Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (ООО «СТРОИТЕЛЬ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- нейтральные: элементы, ресурсы хорошо соединены друг с другом, их потенциал равен сумме потенциалов всех составляющих частей. Например, люди, не связанные сотрудничеством, но и не враждебные друг к другу. Уравновешены процессы растворения и выпадения, т.е. динамическое равновесие [2].

М. Армстронг утверждал, что организационная культура - это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех работников данной организации. Они не всегда могут быть четко выраженные, но при отсутствии прямых инструкций определяют образ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы [22].

То есть речь идет о духовной культуре в организации.

Но в организации духовная культура неразрывно связана с материальной.

Говоря о материальной культуре организации, следует отметить, что под этим термином обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни [4].

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента [6].

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности [9].

Техническая культура в организации - это конкретные навыки, умения, способности работника фирмы. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.


Выводы по первой главе: создание организационной культуры является неотъемлемым элементом стратегического управления фирмой.

На сегодняшний день актуальным являются вопросы социокультурных тенденций. В связи с этим необходимо радикальное изменение концепции управления, направленное на отдельные процессы в организации, где целесообразно использовать технологические процедуры, ориентированные на человека с его системой ценностей, взглядов, убеждений, традиций.

Такой современной концепцией становится организационная культура, которая является идеологией управления, а также охватывает все сферы жизнедеятельности предприятия. Однако, в данное время мы имеем разногласие между общим пониманием важности роли организационной культуры в обеспечении успешной деятельности предприятия и организации, объективной необходимостью формирования организационной культуры на предприятиях и отсутствием технологии, с помощью которой можно это практически осуществить.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ в ООО «СТРОИТЕЛЬ»

2.1. Характеристика организации

ООО «СТРОИТЕЛЬ» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Учредительным документом исследуемого предприятия является устав предприятия.

Организационно-правовой статус предприятия - общество с ограниченной ответственностью. Общество создается без ограничения срока деятельности.

Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные не имущественные права и нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество руководствуется в своей деятельности действующим законодательством РФ, Уставом и другими внутренними документами общества.

Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли за счет реализации услуг, как физическим лицам, так и юридическим.

Основной вид деятельности - сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Также к целям деятельности ООО «СТРОИТЕЛЬ» можно отнести формирование и поддержание положительного имиджа, расширение хозяйственных связей, повышения качества работы.


На деятельность ООО оказывает влияние комплекс внутренних факторов, которые взаимосвязаны между собой: персонал, технологии, ресурсы, финансовое состояние и т.д.

ООО «СТРОИТЕЛЬ», вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Компания стремится к имиджу надежного партнера в области реализации услуг для своих клиентов.

Стратегия управления предприятием заключается в стремление укрепить рыночные позиции, расширить долю рынка и стать одним из лидеров в своем сегменте на рынке [28].

Тактика управления заключается в оптимизации внутренних процессов, повышении квалификации сотрудников для эффективного осуществления ими своей деятельности [14].

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей как прибыль и рентабельность. Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

2.2. Анализ организационной культуры организации

Всего в исследуемом предприятии работает 18 сотрудников. Структура ООО «СТРОИТЕЛЬ» построена по линейному принципу.

Преимущества линейной структуры:

- четкая система взаимных связей функций и подразделений;

- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

- ясно выраженная ответственность;

- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;

- четкое обеспечение согласованности действий исполнителей [17].

Недостатки линейной структуры:

- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;

- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений [15];

- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;


- большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими услуги, и лицом, принимающим решение;

- перегрузка управленцев верхнего уровня;

- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев [15].

Недостатки этой структуры вытекают, в основном, из принципа единоличного принятия руководителем управленческих решений, так как для принятия качественных и эффективных решений от него требуется всесторонняя компетенция по всем функциям и аспектам объекта управления.

В целом, организационная структура управления ООО «СТРОИТЕЛЬ» является эффективной и соответствует целям и задачам предприятия.

В ООО трудовой процесс протекает на конкретном рабочем месте в определенном социальном окружении. Причем влияние окружающей среды во многом зависит от характера самого процесса труда - от наличия непосредственных трудовых связей и трудового взаимодействия работников [15].

Кооперация труда, как взаимодействие частичных трудовых процессов, может иметь различную степень жесткости - от индивидуальной работы до потока и конвейера, где бесперебойность производственного процесса определяется степенью взаимосвязи работников во времени и в пространстве [2].

Организационно-распорядительные методы предприятия устанавливают основные регламенты функционирования системы: определяют соотношение подчинения, определяют порядок функционирования предприятия, и подчиненность, закрепляют определенные функции.

Так же в них входят:

- соблюдение положения об отделах (закрепления за ними определенных функций);

- соблюдение соподчиненности одних служб другим. К этой же группе можно отнести должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей [5].

К методам организационного нормирования относятся номенклатурно-классификационные нормативы, такие как:

  • положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты и т.д.;
  • положение об организационной структуре, штатное расписание;
  • правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

К методам методического инструктирования можно отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета в ООО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д. [23].


Иногда менеджер проводит различные опросы и анкетирования (тестирования) сотрудников с целью выявления информации о межличностных и групповых отношениях в трудовом коллективе; об уровне способностей и психологических свойствах личности; о групповой психологической совместимости членов коллектива [15].

Содержанием системы оперативно-производственного планирования является разработка планов на короткие промежутки времени: месяц, декаду, сутки и организация их выполнения.

В ООО управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Анализ тенденций при этом не проводится. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос - как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.

В виду небольшого размера ООО отдельного подразделения, ответственного за организацию рекламной и маркетинговой деятельности нет.

Реализацией функций рекламы и маркетинга занимаются практически все сотрудники компании (директор, заместитель директора, и в особенности – торговый персонал – менеджеры по продажам) [26].

Ценовая политика ООО представлена основными группами реализуемой услуг. Ценовая политика компании строится на основе сочетания рыночного и затратного подходов. Затратный подход основывается на определении общего объема издержек и определении необходимой нормы прибыли. Издержки и выделенная норма прибыли составляют цену услуг [7].

Специфика рыночного подхода заключается в учете цен конкурентов и выстраивании собственной ценовой политики в зависимости от ценовой политики конкурентов. ООО при использовании рыночного (или сравнительного) подхода придерживается следующей стратегии: реализация услуг по среднерыночной стоимости или по стоимости немного ниже среднерыночной (при наличии такой возможности – например, при условии снижения каких-либо издержек).

Тем не менее, именно руководитель компании определяет возможный объем ресурсов, который может быть направлен на рекламную деятельность (исходя из таких критериев как уровень прибыли компании за определенный период, цели относительно развития компании и т.д.).

В то же время при определении объема ресурсов, затрачиваемых на рекламные нужды, руководитель взаимодействует с главным бухгалтером [18].

Непосредственно осуществление рекламной деятельности ведется как на уровне менеджеров, так и на уровне директора, но носит весьма ограниченный характер.