Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентноспособности ООО «ПОРТУ».pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, содержание и основные подходы к определению конкурентоспособности организации
1.2 Основные факторы конкурентоспособности организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПОРТУ»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
Поэтому при измерении конкурентоспособности организации на стадии стратегического маркетинга приоритет должен отдаваться динамическому подходу, прогнозированию будущих состояний в настоящем на базе прошлого.[9, c. 92]
Сейчас все больше компаний производителей понимают и осознают необходимость использования маркетингового подхода в борьбе за конкурентное преимущество.[11, с. 121]
Деление факторов на основные и развитые считается условным. Основные факторы существуют объективно либо для их создания понадобятся незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими превосходство нестойко, а прибыль от использования низкая. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством, и отраслей, применяющих, в большинстве случаев, стандартизированную и малоквалифицированную рабочую силу.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПОРТУ»
2.1 Общая характеристика деятельности организации
Компания ПОРТУ является одним из старейших продавцов автомобилей на рынке Республики Татарстан с 1991 года. Специализация — продажа, сервисное и гарантийное обслуживание автомобилей в Казани, поставка любых запасных частей для всей гаммы продаваемых нами автомобилей, автоаксессуаров, шин, дисков, и т. п.
Компания ПОРТУ является официальным дилером многих российских автопроизводителей — ОАО «ГАЗ», ООО «Русские Автобусы» (Автобусы ПАЗ, Автобусы КАВЗ, Автобусы ГоЛаз, Автобусы ЛиАЗ), многих знаменитых иностранных производителей — Инфинити, Ниссан, Датсун, Сузуки, Киа. Ежегодно более 5000 наших автомобилей находят своих владельцев. В самых крупных городах Республики Татарстан — Казань, Набережные Челны — расположены наши автосалоны, где квалифицированный персонал всегда поможет подобрать необходимый именно для Вас автомобиль.
Помимо продажи автомобилей, компания ПОРТУ осуществляет техническое и гарантийное обслуживание автомобилей Датсун, в том числе и российской сборки. Современное сервисное и диагностическое оборудование позволяет техническим специалистам центра, прошедшим соответствующую сертификацию, точно определить неисправность и провести ремонт любой сложности с соблюдением требований производителя к качеству и срокам работ.
Сегодня Datsun – это доступность для любого автомобилиста, сочетающаяся с экономичностью, привлекательным внешним видом машины и технологичностью.
Компания начинает свою историю в 1911 году с образования компании под названием «Кайсин-ся» (KaishinShaMotorWorks). В 1914 году мир увидел первый автомобиль под названием DAT-GO (по англ. - DAT-Car). Аббревиатуру DAT составили первый буквы фамилий партнеров: Кэндзиро Дэн (KenjiroDen, РокуроАояма (RokuroAoyama), МэйтароТакэути (MeitaroTakeuchi).
Также это название отражает концепцию автомобилей DAT того времени:
- Durable – надёжные,
- Attractive – привлекательные,
- Trustworthy – заслуживающие доверия.
Организационная структура автосалона имеет линейную типологию управления руководитель и подчиненный. Линейная организационная структура имеет четкую систему взаимных связей, оперативность в принятии решений.
Директор |
|||||||||||||||||||||
Бухгалтерия: Гл. бухгалтер 2 ведущих специалиста |
|||||||||||||||||||||
Заместитель директора |
Руководитель отдела сервиса |
||||||||||||||||||||
Руководитель отдела продаж |
|||||||||||||||||||||
Отдел сервиса |
|||||||||||||||||||||
Отдел продаж 6 менеджеров |
Отдел кредитования и строхования 2 специалиста |
Отдел маркетинга: Маркетолог 2 системных администратора |
|||||||||||||||||||
Администратор салона 2 специалиста |
|||||||||||||||||||||
Охрана и обслуживающий персонал |
Касса 2 кассира |
Рисунок 2.1 - Организационная структура автосалона
Из рисунка видно четкая подчинённость между отделами. Рассмотрим более подробно отдел маркетинга. В этот отдел входят 3 специалиста:
- маркетолог;
- два системных администратора.
Обязанности маркетолога дилера:
-
- Генерирование трафика клиентов: звонки и визиты;
- Деятельность, направленная на укрепление лояльности существующих клиентов;
- Стимулирование к покупке;
- Связи с общественностью;
- Деятельность, направленная на увеличения узнаваемости бренда дилера и бренда в целом;
- Мониторинг и анализ рынка, корректировка деятельности, развитие услуг.
1. Генерирование трафика клиентов заключается в следующем:
- проведение promo-акций и стимулирующих мероприятий;
- размещение рекламы в региональных медиа;
- Direct mail: специальные предложения.
Все эти механизмы оцениваются путем регулярной оценки эффективности через анализ клиентского трафика.
- Деятельность, направленная на укрепление лояльности существующих клиентов подразумевает направление постоянных коммуникаций с клиентами: поздравление с Днем рождения клиента, с днем рождения автомобиля, праздниками, звонки/етай/смс-рассылки, информирование о жизни ДЦ, о текущих акциях и событиях.
- Стимулирование к покупке включает такие аспекты, как
- оформление шоурума и фасада ДЦ согласно стандартам CI и SI[1];
- оформление текущих промо в шоуруме согласно инструкциям HMCIS;
- обеспечение актуальнымиPOS-материалами (буклеты, листовки). Все это обеспечивает создание и поддержание атмосферы
эксклюзивности бренда.
