Файл: Менеджмент как организационно - целевое управление (ООО «Статус»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Менеджмент представляет собой сложное и многогранное явление, которому сложно дать однозначное толкование. Это и сфера научного знания, и область практической деятельности по управлению организацией, и даже искусство: не зря еще некий древний мудрец сказал, что «искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» [18, с. 247]. В последние годы наука и практика менеджмента прочно и стабильно вошла в деловой обиход и стала привычным для деловых людей в России. В кризисных условиях все большее значение приобретает изучение основ менеджмента как организационно-целевого управления. В связи с этим тема данной работы представляется актуальной.

Цель работы – изучение менеджмента как организационно-целевого управления. Поставленная цель определила необходимость решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность понятий управления и менеджмента;
  • изучить цели, функции, типы менеджмента и рассмотреть менеджмент как систему управления ресурсами в организации;
  • изучить качества менеджера и особенности принятия управленческих решений;
  • дать общую характеристику исследуемому предприятию;
  • провести анализ структуры управления на предприятии;
  • провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
  • предложить меры по совершенствованию менеджмента на предприятии ООО «Статус».

Объект исследования – менеджмент. Предметом исследования является менеджмент как организационно-целеве управление.

Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента и теории организации: О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.П. Балашов, Г.М. Андреева и др. Труды указанных авторов заслуживают внимания и представляются надежными источниками информации, поскольку являются результатом многолетней работы экспертов и преподавателей ведущих вузов в России, имеющих ученую степень и успешно издающих собственные учебные пособия, одобренные Министерством образования и науки РФ.

Методы исследования. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, использовались методы индукции и дедукции, методы классификации, обобщения, сравнения, методы анализа и синтеза.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка использованных источников.


1. Теоретические основы менеджмента как организационно-целевого управления

1.1. Понятие управления и менеджмента

События 90-ых годов XX столетия были для России довольно трагичны. Системный кризис затронул все сферы общества, и одной из ключевых причин данного кризиса служил развал системы управления на государственном и производственном уровне. Потеря управляемости экономической системы отразилась сильнейшим спадом производства, снижением деловой активности и уровня жизни населения [15, с. 135].

Сейчас, в условиях развития рыночной экономики, меняются взгляды на многие аспекты деловой жизни, в том числе и на сущность и значение руководителя. На первое место выходит самостоятельность, инициативность, предпринимательские способности и готовность к оправданному риску.

Деятельность любого предприятия в кризисный период и после него требует управления – без него не представляется возможным ни успешное функционирование и развитие бизнеса, ни просто существование данного бизнеса на рынке. Управление представляет собой элемент и одновременно с этим функцию организованных систем разнообразной природы (социальных, биологических, технических и пр.), которая обеспечивает сохранность их структуры, поддержание существующего режима деятельности, реализацию цели и программы деятельности [1, с. 34].

Также можно сказать, что управление – это совокупность процессов, которые обеспечивают поддержание системы в текущем состоянии и (или) переход в новое, более жизнеспособное состояние организации посредством разработки и практической реализации целенаправленных воздействий.

К разработке управляющих воздействий относятся: сбор, передача и обработка необходимой информации, принятие управленческих решений [2].

Управляющее воздействие представляет собой воздействие на объект управления, нацеленное на достижение цели управления. Соответственно, результат управляющего воздействия есть управленческое решение, которое базируется на цели (целеполагание) [6, с. 123].

Поскольку управление – это воздействие, должны существовать:


  • среда (система управления);
  • средства (механизм управления);
  • действия (процесс управления).

Понятия «управление» и «менеджмент» зачастую используются в качестве синонимов, однако между ними есть и некоторые различия. Рассмотрим сущность данных различий.

«Менеджмент» – это слово пришло к нам из английского языка, и переводится оно как «управление». Однако в русском языке слова «менеджмент» и «управление» используются в различных контекстах. Люди, общаясь на русском языке, не говорят: «Я осуществляю менеджмент автомобиля» или «Мы осуществляем менеджмент выплавки стали». Они говорят: «Я управляю автомобилем» и «Мы управляем выплавкой стали».

Термин «менеджмент» традиционно используется в отношении людей, коллективов и организаций: менеджмент значит управление данной фирмой. Менеджмент можно рассматривать применительно к формальным (закрепленных законом) и неформальным организациям [4].

Согласно сложившейся литературной традиции в сфере управления, менеджмент имеет довольно широкую трактовку в Оксфордском словаре английского языка.

Так, менеджмент – это [7]:

  • искусство управления;
  • умение особого рода и административный навык, которому обычно можно обучиться;
  • административная единица, необходимая в любой организации.

Ключевой задачей работников в аппарате управления является эффективное применение и координация ресурсов организации (к которым относится финансовый капитал, здания, производственное оборудование, сырье и материалы, трудовые ресурсы, информация) для достижения целей этой организации [11].

В словаре иностранных языков перевод слова «менеджмент» на русский язык звучит как управление производственной деятельностью либо принципы, методы, средства и формы управления производством в своей совокупности, с целью увеличения результативности и прибыльности этого производства [12].

