Файл: Нормативный договор (Нормативный правовой договор во внутригосударственном праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 5032

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Нормативный правовой договор во внутригосударственном праве

Внутригосударственный договор, являясь источником конституционного права, представляет собой синтез договора и нормативно-правового акта, так как воплощает собой характерные черты каждого из них.[69]

Внутригосударственный договор является одним из способов регулирования отношений внутри федерации.

Заключение таких договоров не является единственным методом организации федеративных отношений, но этот способ представляет потенциальную важность, так как внутригосударственные договоры являются индивидуальным способом разрешения отношений между государственными органами РФ и государственными органами субъекта, позволяют учесть все персональные черты субъектов правоотношения. Кроме того, они являются источником конституционного права.[70]

Внутригосударственный договор по своей природе есть спорное явление, как с точки зрения допустимости тех или иных вопросов для их освещения посредством договора, так и в качестве источника конституционного права. Это связано с тем, что нет четкого определения пределов использования подобного вида регулирования отношений. Во-вторых, с использованием данного способа под сомнение ставится принцип равноправия субъектов и народов в РФ (положения статьи 5 Конституции)[71].

Нормативные правовые договоры отличаются от нормативных правовых актов тем, что нормативный правовой договор выражает согласованную волю сторон, а только волю издавшего его правотворческого органа. Кроме−нормативно-правовой акт того, в нормативных правовых договорах закрепляются не только нормы права, но и устанавливаются взаимные права сторон.

Нормативный договор в России становится самостоятельной формой права, универсальным регулятором общественных отношений. Подобное утверждение требует обоснованного разграничения нормативного договора и нормативно-правового акта.[72]

Конституционно-правовыми договорами являются Федеративный договор, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.[73]

Федеративный договор представляет собой совокупность трех договоров, подписанных 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (за исключением Республики Татарстан и Чеченской Республики), «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации», и двух протоколов к первому и второму из перечисленных договоров. [74]


На сегодняшний день положения Федеративного договора, касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, поглощены Конституцией, а остальные действуют в части, ей не противоречащей.

Начиная с подписания Федеративного договора от 31 марта 1992 г., который сыграл ключевую роль в сохранении и упорядочении единства России как федерации, широкое распространение получили вертикальные внутригосударственные договоры, которые были направлены на расширение и уточнение разграничения предметов ведения и полномочий в пределах совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов .[75]

При этом практика внутригосударственных договоров в РФ опережает законодательство о процедуре их заключения.

Встречаются следующие виды договоров и соглашений:

а) договор субъекта РФ с Российской Федерацией о разграничении полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ 1993 г.; ст. 26.7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ[76]);

б) соглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов о передаче друг другу осуществления части своих полномочий (пп. 2-3 ст. 78 Конституции РФ 1993 г.);[77]

в) договоры между органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления о передаче органам местного самоуправления осуществления отдельных государственных полномочий.

Еще двумя видами договоров и соглашений с участием субъектов, регулирующими отношения по горизонтали, являются:

г) договоры между органами государственной власти автономного округа, входящего в состав области (края), и, соответственно, органами государственной власти края или области в сложноустроенных субъектах (п. 4 ст. 66 Конституции РФ 1993 г.);

д) договоры «о дружбе и сотрудничестве» по горизонтали отношений – между субъектами Российской Федерации.[78]

Принципы и порядок заключения вертикальных договоров и соглашений регулируются федеральной Конституцией и федеральным законодательством.

Первым таким федеральным законом является Федеральный закон от 24 июля 1999 г. № 119-ФЗ, который утратил свое действие, а пришедший на смену 4 июля 2003 г. Федеральный закон № 95-ФЗ[79] усложнил принципы и процедуру заключения внутригосударственных договоров, тем самым воздействовав на сокращение практики такого рода договоров (ст. 26.7 № 95-ФЗ).


При этом нет законодательного определения внутригосударственного договора, а также нет четкости в определении отношения этих договоров к другим нормативным актам в системе источников права.[80]

В административном праве нормативными договорами можно назвать договоры (соглашения), заключаемые между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно действующему законодательству передача части полномочий между указанными субъектами может осуществляться в обоих направлениях.

Так, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» закрепляет, что:

а) «Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному конституционному закону и федеральным законам» (ч. 2 ст. 13);

б) «Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений» (ч. 3 ст. 13).[81]

Существование договорных актов в муниципальном праве предусмотрено нормативными правовыми актами различных уровней. [82]

Так, например, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФБ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения друг с другом о передаче осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет соответствующих межбюджетных трансфертов, предоставляемых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 15).[83]

Заключение договоров и соглашений органами местного самоуправления между собой (а также с общественными организациями) предусматривается также на муниципальном уровне: основным правовым актом муниципального образования - уставом, специальным правовым актом.

В обозначенной области отношений в стране действует Конвенция Международной организации труда о коллективных договорах, утвержден макет такого договора, а в Трудовом кодексе РФ содержится дефиниция коллективного договора (соглашения), определяются их виды, содержание, структура, порядок заключения и действия (гл. 7 ТК РФ).


В литературе отмечается, что нормативный договор является также источником гражданского права. В области гражданского права нормативно-правовое значение имеют публичные договоры, которые заключаются коммерческой организацией в сфере розничной торговли, оказания транспортных и медицинских услуг, электроснабжения и т.д. с клиентами в типовой форме.[84]

В этой связи нормативными договорами (содержащими общие правила нормативного характера) в гражданском праве можно назвать: концессионные и инвестиционные соглашения, публичный договор (ст. 426 ГК РФ), рамочный договор (ст. 429.1 ГК РФ).

