Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Экспериментальное исследование адаптации первоклассника к школьному обучению).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 .Теоретические подходы к проблеме адаптации детей в условиях первого класса школы.
1.1.Понятие, структура и уровни адаптации первоклассников к школе
1.2.Адаптация детей, поступающих в первый класс
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1.База и методы исследования
2.2.Анализ результатов исследования
2.3.Система занятий направленная на повышение уровня адаптации первоклассников к школьному обучению
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 5 «Школьные оценки»
Цель занятия: создание условий для оказания помощи будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, создание условий для активизации познавательной активности обучающихся, создание условий для формирования положительной мотивации.
Задачи занятия:
- Создавать условия для принятия школьных правил и осознания ребенком себя как ученика;
- Создавать условия для активизации познавательной активности обучающихся;
- Способствовать развитию осознания ответственности у ребенка.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 40-60 мин.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для приветствия участников группы, создание условий для положительной рабочей атмосферы.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Закончи слово».
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов, создание условий для активизации мыслительной деятельности, создание условий для мотивации на работу в группе.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч, доска
Время проведения: 3-5 мин.
Психолог: «Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.
Психолог: «Когда-то давным-давно жили на земле сказочники. Они-то и придумали сказочный городок. (Открыть на доске изображение сказочного городка.)
- В этом городке все было сказочным: сказочные домики, сказочные цветы, сказочные игрушки и даже школа была сказочной! Смотрите. Открыть на доске изображение сказочной школы:
- Как вы думаете, кто учится в сказочной школе? (В сказочной школе учатся герои сказок.)
- Назовите этих героев сказок
Каждый день герои с удовольствием ходили в школу. На уроках они учились, на переменах — играли. Много нового и интересного узнали маленькие первоклассники, даже считать до пяти научились. Только оценок им еще не ставили, говорили, рано еще. И вот наконец учительница сказала, что скоро первоклассники начнут получать оценки. Первоклассники должны будут нарисовать узоры, которые она проверит. Конечно, все очень разволновались и захотели получить только хорошие оценки.
- А за что можно оценить любую работу. То есть необходимо оценить полученный результат.
- А если работа выполнена не до конца?
- А какие школьные оценки вы знаете? А только ли баллами можно оценить работу? (похвала, его работой интересуются другие и т.д.)
Винни Пух очень сильно хотел получить пятерку или похвалу учителя. Винни Пух очень спешил, чтобы выполнить задание самым первым. И правда: все только-только приближались к середине, а он уже поднял свою лапку и радостно закричал: «Я уже все! Я закончил!». Учительница подошла к его парте, взяла в руки листок и отчего-то нахмурилась. Посмотрите, ребята, какой узор получился у Винни Пуха. (Вывешивается на доску таблицу «Работа Винни Пуха».)
Психолог: «Ребята, как вы думаете, почему нахмурилась учительница? (Дети отвечают: работа грязная, неправильная и т.д.). Давайте попробуем оценить работу. Правда, оценки мы ему ставить не будем, а используем волшебные лесенки. (Учитель вывешивает на доску таблицу с разноцветными лесенками.)
Психолог: «Ребята, красная лесенка — это лесенка красоты. На ее верхней ступеньке стоят самые-самые красивые работы, а на самой нижней
- самые некрасивые. Как вы думаете, куда можно поставить работу Винни Пуха? (Выслушиваются предложения детей, и ставится крестик на одной из нижних ступенек.) Итак, работа у Винни Пуха получилась не очень красивая.
А теперь посмотрите на зеленую лесенку. Это лесенка правильности. На самой верхней ступеньке стоят самые правильные работы, на самой нижней
- самые неправильные. Куда можно поставить работу Винни Пуха? (Ведущий выслушивает ответы детей. Если дети предлагают поместить работу вниз, учитель обращает их внимание на то, что, хотя работа и выполнена некрасиво, ошибок в ней нет.) Итак, работа у Винни Пуха получилась правильная. (Учитель ставит крестик на одной из верхних ступенек.)
И, наконец, перед нами синяя лесенка. Это лесенка быстроты. На ее верхней ступеньке стоят работы, которые были сделаны быстрее всех, а на нижней — медленнее всех. Винни Пух выполнил свою работу самым первым. На какую же ступеньку мы поставим его работу? (Дети отвечают: на верхнюю. Ведущий ставит крестик на верхней ступеньке.).
- Какого результата достиг Винни Пух? Посмотрите, ребята: работа у Винни Пуха получилась правильная и быстрая, но некрасивая.
А вот Карлсон тоже очень старался. Он очень боялся сделать что-нибудь неправильно, поэтому рисовал очень медленно, так что выполнил свою работу самым последним в классе. Вот что у него получилось. Давайте оценим работу Карлсона с помощью волшебных лесенок.
- Какого результата достиг Карлсон? Посмотрите, работа у Карлсона получилась красивая и правильная, но медленная.
- Скажите, пожалуйста, кто выполнял задание учителя? (Каждый ученик самостоятельно)
- Значит, каждый выполняет свою работу САМ.
- А если работу выполнять без желания, интереса достигнет ли ученик результата?
Значит, надо не только делать все самому, но и весь день, и обязательно с желанием, с интересом, с радостью, увлеченно, тогда будет хороший результат.
Посмотрели Винни Пух с Карлсоном на свои оценки и задумались. Оказывается, все работы бывают разными. Иногда можно выполнить задание некрасиво, зато быстро и правильно. А иногда работу выполняешь долго, зато она получается красивой и правильной. А бывает, что вроде бы и не совсем правильно выходит, зато красиво и быстро».
