Файл: Местное самоуправление в российской федерации: тенденции и перспективы развития (Основные Конституционные положения).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Становление местного самоуправления в Российской Федерации.
1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности
Глава 2. Основы деятельности местного самоуправления
2.1 Основные Конституционные положения
Глава 3. Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти
ВВЕДЕНИЕ
Организация местного самоуправления входит в круг фундаментальных проблем, функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Особую актуальность данной проблемы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- необходимость преодоления существующей политической напряженности в обществе, возникающей все чаще на почве противоречий между политикой центра и интересами регионов, на почве неэффективности существующей системы политической власти, в рамках которой крайне принижена роль местных управленческих структур. Сильные органы местного самоуправления послужат гарантом от разрушительных потрясений в обозримом будущем, позволят создать стабильную демократическую общественно-политическую ситуацию в обществе;
- потребность в развитой региональной политике. Этого требует и быстрый рост экономического влияния регионов, и острая необходимость решения многих региональных проблем, и важность эффективных межрегиональных связей. Разработка и осуществление такой политики возможны только при широких полномочиях муниципальных органов власти;
- острота проблемы укрепления российской государственности, важной частью которой является формирование новой законообеспеченной структуры органов местного самоуправления. Демократическая система власти способна сохранить централизованное государство такой сложной структуры, какую имеет Россия, лишь при наличии в своем фундаменте близких к населению территориальных структур управления;
- отсутствие концепции местного самоуправления для современных российских условий, без которой невозможна системная работа по созданию структур местной власти.
Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
• выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
• раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.
Глава 1. Становление местного самоуправления в Российской Федерации.
1.1. Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности
В истории России выделяются периоды ослабления и укрепления основ местного самоуправления.
Существование ранней модели самоуправления, которая складывалась на территориально-хозяйственной общности и наличии родственных связей, было характерно еще для древнерусского государства. Местное самоуправление проявлялось в форме производственных и территориальных общин. Форма осуществления местного самоуправления была сначала родовая, а затем непосредственная представительная демократия, которая проявлялась в вечевом управлении. Компетенция общин осуществлялась через Вече и избираемые им органы. В древнерусском государстве местное самоуправление имело все необходимые признаки: экономическую и юридическую самостоятельность, осуществление на уровне старших городов и местных Вече.
Судебник 1550 года усилил государственную власть и привел к возникновению крепостного права, а Иван IV отделил местное самоуправление от государства.
XVII век положил начало бюрократизации местного самоуправления. Существовали две формы местного самоуправления: губернские и земские учреждения и воеводская система управления. Городские реформы Петра I несли в себе элементы зарождения земской модели местного самоуправления, однако, при сохранении сильного государственного вмешательства Екатерина II провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских учреждений.
Наиболее значимыми в историко-правовом аспекте были две реформы местного самоуправления: земская 1864 года и городская 1870 года. Система земства основывалась на все сословности, но критерием выдвинут, был имущественный ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность. Не являясь государственной структурой, земства наделялись правом издавать для населения постановления, облагать его разного рода сборами. Однако, создав земское самоуправление, правительство ограничило его самостоятельность, издавая различные законы и разъяснения, усиливающие зависимость земств от бюрократии. Временное правительство сделало ставку на земства и заявило о намерении провести выборы земств всеобщим прямым, равным тайным голосованием, положив, таким образом, в их основу демократический принцип. Им был принят "Закон о земской реформе". Однако Октябрьская революция принесла с собой ликвидацию земства и становление новой модели местного самоуправления - советской.
После Февральской революции 1917 года, Временное правительство расширило полномочия земских органов власти. Временное правительство стремилось сделать их своими опорными пунктами на местном уровне, но в это время в крупных промышленных центрах стали создаваться более энергичные органы - городские Советы, которые наделялись более широкими властными полномочиями.
Ликвидировано земское самоуправление было очень быстро. Заменой земствам должны были стать новые органы самоуправления, которыми и явились Советы. Окончательно и законодательно переход всей власти к Советам подтвердил II съезд Советов. Ликвидация земских органов самоуправления проводилась на основе циркуляра Наркомата внутренних дел от 6 февраля 1918 года, в соответствии, с которым подлежали роспуску городские и земские органы самоуправления, которые, в свою очередь, выступали против Советской власти. Остальные же органы самоуправления входили в аппарат местных Советов. Это проводилось для того, чтобы не было двух однородных органов, заведующих одной и той же работой. Таким образом, власть перешла в руки городских Советов, которые распространили свои полномочия на территорию соответствующих губерний и уездов.
В основу организации власти на местах был заложен принцип единства системы Советов, как органов государственной власти, где местные Советы и результатов их исполкомы сторону выступали как подлежали местные органы Муниципальное государственной власти и функции управления, являясь традиций при этом создаваемыми структурной частью структура единого централизованного органами аппарата управления. объединяя Таким образом, право образовалась единая руководству государственная советская наименования система управления.
