Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Экспериментальное исследование адаптации первоклассника к школьному обучению).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 .Теоретические подходы к проблеме адаптации детей в условиях первого класса школы.
1.1.Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.2.Адаптация детей, поступающих в первый класс
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1.База и методы исследования
2.2.Анализ результатов исследования
2.3.Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 2«Я и мое имя».
Цель занятия: создание условий для формирования устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности,
Задачи занятия:
- Создавать среду, посредством которой будет происходить формирование учебной мотивации;
- Создавать атмосферу психологической безопасности, дать возможность почувствовать собственную значимость.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, листы бумаги, ручки,
карандаши или фломастеры.
Время проведения: 35-45 мин.
Упражнение 1 «Передай движение по кругу».
Цель: создание условий для мотивации на совместную работу, создание условий для формирования положительного эмоционального фона.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 3-5 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Недостающий стул».
Цель: создание условий для снятия эмоционального напряжения.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 5-7 мин.
«Недостающий стул» (поменяться местами по каким-либо признакам, оговариваемым человеком в центре круга).
Упражнение 3 «Я знаю, как тебя зовут».
Цель: создание условий для поддержания доброжелательной атмосферы в группе, создание атмосферы психологической комфортности.
Оборудования и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой, эстафетная палочка.
Время проведения: 7-10 мин.
Все дети садятся в общий круг. Педагог объясняет задание: сейчас зазвучит музыка, пока она звучит, вы передаете друг другу эстафетную палочку. Как только она затихает, тот, у кого эстафетная палочка, встает, проходит по кругу и тому, кого знает по имени, кладет руку на плечо и называет его имя. Игра продолжается не более 5-7 раз.
Рефлексия.
Упражнение 4 «Слушай хлопки! ».
Цель: создание условий для развития свойств внимания, произвольности поведения.
Оборудования и материалы: помещение, стулья, ручки, карандаши, листы бумаги.
Время проведения: 10-15 мин.
Дети двигаются свободно в группе (можно под музыку). Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10-20 сек.
- Поза «аиста» - ребенок стоит на одной ноге. Поджав другую.
- Поза «лягушки» - присесть, пятки вместе, носки и колени в сторону, руки между ногами на полу.
- Дети возобновляют ходьбу.
Рекомендации: Проигрывание игры не более 4-х раз с добавлением ещё 2-х поз (зайчики, лошадки и т.д.)
Рефлексия.
Упражнение 5 «Найди свою половинку».
Цель: создание условий для расширения знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу.
Оборудования и материалы: помещение, стулья, открытки разрезанные пополам, цветные карандаши, фломастеры.
Время проведения: 3-5 мин.
В центре круга разложены открытки, разрезанные пополам. Задание: по команде педагога дети должны встать взять половинку открытки и найти того, у кого вторая половинка открытки. После этого со своим партнером взять один стул, поставить его в общий круг, затем один из партнеров садится на стул, а другой встает у него за спиной.
Рефлексия.
Цель: создание условий для получения обратной связи.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 5 - 7 мин.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 3 «Школьные правила»
Цель занятия: создание условий для содействия осознанию позиции школьника, знакомство детей с правилами поведения на уроке и перемене, создание условий для формирования познавательных и личностных УУД.
Задачи занятия:
- Ознакомить детей с правилами поведения в школе;
- Развивать умения адекватно выражать свои мысли.
- Оборудование и материалы: помещение, стулья, набор «Школьные знаки», комплекты геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».
Время проведения: 55 мин. - 1 час.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для положительной рабочей атмосферы.
Оборудование и материалы: набор «Школьные знаки», комплекты
геометрических фигур, текст сказки «Школьные правила».
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Урок или перемена».
Цель: создание условий для знакомства детей с правилами поведения на уроке и перемене.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 5 - 8 мин.
Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.
На уроках и переменах школьники ведут себя как? (по-разному)
Сейчас я буду кидать мяч одному из вас и называть разные действия, а вы отвечайте, когда это делают школьники - на уроке или на перемене:
- Читать;
- Играть;
- Разговаривать с друзьями;
- Просить у друга ластик;
- Писать в тетради;
- Отвечать на вопросы учителя;
- Решать задачки;
- Г отовиться к уроку;
- Есть яблоко.
Рефлексия.
Упражнение 3 «Составь фигуру».
