Файл: Нормативный договор (Нормативный правовой договор во внутригосударственном праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 5020

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возможность заключения международных договоров предусмотрена Конституцией РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (ч. 4 ст. 15)[19], регламентирована Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[20] и в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1963 г.[21]

Как источник права этот документ регулирует не только непосредственных субъектов договоренности, но и иной круг лиц.

Например, внутринациональная договоренность регулирует отношения, которые имеет государство и его образования, субъекты федерации, правительство, гражданский орган власти и прочие субъекты. Если рассматривается не государственный, а международный уровень, этот документ регулирует правовые отношения государств.

В данном случае он часто имеет признаки деклараций, соглашений или конвенций.

В общей теории права можно указать на наличие трех основных подходов к вопросу об отнесении договора к числу источников права: это исключительно индивидуально-правовой акт, не содержащий в себе:

1) договор нормативных установлений, а значит, не являющийся источником права;

2) любой договор содержит в себе нормы права, так называемые микронормы, а значит, является источником права.[22]

Этот наиболее широкий подход к нормативности договора развивается в рамках конвенциональной теории права, вводящей понятие нормативной саморегуляции общества.

В рамках третьей концепции, которая представляется наиболее корректной, признается существование индивидуального правового установления, равно как и нормативного договора.[23]

Таким образом, под источником (формой) права понимается обусловленный характером правопонимания общества способ и внешнюю форму признания социальных норм в качестве обязательных, т.е. способ выражения и закрепления содержания, общеобязательных правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства.

Формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве.

Нормативный договор занимает важное место в системе источников права.


2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОГО ДОГОВОРА

2.1 Свойства и признаки нормативного договора

Нормативный договор - это юридический документ, заключенный между двумя (или более) сторонами на основе согласования их обособленных волеизъявлений, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.[24]

Данное определение отражает следующие особенности нормативных договоров:

- письменный характер, для которого характерна та или иная степень формализованности;

- направленность на регулирование публичных интересов;

- двухсторонний (многосторонний) характер волеизъявления;

- согласованность волеизъявлений субъектов;

- обособленность волеизъявлений субъектов;

- содержание в тексте договора нормативных положений (правил общего характера);

- обязательность выполнения положений соглашения его субъектами.[25]

Для нормативного договора характерны следующие свойства:

1. Добровольность заключения;

2. Равенство сторон;

3. Согласие с его основными условиями, нормами;

4. Целенаправленность на его конечные результаты.[26]

Нормативному договору свойственна сущность договора, заключающаяся в его согласительной природе, основанной на согласовании обособленных свободных воль и волеизъявлений. Соглашение сторон предусматривает как внутренний волевой процесс (воля), так и его внешнее выражение, должно быть дано юридическое значение (волеизъявление).

Внутренний волевой процесс (воля) – это категория субъективная. Воля является составной частью внутреннего психического процесса и определяется как единый комплексный процесс психического регулирования поведения (действий, поступков) субъекта.[27]

Волеизъявление следует рассматривать как акт фиксации волевого процесса, что позволяет его распознать и оценить как выражение согласия. Волеизъявление должно отражать решение субъекта о согласии заключить нормативный договор.[28]

При заключении нормативного договора происходит не только согласование воль, но и волеизъявлений субъектов права в результате следующих стадий волевого процесса:

1) принятие решения;


2) выражении его вовне;

3) направлении действия субъекта на закрепление этого выражения в соответствующей форме.[29]

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.

Внутринациональный договор заключается на государственном уровне и становится частью внутринационального законодательства. Это могут быть договоры между субъектами федерации, между правительствами, ведомствами, исполнительными органами субъектов федерации и так далее.

Предметом таких договоров может быть сотрудничество, делегирование полномочий, программы совместной деятельности.

Для субъектов внутригосударственного договора их соглашение является источником права, поэтому они могут в соответствии с данным договором издавать нормативно-правовые акты и совершать юридически значимые действия.[30]

Международный договор есть соглашение между особыми субъектами права как сувереноносителями.

Международный договор действует в иной системе права, нежели внутринациональный договор, - в системе международного права и является ее источником. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений и так далее. [31]

Название международного договора не меняет его суть: согласование воль самостоятельных и независимых субъектов.

Более того, международные договоры трансформируются сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют, как правило, приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.[32]

Признаки нормативного договора:

1. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

2. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.[33]

3. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

4. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.[34]


5. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

6. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

7. Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).[35]

8. Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

9. В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.[36]

10. Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.[37]

2.2 Классификация и содержание нормативного договора

Нормативный договор оформляется в следующих видах:

- Федеративный – представляет собой источник права федеративных отношений;

- Международный – соглашение, которое регулирует соглашение между государствами, и действует по принципам издаваемых международных актов;

- Акт соглашения между муниципальным органом и федерацией;

- Источник права, который регулирует отношения между субъектами федерации;

- Соглашение как источник права между муниципальными структурами;

- Коллективный трудовой акт по ТК РФ.

Нормативные договоры можно классифицировать по различным основаниям. [38]

По действию в пространстве нормативные договоры подразделяются на межгосударственные (или международные) и внутригосударственные.

В зависимости от состава этого акта и сторон, которые его принимают, возможен конституционный и международный порядок заключения договоренности. Они имеют аналогичные признаки, но на конституционном уровне новые юридические правила устанавливаются внутри государства.[39]


Документы, которые принимаются на конституционном уровне, имеют признаки первоисточника для создания иных правовых актов. Поэтому данные виды договоренности актуальны на конституционном уровне.[40]

Среди внутригосударственных нормативных договоров следует выделить общегосударственные, региональные (между субъектами Российской Федерации), внутрирегиональные (договоры между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями).

По времени (сроку действия) нормативные договоры бывают срочные и бессрочные. Срочными являются нормативные договоры, заключенные на определенный срок, например, коллективный договор, который может быть заключен на срок не более трех лет. Примером бессрочных договоров является договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании союзного государства от 08 декабря 1999 г.[41]

В зависимости от субъектного состава, заключающего нормативный договор, (наличие двух или более субъектов, обладающих правотворческими функциями), можно выделить следующие виды нормативных договоров: двусторонний – нормативный договор, который заключен между двумя субъектами.

Нормативные договоры можно классифицировать с учетом совокупности критериев – их роли, содержания и целей, которые преследовали стороны при заключении договора: [42]

1) Учредительные договоры. Учредительные вопросы посвящаются, обычно, институциональным вопросам – статусу государств, их объединений, взаимоотношениям субъектов федерации, статусу государственных органов и т.п. [43]

2) Компетентно-разграничительные соглашения. К компетентно-разграничительным договорам во внутрифедеральных отношениях относятся Федеративный договор 1992 г., а также договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. [44]

3) Соглашение о делегировании полномочий от одного органа государственного власти другому или от одного органа местного самоуправления другому.

4) Договоры о дружбе и сотрудничестве.  Например, Договор от 1 июля 2007 г. «О дружбе и сотрудничестве между городом Москвой и Республикой Башкортастан».

5) Функционально-обеспечительные соглашения – это соглашения между Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, с одной стороны, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с другой стороны, по экономическим, техническим, социально-культурным вопросам.