Психолог: «Вот так Винни Пух с Карлсоном познакомились с волшебным словом «зато».
Упражнение № 3 «ЗАТО».
Цель: создание условий для работы со школьной тревожностью.
Оборудование и материалы: помещение.
Время проведения: 10-12 мин.
Это слово помогает найти что-то хорошее даже в самых трудных ситуациях. Даже если что-то не получилось, мы можем обратиться к слову «зато». Пусть буквы получились не очень красивые, зато слово написано правильно. А сейчас я расскажу вам, что случилось с учениками школы, а вы им помогите с помощью слова «зато».
Мальвина написала буквы не ручкой, а карандашом, и очень расстроилась. (Вариант: зато она может стереть ошибки.)
Пятачок забыл дома ручку. (Зато он может ее у кого-нибудь попросить и познакомиться с новыми ребятами.)
Красная Шапочка решила не ту задачу. (Зато она будет больше знать.)
А сейчас пора возвращаться в класс. Наш путь пролегает через горы:
Упражнение № 4 «Узоры и волшебные лесенки».
Цель: создание условий для развития произвольности, умения действовать по образцу и слушать инструкцию взрослого.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, листы формата А4, цветные карандаши.
Время проведения: 10-12 мин.
Психолог: «А теперь вы сами попробуете нарисовать узоры и поставить себе оценки с помощью волшебных лесенок.» (Учитель раздает детям листочки и карандаши.)»
Рефлексия
Упражнение № 5 Игра «Листопад»
Цель: создание условий для развития умений принимать на себя ответственность, выражать заботу, осознанию чувства зависимости.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, парты, музыка.
Время проведения: 12-15 мин.
Психолог: «А сейчас мы с вами немного отдохнем. Помните ли вы, ребята, как осенью летят с деревьев листочки? Каждый листочек кружится сам по себе, а потом они вместе образуют красивые кучи из листьев. Сейчас мы с вами сыграем в игру под названием «Листопад». Когда я говорю «листочки», вы, как листья, будете кружиться по классу. А как только я скажу «куча», вы должны тут же собраться в группы. После слова «куча» я назову число. Столько листьев должно быть в вашем холме. Например, если я скажу «куча, три», значит, вы должны собраться по трое. Всем понятно? Встаньте, пожалуйста, из-за парт и подойдите ко мне». (Дети встают из-за парт и подходят к учителю. Для этой игры необходимо наличие свободного пространства.)
Рефлексия.
Упражнение № 6 «Доброе животное».
Цель: создание условий для развития у детей социальных и коммуникативных умений, создание условий для создания благоприятного психологического климата, создание условий для получения обратной связи.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 7-10 мин.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
Рефлексия занятия.
Каждый участник высказывает свое мнение о прошедшем занятии, высказывает пожелания и рекомендации.
Занятие № 6
Подведение итогов.
Цель: создание условий для подведения итогов коррекционной работы.
Задачи занятия:
- Подвести итоги результатов проведенной.
- Создавать условия для активизации познавательной активности обучающихся;
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч, листы бумаги, ручки, карандаши, фломастеры, краски, релаксационная музыка, ватман.
Время проведения: 40-60 мин.
Упражнение 1 «Нетрадиционное приветствие».
Цель: создание условий для положительной рабочей атмосферы и формирования благоприятной среды общения.
Оборудование и материалы: помещение, стулья.
Время проведения: 2-3 мин.
Участникам предлагается по кругу поздороваться друг с другом любым нетрадиционным способом приветствия (похлопать по плечу, похлопать в ладони и т.д.) при этом называть по имени участника сидящего рядом справа.
Упражнение 2 «Цветок общения»
Цель: создание условий для благоприятного психологического климата, создание условий для сплочения классного коллектива, создание условий для атмосферы сотрудничества.
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч, листы формата А4.
Время проведения: 3-5 мин.
Психолог напоминает о том, что сегодня день рождения их коллектива. А на этот праздник положено дарить поздравительные открытки, и предлагает детям всем вместе сделать такую открытку и назвать ее «Цветок общения».
На заготовку форматом А-4 детям предлагается наклеить свои лепестки.
Психолог сообщает, что клей, который он нанес на заготовку не обычный, а «волшебный» и приклеит лепесток только в том случае, если ребенок скажет, что всем нам необходимо делать, чтобы рос наш цветок общения красивым и здоровым. Как правило, дети говорят, что для того, чтобы цветок общения рос красивым и здоровым, необходимо:
- всем подружиться;
- весело играть;
- не жадничать;
- помогать друг другу;
- нельзя обижать друг друга;
- быть вежливым и т.п.
Психолог проходит по классу, дети создают открытку. После этого взрослый подводит итог: «Мы сейчас с вами выполнили первое совместное дело и рассказали о том, чему будем учиться на наших занятиях. Посмотрите, как красиво у нас получилось».
На детских праздниках принято играть, давайте и мы с вами поиграем.
Упражнение 3 «Кто есть кто? Что есть что?»
Цель: создание условий для развития познавательных психических процессов (операций мышления, внимания, памяти).
Оборудование и материалы: помещение, стулья, мяч.
Время проведения: 10-12 мин.
Дети внимательно вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому- либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т.д.)
«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе
а) домашних животных;
б) диких животных;
в) деревьев и т.д.
Но вы должны, как можно быстрее называть слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово, или неправильно его назовут, выбывают из игры.