Файл: Формирование группового поведения в организации (Понятие группового поведения ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис.2 – График показателей исследования по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.

После проведения эксперимента исследования все показатели были помещены в общую таблицу 3.

Таблица 3

Общие показатели теста «Пульсар»

уровни

Оценка результата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Констатирующий эксперимент

уровни

Оценка результата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

подготовленность к деятельности

+

направленность

+

организованность

активность

+

сплоченность

+

интегративность

+

референтность

+

Контрольный эксперимент

уровни

Оценка результата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

подготовленность к деятельности

+

направленность

+

организованность

+

активность

+

сплоченность

+

интегративность

+

референтность

+


В данном исследовании мы брали усредненные показатели по каждой категории. По данным из таблицы 3 построим график (рис.3).

Рис.3 – График социально-психологического климата в группах по тесту «Пульсар»

Из рисунка 3 видно, что уровень социально-психологического климата значительно высокий.

После проведения исследования мы создали таблицу 4 сравнения для обеих групп.

Таблица 4

Таблица сравнения (%)

группа

Экспресс-тест

Тест В.В.Бойко

Тест «Пульсар»

до

после

до

после

до

после

1 группа

48

62

46

57

59

70

2 группа

23

39

33

45

45

56

Опираясь на таблицу 6, построим диаграмму сравнения.

Рисунок 4. Диаграмма сравнения

Из полученной диаграммы видно, что уровень формирования группового поведения во 2 группе значительно выше чем в первой. Поэтому руководителю предприятия следует обратить на это внимание и принять соответствующие действия.

Для полной характеристики проведенных нами методов и их анализа, мы провели расчеты с помощью математической статистики. Для этого воспользуемся программой «t-КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА - МЕТОД ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ РАЗЛИЧИЙ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН».

Для сравнения средних величин t-критерий Стьюдента рассчитывается по следующей формуле:

(1)

Где

М1 - средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы),

М2 - средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы),

m1 - средняя ошибка первой средней арифметической,

m2 - средняя ошибка второй средней арифметической.

  1. Для теста эмпатийного потенциала личности (метод экспресс -диагностики эмпатии), разработанного И. М. Юсуповым

Среднее значение в 1 группе = 115,4

Во 2 группе = 103,7

Сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение.

Делаем расчет по формуле 1:

t =

После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 4,51. Находим число степеней свободы как (18 + 17) - 2 = 31. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 2,037. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).


  1. Для метода диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

Среднее значение в 1 группе = 97,3

Во 2 группе = 65,7

Сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение.

Делаем расчет по формуле 1:

t =

После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 2,23. Находим число степеней свободы как (34 + 40) - 2 = 72. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 2,037. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).

  1. Для теста «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.

Среднее значение в 1 группе = 118,1

Во 2 группе = 101,5

Сравниваемые совокупности имеют нормальное распределение.

Делаем расчет по формуле 1:

t =

После выполнения расчетов, значение t-критерия оказалось равным 3,11. Находим число степеней свободы как (34 + 40) - 2 = 72. Сравниваем полученное значение t-критерия Стьюдента 4,51 с критическим при р=0,05 значением, указанным в таблице: 2,037. Так как рассчитанное значение критерия больше критического, делаем вывод о том, что наблюдаемые различия статистически значимы (уровень значимости р<0,05).

Рассматривая все полученные данные нашего исследования можно прийти к единственному выводу:

  • Высокую степень готовности членов группы 2 цеха к решению поставленной задачи.
  • Четкое, согласованное осознание членами группы ее целей, интересов, норм, способов и средств деятельности, а также критериев оценки результатов.
  • Имеет четкое распределение ролей и статусов в группах.
  • Данные группы способны совершать общественно значимую деятельность.
  • Группы характеризуется устойчивостью и единством межличностных взаимоотношений и взаимодействий, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы.
  • У группы наблюдается согласованность внутригрупповых процессов.
  • Членство в группе представляется старшеклассникам наиболее ценным и значимым.

