Файл: Менеджмент как организационно - целевое управление (ООО «Статус»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление ресурсами в организации отражает сущность системы менеджмента. Ресурсы организации применяются для достижения конкретных целей [17]:

  1. Экономическое и техническое развитие.
  2. Обеспечение финансовой устойчивости.
  3. Увеличение конкурентоспособности организации.

В систему менеджмента в качестве фундамента входит управление материальными, финансовыми, природными и трудовыми ресурсами организации (см. рис. 3).

Рис. 3. Ресурсы организации

Материальные ресурсы представляют собой материально-техническую основу организации:

Средства труда – это совокупность орудий труда, которыми оснащена организация согласно производственному назначению. Предметами труда называются различные материалы, используемые для производства товаров и услуг [18].

Финансовые ресурсы организации – это совокупность денежных средств, формируемых в организации из собственных, заемных и привлеченных источников. Финансовые ресурсы служат экономической базой организации. Источниками образования финансовых ресурсов организации могут быть [19, с. 11]:

а) собственные и приравненные к ним средства (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы);

б) ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке;

в) поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения (страховые возмещения; паевые взносы; дивиденды и проценты по ценным бумагам; бюджетные субсидии) [8].

Природные ресурсы – это земельные, лесные, водные, биологические, минеральные ресурсы. Они становятся частью ресурсов предприятия только тогда, когда вовлечены в промышленно-производственный оборот [19].

Трудовыми ресурсами является персонал организации. Это активная составная часть ресурсов организации, ориентированная на главенствующую роль в производственном процессе. Для планирования, анализа и управления персоналом всех сотрудников организации классифицируют по ряду признаков. К примеру, в зависимости от характера участия в производственном процессе персонал предприятия подразделяется на промышленно-производственный (ППП) и непромышленный.

Таким образом, ресурсы любого вида: материальные, природные, финансовые, трудовые – важны для слаженной и эффективной работы.

При этом менеджмент как управление различными ресурсами в организации основывается на следующих принципах [11]:


- рациональное использование ресурсов;

- дифференцированный подход к управлению ресурсами разных видов с учетом их особенностей;

- организационная согласованность управления ресурсами;

- регулярное совершенствование методов управления ресурсами; 

- организованное и экономически рациональное соотношение централизации и децентрализации.

Можно заключить, что эффективное осуществление менеджмента, то есть управления разного рода ресурсами в организации, может положительно повлиять на итоговые показатели деятельности компании, улучшить производительность труда и помочь в достижении преимуществ в рыночной конкуренции.

1.3. Качества менеджера и особенности принятия управленческих решений

Лидерство как одна из современных концепций менеджмента в своей главной идее исходит из того, что «именно через лидерское поведение руководителю удается наилучшим образом объединить, воодушевить и мотивировать людей на выполнение общей задачи» [1, с. 218]. В конце XX века в теорию и практику менеджмента была привнесена идея ситуационного лидерства, говорящая о том, что получение власти основано на личности носителя этой власти. Обуславливается это тем, что лидерство по своей сути является умением наиболее эффективно использовать в конкретной ситуации не только должностную основу власти, но и другую – личностную, за счет которой «власть над людьми» превращается во «власть от людей».

По мнению выдающегося отечественного ученого и педагога
Г.М. Андреевой, проблема лидерства и руководства является одной из ключевых проблем социальной психологии, ибо «оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции» [1, с. 219]. Важно сделать уточнения и указать на различия между терминами «лидер» и «руководитель». Они таковы:

1) Лидер выдвигается группой стихийно, неформально; руководитель всякой реальной социальной группы назначается либо избирается формально, под контролем высших инстанций.

2) Феномен лидерства менее стабилен, выдвижение лидера во многом зависит от настроения группы; руководитель же – это социальный феномен, он представляет группу в высших макроструктурах, и его положение более стабильно [13].


3) Руководство, в отличие от лидерства, использует более широкий набор санкций, которых в руках лидера нет.

Хотя по происхождению и некоторым чертам своей деятельности лидер и руководитель различаются, в характеристиках их деятельности существует много общих черт, что и дает право при рассмотрении проблемы описывать эту деятельность как идентичную [10]. И действительно, лидер и руководитель имеют дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать своих подчиненных, нацеливать их на решение определенных задач и заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидерство не существует вне руководства, не заменяет его, а дополняет.

Говоря о том, каким же должен быть идеальный руководитель, в современной теории менеджмента выделяют семь важнейших свойств лидерства [18, с. 147]:

  1. Искренность. У настоящего менеджера то, что он произносит на публику, и то, что делает на самом деле, совпадает. Это порождает веру людей в его честность и справедливость.
  2. Решительность. Предварительно выслушав различные мнения и поняв точку зрения своих подчиненных и коллег, лидер самостоятельно принимает окончательное решение, опираясь на свое собственное суждение о том, что на данный момент правильно.
  3. Концентрация. Результативность руководителя напрямую зависит от способности фокусироваться на решении приоритетных задач.
  4. Личное участие. Эффективный руководитель внимателен к своим подчиненным и вникает во все существенные процессы, которые происходит в его организации [8].
  5. Умение работать с людьми – жесткость и мягкость. Настоящий лидер способен найти оптимальное сочетание между «кнутом» и «пряником» и чередовать требовательность, жесткость с мягкостью и внимательностью, заботой о коллективе.
  6. Коммуникации. Лидеры поощряют и поддерживают стабильные коммуникации внутри группы, а также с внешней средой и уделяют этому достаточно времени.
  7. Всегда вперед. Эффективный руководитель всегда развивается как личность и как профессионал, изучает новое, приобретает опыт и постоянно ставит новые амбициозные цели, «заражая» своим энтузиазмом коллектив.