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов и формирования положительного отношения к школе.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, геометрические фигуры, листы бумаги.
Время проведения: 10-12 мин.
Детям из геометрических фигур предлагается создать аппликацию на тему «Школа».
Сейчас мы с вами отправляемся в в сказочную страну, которую вы сейчас создали из своих аппликаций. А передвигаться мы будем на паровозике.
Рефлексия.
Упражнение 4 «Игра в паровозик».
Цель: создание условий для того, чтобы научить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, магнитофон с музыкой.
Время проведения: 15-20 мин.
Детям предлагается разойтись по классу. Выбирают водящего: он будет паровозиком. Его задача - под музыку пройти по всему классу и собрать «пассажиров» со всех станций.
По дороге нам встречаются разные дорожные знаки.
Рефлексия.
Упражнение 5 «Школьные знаки».
Цель: создание условий для помощи обучающимся в осознании новых требований и формировании внутренней потребности в их исполнении, создание условий для развития самоконтроля в поведении.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, сказка «Школьные правила»
Время проведения: 10 - 12 мин.
Ребята, а вы обращали внимание на дорожные знаки? Для чего они нужны?
Дорожные знаки помогают нам, они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать на них внимания - быть беде.
А что такое правило? (правило - это значит делать правильно)
А зачем нам правила, может быть, мы и без них обойдемся? (неприятности никто не любит, поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить)
Как вы думаете, а в школе есть правила?
Чего нельзя делать на уроке?
А как надо вести себя на перемене?
Чтобы мы не забыли о правилах для учеников, нам нужны свои знаки.
№1. На уроке нельзя разговаривать друг с другом, иначе можно все прослушать и ничего не узнать, поэтому в вашем классе будет висеть вот такой знак.
№2. Мы уже знаем с вами, что когда все кричат с места, ответов не слышно, поэтому о том, что нельзя кричать с места, даже если знаешь ответ, нам будет напоминать вот такой знак.
№3. А можно ли подсказывать другим ответ, когда учитель спрашивает не вас? О том, что в нашем классе нет места подсказкам, нам напомнит вот этот знак.
№4. А что делать, если хочешь о чем-то спросить или ответить на вопрос?
Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.
№5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?
Чтобы у нас все хорошо получалось и весело училось, мы должны быть всегда дружны и нет места спорам в классе.
Мы прибыли на конечную станцию.
Чтение и анализ сказки «Школьные правила»
Рефлексия.
Упражнение 6 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата, получение обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 4 «Собираем портфель».
Цель занятия: создание условий для помощи обучающимся в осознании новых требований и формировании внутренней потребности в их исполнении, создание условий для развития познавательных и личностных УУД.
Задачи занятия:
- Создавать среду для развития познавательных функций.
- Способствовать формированию способности саморегуляции поведения;
Оборудование и материалы: помещение, стулья, текст сказки «Собирание портфеля», бланк к упражнению «Раскрась по инструкции», бланк к упражнению «Обведи по контуру»
Время проведения: 35-50 мин.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для приветствия участников группы, создание условий для положительной рабочей атмосферы.
Оборудования и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника, сидящего рядом справа.
Упражнение № 2 Чтение и анализ сказки «Собирание портфеля»
Цель: создание условий для формирования положительного отношения к обязанностям школьника, создание условий для того, чтобы первоклассник правильно собирал портфель.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, сказка «Собирание портфеля»
Время проведения: 3-5 мин.
Детям предлагается выбрать те предметы, которые должен взять в школу первоклассник и наклеить их на бумагу, на которой изображен контур портфеля.
Упражнение 3 «Раскрась по инструкции».
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 10-12 мин.
Дети должны раскрасить геометрические фигуры в соответствии с инструкцией (с учетом пространственной ориентировки: право-лево; верх - низ, порядковый номер и т.д.).
Рефлексия.
Упражнение 4 Игра «Запомни порядок».
Цель: создание условий для развития свойств памяти.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Выбирают 5-6 детей. Остальные - «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 игроков выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 мин., а затем надо отвернуться и пересчитать детей по именам так. Как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а на «сцену» выходят другие дети. Рекомендации: отметить детей, которым удалось запомнить правильно.
Рефлексия.
Упражнение 5 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для благоприятного психологического климата, получение обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.