вы часть проблемы." Для начала нам нужно понять, что такое конфликт, каковы они и как они могут быть решены.[3]

На основе участия конфликты могут быть внутриличностными (конфликт с самим собой), межличностными (между двумя лицами) и организационными. Организационный конфликт, реальный или мнимый, имеет два типа - внутриорганизационный и межорганизационный. Межорганизационный конфликт возникает между двумя или более организациями. Хорошим примером межорганизационного конфликта являются различные конкурирующие между собой предприятия. Внутриорганизационный конфликт-это конфликт внутри организации, который может быть исследован на определенном уровне (например, отдел, рабочая группа, индивидуальный), и могут быть классифицированы как межличностные, внутригрупповые и межгрупповые. Межличностный конфликт, является ли он существенным или аффективным, относится к конфликту между двумя или более лицами (которые не представляются членами группы, частью которой они являются) той же или другой группы на том же или другом уровне в организации [4].


Конфликт и психологическая защита стала одним из первых объектов изучения психической реальности в рамках психоанализа. В 1895 году Фрейд в" исследовании психологии" констатировал важность конфликта в формировании невроза и в той же работе указал на сложность взаимосвязи психологической защиты и "я" как компонента личности. Данная проблема является одной из первых в развитии теоретических основ психоанализа[5].

Конфликт-это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Лучше было бы выявить конфликт на ранней стадии и прийти к взаимопониманию.

Исходя из объема, конфликты могут быть существенными и аффективными. Существенный конфликт связан с работой, а не с личностями, в то время как аффективный конфликт является производным от эмоций. Существенные конфликты могут быть связаны с фактами ситуации, методом или средствами достижения решения, целями или задачами и ценностями. Таким образом, она включает в себя конфликт задачи и конфликт процессов в своей сфере.

С другой стороны, аффективный конфликт (также называемый отношением или противоположностью благоприятного конфликта) касается межличностных отношений или несовместимости и фокусируется на эмоциях и разочарованиях между сторонами. Конфликт отношений входит в сферу эмоциональных конфликтов. Аффективный конфликт почти всегда препятствует совместному принятию решений. Исходя из результатов, конфликт может быть конструктивным или деструктивным, творческим или ограничительным, а также позитивным или негативным. Деструктивные конфликты также известны как дисфункциональные, потому что такие конфликты мешают группе достичь своих целей[6].

По нашему психологов, внутригрупповой конфликт - это не просто совокупность межличностных конфликтов, а столкновение между частями или всеми членами группы, влияющее на групповую динамику и эффективность группы и организации в целом[7].

Для того, чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, должен возникнуть инцидент, то есть действия сторон конфликта, претендующих на роль объекта. Для полного разрешения конфликтов необходимо участие третьей стороны, чтобы найти решение, которое удовлетворит обе противоборствующие стороны[8].


1.2. Функции конфликта

Конфликт интересов – естественный процесс, возникающий при столкновении двух или более мнений. При этом конфликт может выражаться как с точки зрения конфронтации, где победа одной из сторон конфликта приводит к поражению противоположной стороны, так и с точки зрения диспута, где в противовесе мнений выигрывает доминирующая позиция или рождается новая точка зрения, удовлетворяющая участников конфликта[9].

Можно сказать, что поведение человека в конфликте тесно связано с сильной фрустрацией. Фрустрация - это особое состояние психики, возникающее тогда, когда человек не может удовлетворить свои потребности в реальных либо предполагаемых ситуациях. Когда человек достигает свою цель, он испытывает огромное счастье, а когда кто-то или что-то мешает ему добиваться своей цели, то он впадает в отчаяние и чувствует раздражение и злость. Обычно, чем более важной является цель, тем больше разочарования и гнева приносит неудача в её достижении. В таком состоянии, человек может совершить немыслимые поступки, т. к. он подвержен ярости, страху и гневу[10].

Исследование внутриличностных конфликтов и механизмов психологической защиты З.Фрейд предполагал на двух уровнях: первый, на уровне топики, связан с борьбой структурных компонентов личности (Оно, Я, Сверх -Я) между собой, а второй уровень на основе экономики и динамики –конфликт между влечениями. Важно заметить, что З.Фрейд указал ключевой конфликт в жизни человека, который проявляется в детстве и связан он с переходом от диадных отношений к трехсторонним[11].

Именно конфликт, связанный с таким переходом, по мнению И.Холь, выступает значимой предпосылкой нормального психического развития, поскольку условием противоречия между структурными и динамическими элементами психики является минимальный уровень их развития и дифференциации[12].

Существует множество причин, по которым возникают конфликты, основные из которых:

- различия в ценностях. Очень распространенная причина конфликта. Например, подчиненный считает, что он всегда имеет право выражать свое мнение, но руководитель полагает, что он может высказывать свое мнение тогда, когда его спросят и делать то, что ему говорят.

- различия в целях, когда специализируемые подразделения сами формируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации;


- распределение ресурсов. Исходя из того, что ресурсы всегда ограничены, руководство решают, как наиболее эффективно их распределить, но люди всегда хотят получать больше. И таким образом, в данной ситуации возникают различные виды конфликтов, так как необходимость делить ресурсы почти неминуемо;

- плохая структуризация, когда не четко поставлены задачи[13].

Возможность конфликта выполнять конструктивную роль связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «омертвение» индивидуальной или групповой жизнедеятельности и стимулирует движение вперед. Кроме того, поскольку основой возникновения всякого конфликта является отрицание предшествующих отношений между сторонами, способствуя созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет и адаптивную функцию.

Большинство людей видят в конфликтах вещь неприятную. Но можно отнестись к конфликтам по-другому - увидеть в них потенциальный прогресс. Положительные последствия конфликта для отдельного человека могут также состоять и в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность. Позитивная функция конфликтов состоит в том, что они часто служат выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

Конфликты естественны во всех сферах повседневной жизни - на работе и дома. Таким образом, конфликт всегда присутствует и является сложной и значимой темой. Источников конфликтов достаточно много. Конфликт возникает в тех случаях, когда отдельные лица или группы не получают того, что им нужно или чего они хотят, и ищут свои собственные интересы.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных действий участников конфликта, вызванное расхождением интересов, норм поведения и ценностных ориентаций. Лучше было бы выявить конфликт на ранней стадии и прийти к взаимопониманию. Концепция конфликта является противоречивой. Конфликт можно выразить как процесс, когда восприятие (реальное или иное) приводит к нарушению желаемого состояния гармонии и стабильности во взаимозависимом мире.

Можно указать основные характеристики конфликта.

1. Конфликт-это процесс. Конфликт происходит поэтапно. Первый этап - это всегда непонимание. Другие этапы -это различия ценностей, отличие точек зрения, различия интересов и межличностные особенности. Это также называется процессом, поскольку он начинается с того, что одна сторона воспринимает другую как противостоящую или отрицательно влияющую на ее интересы и заканчивается конкурирующей, сотрудничающей, компрометирующей или избегающей[14].