Таким образом, можно заключить, что эффективное лидерство требует от руководителя наличия многих разноплановых качеств и умений. К сожалению, на практике не все менеджеры обладают этими качествами, а также превратно понимают свою начальствующую роль. В итоге управление во многих организация далеко от описанного идеала [14].


Несмотря на уникальность каждого управленческого воздействия, существуют определенные закономерности, позволяющие выделить среди всего многообразия управленческих стилей однородные и сгруппировать их в категории.

На основе практических экспериментов, проведенных американскими психологами К. Левиным, Р. Липпитом и Р. Уайтом в рамках школы групповой динамики, была разработана одна из самых популярных теорий лидерства. Данная теория постулирует существование трех типов лидеров (руководителей) [18, с. 148]:

  1. Авторитарный лидер. Такой лидер характеризуется единоличным управлением, предъявлением большого количества требований к подчиненным, он строг и формален в обращении с персоналом, ориентирован на результат. Социально-психологические факторы игнорирует. В общении с подчиненными соблюдает дистанцию. Считает наказание основным методом стимулирования [10].
  2. Демократический лидер. Такой лидер опирается на свой коллектив, поощряет дискуссии, инициативу, творчество, сознательность и умеренную самостоятельность. Ориентирован не только на результаты, но и на способы их достижения. Принимая решения, советуется с коллективом. Сторонник разумной дисциплины, равномерно распределяет ответственность.
  3. Лидер либерального (попустительского) типа пассивен, безразличен к происходящему в коллективе, отличается низкой требовательностью, отсутствием дисциплины. Не желает брать на себя ответственность. Контроля над ситуацией и подчиненными не имеет, предоставляет им полную свободу действий [18].

Таким образом, существуют три основных типа лидеров (руководителей): авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из этих типов имеет свои особенности, достоинства и недостатки, влияющие на работу коллектива всей организации или вверенного менеджеру структурного подразделения. При этом нужно отметить, что ни данная классификация, ни какая-либо другая не могут охватить все стороны и все проявления индивидуального и уникального стиля руководства каждого конкретного менеджера.

Для выполнения управленческих функций руководителю необходимо эффективно принимать решения. Улучшения процесса принятия объективных решений в случаях исключительной сложности достигается за счет применения научного подхода к этому процессу, а также моделей и количественных методов принятия решений [19].

Решение представляет некоторый процесс, который складывается из отдельных процедур и актов. Решение подразумевает предварительное осознание целей и средств достижения. Осознание является процессом, который основывается на информации о целях и средствах достижения. Но это – не простое преобразование информации, а гораздо более сложный процесс, который предполагает взаимосвязь целей и средств. Когда цель задана, то процесс осознания заключается в восприятии и осмыслении того, что задано вместе с установлением связей между целью и средствами достижения [10].


Если цель не задана и ее надо определить (или, по крайней мере, уточнить), тогда в осознание включается волевой акт. Волевой фактор представляется одним из моментов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Число возможных целей может быть также очень велико, так что не существует точного способа определить или выбрать наилучший вариант. В этом случае решающее значение приобретает волевой выбор. Точно так же волевой момент приобретает решающее значение, когда нет строгого способа однозначно выбрать между конкурирующими альтернативами [17].

Управленческое решение является результатом анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из многочисленных вариантов достижения конкретной цели системы управления [16, с. 12].

Главнейшим резервом роста эффективности всего производства служит повышение качества решений, которые принимаются руководителем.

К управленческому решению предъявляется ряд требований, к числу которых можно отнести:

  • своевременность;
  • всестороннюю обоснованность решения;
  • полномочность;
  • необходимую полноту содержания;
  • согласованность с принятыми ранее решениями [9].

Всесторонняя обоснованность решения означает, прежде всего, необходимость принятия его на базе максимально полной и достоверной информации. Однако только этого недостаточно. Оно должно охватывать весь спектр вопросов, всю полноту потребностей управляемой системы. Для этого необходимо знание особенностей, путей развития управляемой, управляющей систем и окружающей среды. Требуется тщательный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических возможностей, целевых функций развития, экономических и социальных перспектив предприятия, региона, отрасли, национальной и мировой экономики.

Всесторонняя обоснованность решений требует поиска новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, то есть формирования передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи социально-экономической системы. Преждевременно принятое решение не находит подготовленной почвы для его реализации и развития и может дать импульсы для развития негативных тенденций. Запоздалые решения не менее вредны для общества. Они не способствуют решению уже «перезревших» задач и ещё более усугубляют и без того болезненные процесс [20].