- Связи с общественностью содержат в себе такие направления как:
- налаживание связей с журналистами;
- формирование положительного восприятия дилера;
- написание и размещение экспертных статей;
- рассылка новостей и пресс-релизов;
- проведение пресс-конференций и презентаций новых моделей;
- создание, поддержка и наполнение контента сайта.
Этот раздел очень важен для развития бренда во внешней среде потребителей рынка.
- Деятельность, направленная на увеличения узнаваемости бренда дилера и бренда в целом включает:
- брендинг;
- создание корпоративного сайта по международным стандартам Датсун, управление актуальностью контента;
- спонсирование значимых событий региона;
- акции на муниципальном уровне;
- участие в профильных выставках, конференциях.
- Мониторинг и анализ рынка, корректировка деятельности, развитие
услуг:
- определение маркетинговой стратегии;
- анализ деятельности дилеров-конкурентов;
- заимствование «лучшего опыта», (benchmarketing);
- развитие услуг, разработка востребованных предложений для рынка;
- оценка эффективности коммуникаций и деятельности в целом. Таким образом, все выше перечисленные обязанности маркетологаспособствуют существованию и развитию качественного бренда компании.
Структура и штатная численность отдела утверждается директором предприятия.
В целом, управление предприятия целиком производится в соответствии с высшим законодательством и решением генерального директора.
Рассмотрим экономические показатели деятельности ООО «ПОРТУ».
Основные виды деятельностиООО «ПОРТУ» и объем выручки представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные виды деятельности ООО «ПОРТУ» и объем выручки
Финансовый показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
12 663 422 |
23 569 084 |
34 305 160 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
9 414 473 |
15 918 677 |
26 613 461 |
Общие затраты [18], руб. |
2 341 942 |
3 790 347 |
6 101 880 |
Общие затраты на один рубль выручки от продаж, руб. |
0,18 |
0,16 |
0,18 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
768 448 |
3 430 440 |
1 711 510 |
Рентабельность продаж, % |
6,07% |
14,55% |
4,99% |
Прирост выручки, % |
- |
86,12% |
45,55% |
Прирост себестоимости, % |
- |
69,09% |
67,18% |
Коэффициент текущей ликвидности |
4,3 |
2,6 |
2,6 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
2,5 |
1,7 |
1,9 |
Коэффициент оборота запасов |
4,7 |
10,2 |
13,7 |
Коэффициенты ликвидности достаточно высоки, чтобы сказать, что компания в состоянии погасить все свои долги в течение года, как с учетом, так и без учета своих запасов. Коэффициент оборота запасов ежегодно растет и он достаточно большой – запасы обновлялись почти 14 раз в год в 2016 году, то есть средства в запасах не замораживаются. Это также связано и с тем, что большой объем автомобилей поставляется под заказ, и храниться на складских площадках просто не успевает. Таким образом, можно сказать, что к 2016 году компания возвращается к таким финансовым показателям, которые могут свидетельствовать о ее устойчивом положении на рынке.
Невыполнение плановых показателей вызвано следующими причинами:
- Решением ООО «ПОРТУ» прекращена с 01.07.2016г. реализации автомобилей по программе 50х50 для работников ООО «ПОРТУ».
- Значительное снижение объема продаж автомобилей, запасных частей, объема оказываемых услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей обусловлено низкой потребительской активностью населения.
С целью выхода из создавшегося положения на предприятии проводилась работа по снижению затрат. В ходе проведенных мероприятий удалось снизить расходы по отношению к плановым по следующим статьям затрат:
-
- расходы на аудиторские услуги снизились на 40% путем заключения договора на оказание услуг с новой аудиторской фирмой;
- расходы на вспомогательные материалы снижены на 13 % путем введения режима экономии и пересмотра норм расхода вспомогательных материалов;
- снижение фонда заработной платы на 13,6% и отчислений на социальное страхование на 24,8%. Снижение ФЗП произошло за счет уменьшения объемов реализации т.к. заработная плата части работников привязана к финансовому результату деятельности предприятия, а так же за счет сокращения персонала предприятия, корректировки должностных окладов, положений по оплате труда в сторону уменьшения;
- затраты на инкассацию денежных средств, канцелярские товары, командировочные расходы снижены на 61,8 %;
- расходы на услуги связи и интернет на 17,1%;
- почтово-телеграфные расходы, ГСМ, расходы на обучение кадров снижены на 49,8 %;
- затраты на ремонт зданий сооружений, автомобилей, оргтехники, оборудования снижены на 47,9 %.
Убыток по результатам работы за 2016 г. – 62 632 тыс.руб.
Таким образом, существенным риском для ООО «ПОРТУ», является риск изменение цен на автомобили, запасные части, электроэнергию, другие энергоносители, так как они составляют основную часть издержек и себестоимости услуг, реализуемых Обществом. Их рост соответственно снижает рентабельность Общества.
Рост цен на автомобили и запасные части может привести к снижению заинтересованности потенциальных покупателей в приобретении товаров и услуг Общества.
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия
Продажи автомобилей в России в 2016 году продолжили снижаться четвертый год подряд. Из-за этого число автодилеров сократилось на 8%, или 300 точек; салонов сейчас осталось 3,5 тыс. Вэтому году падение продолжится: автосалонов станет еще на 150 меньше, прогнозируют эксперты