Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Экспериментальное исследование адаптации первоклассника к школьному обучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упражнение 4 «Подарки».

Цель: создание условий для содействия в установлении дружеских отношений в коллективе.

Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.

Время проведения: 10-15 мин.

Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки. Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально (т.е. с помощью мимики, движений, жестов) покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу»

Упражнение 5 «Мостик Дружбы».

Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для благоприятного психологического климата.

Оборудование и материалы: помещение, стулья, коррекционная сказка «Создание Лесной школы»

Время проведения: 15 - 20 мин.

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем «построить» мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Чтение и анализ сказки «Создание Лесной школы» (Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки).

Рефлексия:

Цель: создание условий для получения обратной связи.

Оборудование и материалы: помещение, стулья.

Время проведения: 7-10 мин.

Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.

Таким образом, в данном подпункте мы рассмотрели содержание системы занятий, направленных на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ и эмпирическое исследование позволили сделать следующие выводы:

  1. Адаптация первоклассников - играет очень важную роль в дальнейшем обучении ребенка, его успешности и мотивированности на сам процесс получения знаний и выполняемую деятельность;
  2. Способы взаимодействия ребенка с различными трудными ситуациями проявляются либо в форме психологической защиты, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы.
  3. В начале своей школьной жизни ребенок встречается с рядом проблем, стрессовыми ситуациями, в которых учится, приобретает жизненный опыт.
  4. Чтобы справиться с эмоциональными проблемами, ребенок использует как неосознанные защитные механизмы, так и осознанные знания, умения и навыки, которые он приобрел, до, в том случае, если адаптация проходила успешно, или в процессе обучения.

Нами было проведено экспериментальное исследование адаптации первоклассников к школьному обучению и причин возникновения психических блоков как защитной реакции на внешний раздражитель, анализируя результаты которого, мы выявили, что большинство, поступивших в первый класс, в последнее время, испытывает ряд трудностей в адаптации к школьному обучению, принятию требований и соблюдении правил образовательного учреждения. В обязанность педагога-психолога входит: создание условия для успешной адаптации детей к процессу обучения и взаимодействия, как между собой, так и с педагогом.

Таким образом, цель, проведенной работы достигнута, все задачи решены в полном объеме, выбор методов исследования адекватен поставленным задачам.

Список использованных источников

  1. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких. - Москва: «АСТ», 2004.
  2. Битянова, М.Г. Адаптация ребенка в школе /М.Г. Битянова. - Москва, 1998.
  3. Венгер, А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - Москва, 2004.
  4. Вьюнова, Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар. - Москва - 2005.
  5. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Вьюнова. - Москва: Академический проект, 2005. - 142 с.
  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. - Москва; 1984г., 432 с.
  7. Гуткин, Н.И. Психологическая готовность к школе/ Н.И. Гуткин. - Москва: Образование, 1996.
  8. Дубровина, И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Психология / И.В. Дубровина Е.Е., Данилова, А.М. Прихожан. - Москва «Академия», 2003. с.380-381, 438-446.
  9. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 2-е издание / И.В. Дубровина. - Москва: Издательский центр «Академия» - 1999 г. - 166 с.
  10. Дубровина, И.В. Практическая психология образования, Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / И.В. Дубровина. - Москва: ТЦ «Сфера» - 2000 г. - 528 с.

11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - Санкт-Петербург, 2004.

12. Ефимова, С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться / С.П. Ефимова. - Москва: «АСТ», 2003.

13. Журавлев, Н. Д. Первый раз в первый класс / Н.Д. Журавлев. - Москва, 2004, с.17-19.