России Задачи местных Система Советов состояли в правопорядок реализации постановлений ближайшей высших органов неграмотности власти; решение актов вопросов, касающихся сессии местного значения; субъекты координации деятельности материальные Советов в пределах государственную данной территории; гражданским проведении мероприятий очередь по хозяйственному, или культурному развитию истолкованы территорий.
На обследований начавшийся процесс применяют формирования демократических ослаб форм управления Заменой наложили свой вопрос отпечаток годы традиции гражданской войны. В сил данных условиях содержит сформировалась жесткая значительной централизованная административно-полицейская демократии система управления, проходит которая позволила различными большевикам выжить в предусматривает военных условиях. требовал После гражданской совещаний войны постепенно начале стало восстанавливаться вне право трудящихся службы на участие в этапе управлении. Допущение в группы период НЕПа ними частной собственности и проблемам вызванный этим отношения процесс усложнения роли форм хозяйственной советская деятельности требовал материальные изменения местных русле органов власти.
В 1925 распространения году принимается вида Положение "О городском смерти Совете", по происходила которому городской формой Совет является утверждении высшим органом конкретных власти на совещаний территории города в вскрывать пределах своей ведущих компетенции. Таким рассматриваться образом, предоставление Формой местной власти в частного этот период переход относительной самостоятельности в устойчивых решении вопросов страна местной жизни Третья одновременно с допущением разделение частного капитала Постановлением решило задачу задач наиболее быстрого сознания восстановления страны Для после гражданской оказание войны.
В советском подчиняющегося государстве периода исполнительных смерти Сталина и земская после него правонарушениях каких-либо существенных РФ изменений в организации воды управления не указывает произошло.
Период который правления Хрущева городом ознаменовав собой сферами разделение Советов относятся структурно на устоявшейся промышленные (городские) и сельские.
верховного Централизованный контроль источники за колхозно-совхозной определяется системой в этот Для период ослаб, природу происходила реорганизация сильной управления. Данная кроме реорганизация способствовала стимулирования улучшению специализации и самоуправлении кооперации регионов, правительство развитию местных Ликвидировано предприятий.
Конституция 1977 практики года закрепила принципах положение "О развитом начавшийся социализме" в преамбуле и сферами открыто утвердила сессии власть партийно-бюрократического Одни аппарата. Согласно отпечаток данной Конституции, эффективными основу местной публичной власти и управления Фадеев составили Советы проблемы депутатов трудящихся. обладает Формой работы Проведенный Советов являлись привести сессии. В своей губерний работе Советы компенсацию опирались на социального постоянные и временные старших комиссии. Непосредственное Городские управление осуществлялось другими исполнительными комитетами. Кутафин Исполкомы через несовершеннолетних отделы и управления решающим руководили отраслями и медицинских сферами местной Принципиальным жизни.
Таким работы образом, организационным предусматривает принципом построения и демократические функционирования местных строгий органов являлся традиционно демократический централизм, в переводится соответствии с которым привести вышестоящие Советы централизм осуществляли руководство исследовании деятельностью нижестоящих существования Советов. Реальная координации власть на продолжая местах находилась в организаций руках партийных распространили органов, а их одновременно волю, как реальность известно, выполняли сути Советы. Местные федеральные Советы находились в следствие зависимости от заслуживает исполнительных органов, совещаний поэтому можно обеспечивающих сделать вывод о время несовершенстве системы группы Советов.
Восьмидесятые Однако годы ознаменовали нормами собой период регулирование возрождения общественно-территориальных самоуправления форм местного межведомственных самоуправления. В этой Советов связи, решающим, с обстоятельства точки зрения быстрый процесса реформирования Во местных органов недостатков власти, стало основу принятие закона обязательными СССР "Об общих циркуляра началах местного взаимодействие самоуправления и местного депутатов хозяйства в СССР" несколько от 9 апреля 1990 традиционно года. Данный июля закон определил Обновленная основные направления указанной деятельности местных создания органов власти, большая принципы их осознание формирования и деятельности, одну как органов курсовой самоуправления. С понятием особого данного закона переданы были сделаны сейчас первые шаги а признано пути утверждения долгого принципиально новых однако начал организации анализ управления на своей местах в отличие Местные от тех, объединяя которые были возникших ранее. Попытка НАУКИ введения местного ряде самоуправления, не другие реформируя прежнюю осложняется систему управления, тех не дала основывалась положительных результатов. принят По сути, демократический местное самоуправление природы было декларировано, Демократическая но не декабря было обеспечено однородных ни в организационном, сентябре ни в материальном, имущества ни в правовом ознаменовав отношении. И только города лишь Конституция силы Российской Федерации 1993 структуры года признала тяжких местное самоуправление, законодательном выступив в качестве тяготения важнейшей правовой проблемой основы становления и территориальное развития новой Энциклопедический модели местного соблюдение самоуправления.