Менеджмент также можно рассматривать как интеграционный процесс, так как менеджмент должен решать разнообразные задачи, что в итоге обеспечивает достижение стратегических и тактических целей организации.

Кроме того, менеджмент – это [18, с. 15]:

  • умение применять на практике опыт, знания, умения и навыки для достижения целей фирмы;
  • область человеческого знания, которая способствует приобретению навыков управленческой деятельности;
  • подготовка группы людей к выполнению управленческой деятельности.

Также можно сказать, что менеджмент, по своей сути, является целенаправленным воздействием, которое согласует совместную деятельность. А управление представляет собой процесс разработки и осуществления (реализации) управляющих воздействий.


Наиболее частые подходы к определению сущности такого явления, как «менеджмент», представлены на рис. 1.

Рис. 1. Подходы к сущности менеджмента

Таким образом, на сегодняшний день менеджмент представляет собой область знаний, научную дисциплину, а также сферу профессиональной деятельности, которая направлена на обеспечение достижения целей предприятия посредством рационального применения имеющихся у организации ресурсов.

1.2. Цели и функции менеджмента. Менеджмент как система управления ресурсами в организации

Главной целью менеджмента в организации служит управление, ориентированное на успешную деятельность фирмы. Менеджмент нацелен на обеспечение выживания организации в конкурентной среде, сохранение места на рынке в течение длительного периода времени [8].

Согласно современной теории менеджмента, менеджмент на предприятии имеет ряд функций. Среди них можно отметить такие, как [6, с. 12]:

  1. Стратегическая функция. Она выражается в постановке главенствующих целей, выработке стратегии долгосрочного развития организации.
  2. Инновационная функция. Руководитель создает условия для внедрения инноваций, направляет и контролирует процесс разработки новых видов продукции и услуг.
  3. Административная функция. Она объединяет несколько подфункций [16]:
  • контрольная (оценка результатов деятельности организации);
  • организационная (распределение полномочий, задач, ресурсов);
  • направляющая (координация работы исполнителей);
  • кадровая (подбор персонала, расстановка сотрудников, организация повышения их профессиональной квалификации);
  • стимулирующая (мотивирование, вдохновение коллектива, поощрение и наказание).
  1. Коммуникационная функция. Установка внутренних и внешних связей, проведение совещаний, переговоров, разрешение конфликтов.
  2. Социальная функция. Руководитель поддерживает в коллективе комфортный морально-психологический климат, устанавливает нормы поведения, заботится о своих подчиненных.

По признаку содержания выделяют следующие типы менеджмента [14, с. 112]:

1) нормативный менеджмент занимается разработкой и реализацией философии организации, определяет ее миссию, позицию на рынке, а также формирует общее стратегического направление организации [11];


2) стратегический менеджмент ориентирован на разработку конкретных стратегий, относящихся к разным промежуткам времени, и обеспечивает стратегический контроль за их осуществлением на практике;

3) оперативный менеджмент занимается разработкой тактических и оперативных мероприятий, нацеленных на реализацию на практике уже разработанных стратегий развития фирмы.

Таким образом, менеджер отвечает за ключевые процессы и состояние своей организации или ее подразделения. Он является ее главой, осуществляет текущее управление, оперативно решает возникающие вопросы, но главное – руководитель определяет стратегические цели бизнеса, задает вектор развития для всей организации [2].

Термин «организация» имеет латинское происхождение и произошло от смыслового корня organizo, который означает «придаю стройный вид, устраиваю». При всем разнообразии видов, масштабов и сфер деятельности различных существующих на данный момент организаций, они имеют ряд общих признаков, а именно [1, с. 13]:

  1. имеют цель своей деятельности;
  2. между членами организации существуют устойчивые связи, а также присутствуют правила и нормы, которые определяют порядок взаимоотношений между членами (так называемая организационная структура и культура);
  3. происходит регулярное взаимодействие с внешней средой;
  4. для достижения целей организации используются разные ресурсы.

Последнее положние особенно важно и позволяет перейти к рассмотрению особенностей системы менеджмента как системы управления ресурсами организации [19].

Говоря о ресурсах организации, стоит упомянуть, что идея организации как открытой системы была предложена специалистом по теории управления Ч. Барнардом еще в 1930-х годах, но для широкого признания этой концепции потребовалось 30 лет. Сегодня, говоря об организации как системе, имеют в виду именно открытую систему. Другими словами, признается, что организация непрестанно взаимодействует с внешней средой, а деятельность организации описывается в терминах входящих ресурсов, процесса трансформации, выходящих ресурсов, обратной связи и внешней среды (см. рис. 2).

Рис. 2. Организации как открытая система

Так, входящими ресурсами любой фирмы являются сырье, финансы, люди, информация и другие ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг [14]. В процессе трансформации эти ресурсы превращаются в готовые товары или услуги под воздействием работников, управленческой деятельности и применения технологий и методов работы, используемых в данной организации. Выход включает в себя товары и услуги, финансовые результаты деятельности компании, а также человеческий фактор, например степень удовлетворенности работой и уровень производительности труда работников [11, с. 108].