Это еще раз подтверждает наше предположение, что чем выше уровень группового поведения в рабочем коллективе, тем стабильнее и продуктивнее социально-психологический климат группы.

Вывод:

Рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемых коллективах преобладает «высокий уровень эмпатии» (42%).

Характеризуя данных испытуемых, мы можем сказать, что им присуща чувствительность к нуждам и проблемам сослуживцев, эмоционально отзывчивы и общительны. Так высокий уровень эмпатии позволяет им устанавливать более доверительные отношения в личных взаимоотношениях.


Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем.

В целом среди всех испытуемых преобладает необходимый уровень, что благоприятно сказывается на социально-психологическом климате коллектива.

Заключение

В современном обществе, социальная жизнь организована так, что человеку мало что удаётся сделать в одиночку, не прибегая к участию в сообществе себе подобных. На протяжении жизни разные социальные группы предполагают реализацию разных социальных ролей личности.

В процессе своего исследования мы достигли поставленной цели, определили и доказали существующую связь между групповым отношением и социально-психологическим климатом группы.

В своей работе для определения связи между групповым отношением и социально-психологическим климатом в группе сотрудников и рабочих цехов, мы использовали методы:

  • Тест эмпатийного потенциала личности (метод экспресс-диагностики), разработанного И. М. Юсуповым
  • Метод диагностики В.В. Бойко.
  • ТЕСТ «ПУЛЬСАР». Автор Почебут Л.Г.

Так же в процессе своей работы мы выполнили следующие задачи:

  • Изучили имеющуюся литературу по теме нашего исследования.
  • Сделали анализ понятий групповым отношением и социально-психологический климат коллектива.
  • Установили возможные связи между составляющими социально-психологического климата коллектива и уровнем групповых отношений внутри его.
  • Провели исследования влияния групповых отношений на социально-психологический климат коллектива.
  • Провели эмпирическое исследование и сделали анализ полученных результатов.

Данная работа может использоваться в работе руководителей различных предприятий и фирм. А так же студентами Вузов при изучении данной темы.