Также следует отметить, что в гражданском праве роль договорных начал (в том числе нормативно-правовых) увеличивается с развитием рыночных отношений. Сказанное в полной мере относится и к трудовому праву, как, впрочем, и ко многим другим отраслям права. [85]

Значительное возрастание доли договорных норм в общем числе норм современного российского права стало одной из его достопримечательных черт, отражающих процессы дальнейшего развития федеративного устройства государства, расширения сфер действия частноправового метода в гражданском обществе, углубления демократизма и правового регулирования в целом.[86]

Таким образом, нормативные договоры по своему содержанию являются соглашением, воплощенным в форму правовых норм.

Следовательно, нормативный договор выступает самостоятельной, отличной в своей сущности, формой права.

Он является одним из основных источников международного права.

В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Необходимо выработать универсальное определение нормативного договора, в достаточной мере проработать как теорию договора, так и теорию правового акта в целом, а также издать закон о нормативных правовых актах, в который будут включены соответствующие положения.

В данном законе необходимо с максимальной определенностью выразить отношение законодателя к прецедентному, обычному и договорному праву, к месту и роли нормативного договора в системе действующего права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования необходимо сформулировать основные выводы.

Нормативный договор – это соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

Характерные черты: общий взаимный интерес сторон, равенство сторон, добровольность заключения, возмездность, взаимная ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, правовое обеспечение.

По действию в пространстве нормативные договоры подразделяются на межгосударственные (или международные) и внутригосударственные. 

В России нормативные договоры являются источниками права. К договорам нормативного содержания относятся международные договоры, соглашения, конвенции, коллективные трудовые договоры и соглашения, Федеративный договор 1992 г. «О разграничении предметов ведения между РФ и органами государственной власти субъектов РФ», договоры между РФ и ее отдельными субъектами, между субъектами РФ.

Международный договор - это юридически обязывающее соглашение, заключенное с определенной целью, между двумя или более субъектами международного права, которые признаны правоспособными заключать соответствующие договоры.

В данном смысле международными договорами порождаются права и обязанности, отличные от тех, которые возникают в соответствии с действием национального законодательства любого государства.

Ценность нормативного договора как источника права определяется тем, что это свободная форма права, основанная на добровольном принятии правовых норм сторонами, участвующими в правотворческой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.
  2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  3. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757
  4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 06.02.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", N 206, 19.10.1999.
  5. Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // "Российская газета", N 131, 08.07.2003.
  6. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. 
  7. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712 .
  8. Анисимов А.П. Правоведение: учебник / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, А.Ю. Чикильдина. – М.: Издательство Юрайт, 2013.
  9. Ашавский Б.М. Международное право: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «юриспруденция». – М.: Омега-Л, 2017.
  10. Базанова Е.В. К вопросу о понятии и классификации международных договоров // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2017. № 8.
  11. Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журнал российского права. 2016. N 2. С. 54.
  12. Воронцова И.В. Современное понимание источников права в теории государства и права и гражданском процессуальном праве Российской Федерации / И.В. Воронцова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 2(103). - С. 69-75. 
  13. Грандонян К.А. Теория государства и права: учебное пособие. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.
  14. Енгибарян, Р. В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - М.: Норма, 2016.
  15. Еремин С.Г. Некоторые теоретические и практические аспекты содержания и функционального значения нормативного правового договора как источника права // С. 49-54.− № 1. − 2013. −Российская юстиция.
  16. Ершов В.В. Теоретические и практические проблемы прямого применения нормативного договора // Российское правосудие. 2013. № 07.
  17. Ершов В.В. Российское право с позиций легизма и интегративного правопонимания // Российское правосудие. 2011.  № 10 (66). С. 21. 
  18. Жалсанов Б.Ц. Нормативный договор как форма права // Вестник Читинского государственного университета. 2013. № 1.
  19. Злобин А. В. Формы права в современной России // Lex Russica. 2018. №4 (137). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-prava-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 11.02.2019).
  20. Иваненко В.С. Международные договоры России как нормативно-правовые акты / В.С. Иваненко // Российский ежегодник международного права. - 2013. - СПб., 2014. - С. 26-51. 
  21. Иванов Р.Л. К вопросу об источниках норм права в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2014. - № 1. - С. 13-23.
  22. Казанцев М.Ф. Международные договоры (соглашения) субъектов РФ: конституционно-правовая основа, понятие, виды // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 18. С. 26-28.
  23. Карапетян Л.М. Правопреемственная обязанность России // Право и управление. XXI век. 2017. № 4. С. 6-12.
  24. Киселева О. А. О статусе международных договоров в правовой системе Российской Федерации: от теории к практике // Правоприменение. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-statuse-mezhdunarodnyh-dogovorov-v-pravovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii-ot-teorii-k-praktike (дата обращения: 12.02.2019). 
  25. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М., 2015.
  26. Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2014. 
  27. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2014.
  28. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В. Д. Перевалов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. 
  29. Правоведение: Учебник / Отв. ред. Б. И. Пугинский. - М.: Юрайт- Издат, 2014.
  30. Теория государства и права / М.Б. Смоленский и др. - М.: Феникс, 2015.
  31. Теория государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько и А. Ю. Саломатина. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : Юридический центр, 2015.