Список литературы

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 288 с.
  2. Барышева, Евгения Изучение социально-психологических особенностей студентов- психологов / Евгения Барышева. [Текст] / - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 196 c.
  3. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П.П. Блонский. - М.: Педагогика, 2016. - 400 c.
  4. Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе: моногр. / Ричард Бояцис , Энни Макки. [Текст] / - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 304 c.
  5. Василенко, М. А. Основы социально-психологического тренинга: моногр. / М.А. Василенко. - М.: Феникс, 2014. - 128 c.
  6. Дагаева, Елена Имидж как социально-психологический феномен / Елена Дагаева. [Текст] / - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 140 c.
  7. Дубинская, В. В. "Мой мир". Курс социально-психологической поддержки учащихся старших класов / В.В. Дубинская, З.Л. Баскакова. - М.: Московский Институт Гештальта и Психодрамы, 2014. - 72 c.
  8. Климов, Е. А. Психология труда, инженерная психология и эргономика [Текст]: учебник для академического бакалавриата / Е. А. Климов, О. Г. Носковой [и др.]. – Москва: Юрайт, 2017. – 529 с.
  9. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Издательство политической литературы, 2014. - 272 c.
  10. Козьяков, Р. В. Психология управления [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по специальности «Менеджмент» / Р. В. Козьяков. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 201с.
  11. Копытова, Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ / Н.Н. Копытова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 96 c.
  12. Креативный менеджмент. Социальные, психологические и творческие аспекты экономики труда. Учебное пособие: моногр. / О.Э. Башина и др. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 272 c.
  13. Личность ученого. Социально-психологический портрет. - М.: ИНИОН РАН, [Текст] / 2016. - 134 c.
  14. Львов, Д. Е. Метод активного социально-психологического воздействия / Д.Е. Львов. - М.: ERGO, 2016. - 124 c.
  15. Матяш, Н. В. Методы активного социально-психологического обучения / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - М.: Academia, 2012. - 96 c.
  16. Методические занятия с педагогическим коллективом. Гражданское образование и воспитание. - М.: Учитель, 2016. - 112 c.
  17. Микляева, А. В. Возростная дискриминация как социально-психологический феномен / А.В. Микляева. - М.: Речь, 2012. - 160 c.
  18. Модестова, Н. А. Комиссар Мегрэ и его автор. Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. - М.: Издательство киевского университета, 2013. - 186 c.
  19. Модестова, Н.А. Комиссар Мегрэ и его автор: Социально-психологический детектив Жоржа Сименона / Н.А. Модестова. - М.: Киев: Киевский университет, 2014. - 184 c.
  20. Оганесян, Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения / Н.Т. Оганесян. [Текст] / - М.: Ось-89, 2015. - 176 c.
  21. Павлова, О. С. Черты социально-психологического портрета / О.С. Павлова. - М.: Форум, 2012. - 384 c.
  22. Северный, А.А. Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья / А.А. Северный. - М.: Книга по Требованию, 2013. - 418 c.
  23. Северный, А.А. Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья / А.А. Северный. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 292 c.
  24. Семенов, В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее: Актуальные социально-психологические проблемы [Текст] / В.Е. Семенов. - М.: Лениздат, 2012. - 127 c.
  25. Слепухина, Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе: Учебно-методическое пособие / Г.В. Слепухина. - М.: МПСИ, 2014. - 188 c.
  26. Степкин, Юрий Авторитет личности.Системное социально-психологическое исследование / Юрий Степкин. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 280 c.
  27. Субботина, М. С. Связь акцентуаций характера с профессиональной направленностью в юношеском возрасте [Электронный ресурс] / М. С. Субботина. – Режим доступа: http://forum-nauka.ru/domains_data/files/4/Subbotinastatya.pdf. Дата обращения: 09.12.2017
  28. Фирсов, Н. Н. Герои 14-го декабря. Популярный очерк: Социально-психологическая характеристика / Н.Н. Фирсов. - М.: Былое, 2013. - 92 c.
  29. Шмидт, М. А. Исследование структуры профессиональной направленности личности [Электронный ресурс] / М. А. Шмидт. – Режим доступа: http://docplayer.ru/37417197-Issledovanie-struktury-professionalnoy-napravlennosti-lichnosti.html. Дата обращения: 03.12.2017.
  30. Штроо, В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Учебник и практикум / В.А. Штроо. - М.: Юрайт, 2015. - 278 c.
  31. Шуванов, И. Б. Дружининские чтения: материалы XIV Всерос. науч-практ. конф. [Электронный ресурс] / под ред. С. В. Воронина, В. П. Шувановой, С. А. Барановой. – Режим доступа: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc15_05_16_3.html. Дата обращения: 01.12.2017.
  32. http://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/gl164.shtm)

Приложения

Приложение 1

Метод экспресс - диагностики эмпатии (разработчик И.М.Юсупов).

1 группа

шкалы

уровень

1

2

3

4

5

6

1

1

4

2

3

4

1

15

средний

2

2

2

2

3

2

3

14

средний

3

1

5

4

4

3

4

21

высокий

4

3

5

4

5

3

2

22

высокий

5

4

4

4

5

2

3

22

высокий

6

5

4

5

1

3

5

23

высокий

7

5

4

4

4

4

4

25

высокий

8

4

5

5

5

5

5

24

высокий

9

5

4

5

4

5

4

27

очень высокий

10

4

5

3

3

4

5

24

высокий

11

4

5

2

5

5

4

25

высокий

12

5

4

5

1

3

5

23

высокий

13

4

4

4

5

2

3

22

высокий

14

4

5

5

5

5

5

29

очень высокий

15

5

4

5

1

3

5

23

высокий

16

5

4

5

1

3

5

28

очень высокий

17

5

5

5

5

5

5

30

очень высокий

18

4

5

5

5

5

5

29

очень высокий